Закреплена за кафедрой | Кафедра всеобщей истории и международных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.05. Международные отношения |
Профиль | Актуальные проблемы международных отношений |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_05_МО-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 22,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений
Протокол от 17.04.2019 г. № 8а
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.
1.1. | Цель дисциплины состоит в том, чтобы сформировать у студентов целостное представление о взаимоотношениях государств на международной арене, процессах и механизмах принятия решений, выработки внешнеполитического курса ведущими мировыми державами в условиях развития системы международных отношений поле окончания "холодной войны". Задачи: 1. Познакомить студентов с документальными источниками и доступными основными научными исследованиями по основным проблемам развития современных международных отношений. 2. Дать студентам навыки самостоятельного поиска материалов по основным проблемам современных международных отношений 3. Сформировать у студентов четкое представление о понятийном аппарате курса. 4. Дать студентам представление о знаковых феноменах, ключевых событиях и персоналиях современных международных отношений |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04 |
УК-1 | Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач |
ОПК-4 | Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | -основные закономерности развития и функционирования системы современных международных отношений; -основные документальные источники и научные исследования по основным проблемам современных международных отношений |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - объяснять логику и закономерности процесса становления и развития современных международных отношений - формулировать гипотезы о причинах возникновения той или иной ситуации в сфере международных отношений и о путях (тенденциях) ее развития и последствиях |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками самостоятельного поиска материалов по основным проблемам развития современных международных отношений - навыками анализа современной международной ситуации в целом |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в курс «Современные международные отношения» | ||||||
1.1. | Введение в курс | Лекции | 6 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
Раздел 2. Основные характеристики современной системы международных отношений | ||||||
2.1. | Основные характеристики современной системы международных отношений | Лекции | 6 | 4 | ОПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Глобальное измерение современных международных отношений | ||||||
3.1. | Международные отношения в "эпоху джихада" | Лекции | 6 | 4 | Л2.1, Л1.1 | |
3.2. | Проблемы контроля над распространением ядерного оружия в современных международных отношениях | Практические | 6 | 4 | ОПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 4. США в современных международных отношениях | ||||||
4.1. | США в современных международных отношениях | Практические | 6 | 4 | ОПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 5. Атлантические и трансатлантические отношения | ||||||
5.1. | Атлантические и трансатлантические отношения | Практические | 6 | 4 | ОПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 6. ЕС и его ведущие страны-участники в международных отношениях | ||||||
6.1. | Эволюция внешней политики и политики безопасности ЕС | Практические | 6 | 2 | ОПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
6.2. | Отношения ЕС и Россия на рубеже XX–XXI вв. | Практические | 6 | 2 | ОПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
6.3. | Германия в международных отношениях 1990-х – 2010-х гг. | Практические | 6 | 2 | ОПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
6.4. | Франция в международных отношениях 1990-х – 2010-х гг. | Практические | 6 | 2 | ОПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
6.5. | Великобритания в международных отношениях 1990-х — 2010-х гг. | Практические | 6 | 2 | ОПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 7. Общеевропейский процесс | ||||||
7.1. | Общеевропейский процесс | Лекции | 6 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 8. Международные отношения в связи с распадом Югославии | ||||||
8.1. | Международные отношения в связи с распадом Югославии | Лекции | 6 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 9. Отношения между Россией и новыми странами Восточной Европы, Южного Кавказа и Центральной Азии | ||||||
9.1. | «Советское наследие» в международных отношениях | Лекции | 6 | 4 | Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 10. Китай в современных международных отношениях | ||||||
10.1. | Китай в современных международных отношениях | Практические | 6 | 2 | ОПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 11. Подготовка к практическим занятиям и итоговому контролю | ||||||
11.1. | Подготовка к практическим занятиям и итоговому контролю | Сам. работа | 6 | 66 | ОПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств находится в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Батюк В.И. | ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Власов Н.А. - Отв. ред. | ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | АлтГУ | История международных отношений в Европе (1945-1991 гг.) в документах и материалах [Электронный ресурс]: хрестоматия | АлтГУ, 2017 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | МВФ | www.imf.org | ||
Э2 | НАТО | www.nato.int | ||
Э3 | ООН | www.un.org | ||
Э4 | History Channel | www.historychannel.com | ||
Э5 | The History Net | www.thehistorynet.com | ||
Э6 | Учебная дисциплина «Современные международные отношения» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Целью методических рекомендаций является помощь студенту в оптимальной организации процесса изучения дисциплины, выполнении всех форм самостоятельной работы и достижении высоких результатов текущей и промежуточной аттестации. Для этого необходимо на всех этапах от начала изучения дисциплины до его завершения соблюдать последовательность в постановке и решении ряда логических и содержательных задач в соответствии со спецификой дисциплины и компетенциями, которые должны быть сформированы в итоге ее освоения. Начать следует с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии). Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины. Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (зачету). В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу. Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию: релевантность (точное соответствие теме); фокус на наиболее важных моментах; понимание аудитории; драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории; доступность, ясность излагаемого материала; живое изложение, умение заинтересовать; убедительность выступления; культура речи, четкость дикции, темп изложения; логическая завершѐнность выступления; соблюдение регламента выступления; текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами; логическая последовательность информации на слайдах; общее впечатление от просмотра презентации; знание источников и основной литературы по теме; уровень владения проблемой (правильность ответа); уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность); полнота ответа; владение профессиональным языком. Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – зачету, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа. |