МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные международные отношения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.03.05. Международные отношения
ПрофильАктуальные проблемы международных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_05_МО-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Бетмакаев Алексей Михайлович

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Малышева Нина Сергеевна

Рабочая программа дисциплины
Современные международные отношения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.05 Международные отношения (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 15.07.2017г. №555)

составлена на основании учебного плана:
41.03.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 17.04.2019 г. №
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 17.04.2019 г. №
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины состоит в том, чтобы сформировать у студентов целостное представление о взаимоотношениях государств на международной арене, процессах и механизмах принятия решений, выработки внешнеполитического курса ведущими мировыми державами в условиях развития системы международных отношений поле окончания "холодной войны".
Задачи:
1. Познакомить студентов с документальными источниками и доступными основными научными исследованиями по основным проблемам развития современных международных отношений.
2. Дать студентам навыки самостоятельного поиска материалов по основным проблемам современных международных отношений
3. Сформировать у студентов четкое представление о понятийном аппарате курса.
4. Дать студентам представление о знаковых феноменах, ключевых событиях и персоналиях современных международных отношений

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
ОПК-4 Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-основные закономерности развития и функционирования системы современных международных отношений;
-основные документальные источники и научные исследования по основным проблемам современных международных отношений
3.2.Уметь:
3.2.1.- объяснять логику и закономерности процесса становления и развития современных международных отношений
- формулировать гипотезы о причинах возникновения той или иной ситуации в сфере международных отношений и о путях (тенденциях) ее развития и последствиях
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками самостоятельного поиска материалов по основным проблемам развития современных международных отношений
- навыками анализа современной международной ситуации в целом

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс «Современные международные отношения»
1.1. Введение в курс Лекции 6 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Основные характеристики современной системы международных отношений
2.1. Основные характеристики современной системы международных отношений Лекции 6 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Глобальное измерение современных международных отношений
3.1. Международные отношения в "эпоху джихада" Лекции 6 4 Л2.1, Л1.1
3.2. Проблемы контроля над распространением ядерного оружия в современных международных отношениях Практические 6 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. США в современных международных отношениях
4.1. США в современных международных отношениях Практические 6 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Атлантические и трансатлантические отношения
5.1. Атлантические и трансатлантические отношения Практические 6 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 6. ЕС и его ведущие страны-участники в международных отношениях
6.1. Эволюция внешней политики и политики безопасности ЕС Практические 6 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.2. Отношения ЕС и Россия на рубеже XX–XXI вв. Практические 6 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.3. Германия в международных отношениях 1990-х – 2010-х гг. Практические 6 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.4. Франция в международных отношениях 1990-х – 2010-х гг. Практические 6 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.5. Великобритания в международных отношениях 1990-х — 2010-х гг. Практические 6 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 7. Общеевропейский процесс
7.1. Общеевропейский процесс Лекции 6 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Международные отношения в связи с распадом Югославии
8.1. Международные отношения в связи с распадом Югославии Лекции 6 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 9. Отношения между Россией и новыми странами Восточной Европы, Южного Кавказа и Центральной Азии
9.1. «Советское наследие» в международных отношениях Лекции 6 4 Л2.1, Л1.1
Раздел 10. Китай в современных международных отношениях
10.1. Китай в современных международных отношениях Практические 6 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 11. Подготовка к практическим занятиям и итоговому контролю
11.1. Подготовка к практическим занятиям и итоговому контролю Сам. работа 6 66 ОПК-4 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Батюк В.И. ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Власов Н.А. - Отв. ред. ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 АлтГУ История международных отношений в Европе (1945-1991 гг.) в документах и материалах [Электронный ресурс]: хрестоматия АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 МВФ www.imf.org
Э2 НАТО www.nato.int
Э3 ООН www.un.org
Э4 History Channel www.historychannel.com
Э5 The History Net www.thehistorynet.com
Э6 Учебная дисциплина «Современные международные отношения» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Целью методических рекомендаций является помощь студенту в оптимальной организации процесса изучения дисциплины, выполнении всех форм самостоятельной работы и достижении высоких результатов текущей и промежуточной аттестации. Для этого необходимо на всех этапах от начала изучения дисциплины до его завершения соблюдать последовательность в постановке и решении ряда логических и содержательных задач в соответствии со спецификой дисциплины и компетенциями, которые должны быть сформированы в итоге ее освоения.
Начать следует с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии).
Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины.
Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (зачету).
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу.
Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию:
релевантность (точное соответствие теме);
фокус на наиболее важных моментах;
понимание аудитории;
драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории;
доступность, ясность излагаемого материала;
живое изложение, умение заинтересовать;
убедительность выступления;
культура речи, четкость дикции, темп изложения;
логическая завершѐнность выступления;
соблюдение регламента выступления;
текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами;
логическая последовательность информации на слайдах;
общее впечатление от просмотра презентации;
знание источников и основной литературы по теме;
уровень владения проблемой (правильность ответа);
уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность);
полнота ответа;
владение профессиональным языком.
Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – зачету, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа.