МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные миграционные процессы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.03.05. Международные отношения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план41_03_05_МО-3-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 180
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 180 180 180 180
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
доцент, Ардякова Маргарита Юрьевна

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Малышева Нина Сергеевна

Рабочая программа дисциплины
Современные миграционные процессы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.05 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.04.2016г. №465)

составлена на основании учебного плана:
41.03.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 17.04.2019 г. №
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 17.04.2019 г. №
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать представления об особенностях миграционных процессов в условиях глобализации, масштабах, видах и нпаравлениях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-10 способность на практике защитить свои законнеы права, в том числе личности, при уважении к соответствующим правам других в многоэтничном и интернациональном окружении, использовать Гражданский кодекс россисйкой Федерации и другие нормативные правовые акты
ОПК-11 способность адаптироваться к условиям работы в составе многоэтничных и интернациональных групп, владение методами делового общения в интернациональной среде, способность использовать особенности местной деловой культуры зарубежных стран
ПК-14 способность ориентироваться в мировых экономических, экологических, демографических, миграционных процессах, понимание механизмов взаимовлияния планетарной среды, мировой экономики и мировой политики
ПК-15 владение знаниями о правовых основах международного взаимодействия, понимание и умение анализировать их влияние на внешнюю политику Российской Федерации и других государств мира
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.специфику миграций в качестве одногои из глобальных магатрендов
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять особенности миграций по видам и типам, анализировать состояние миграционных потоков по количественному и качетсвенному составу
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализа конкретных направлений, видов и форм миграций

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Миграции. История и современность.
1.1. Введение. Миграции. История и современность. Лекции 7 2 ОПК-11, ПК-15 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Глобализация как фактор совремнных миграционных процессов
2.1. Глобализация как фактор современных миграционных процессов Лекции 7 2 ОПК-11, ПК-15 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Глобализация как фактор совремнных миграционных процессов Практические 7 2 ОПК-11, ПК-15 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Основные черты и направления совремнных миграционных потоков
3.1. Основные черты и направления совремнных миграционных потоков Лекции 7 2 ОПК-11, ПК-15 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Основные черты и направления совремнных миграционных потоков Практические 7 2 ОПК-11, ПК-15 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Страны - доноры и принимающие страны в совремнном мире
4.1. Страны - доноры и принимающие страны в совремнном мире Лекции 7 2 ОПК-11, ПК-15 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1
4.2. Страны - доноры и принимающие страны в совремнном мире Практические 7 2 ОПК-11, ПК-15 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1
Раздел 5. Трудовая миграция
5.1. Трудовая миграция Лекции 7 4 ОПК-11, ПК-15 Л1.2, Л2.2, Л1.1
5.2. Трудовая миграция Практические 7 4 ОПК-11, ПК-15 Л1.2, Л2.2, Л1.1
Раздел 6. Современное миграционное законодательство: международный и национальный уровни
6.1. Современное миграционное законодательство: международный и национальный уровни Лекции 7 4 ОПК-11, ПК-15 Л1.2, Л1.1
6.2. Современное миграционное законодательство: международный и национальный уровни Практические 7 4 ОПК-11, ПК-15 Л1.2, Л1.1
Раздел 7. Национальные модели миграционной политики
7.1. Национальные модели миграционной политики Лекции 7 2 ОПК-11, ПК-15 Л1.2, Л2.3, Л1.1
7.2. Национальные модели миграционной политики Практические 7 4 ОПК-11, ПК-15 Л1.2, Л2.3, Л1.1
7.3. Подготовка к практическим занятиям и к зачету Сам. работа 7 180 ОПК-11, ПК-15 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Социология миграционных процессов: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
Л1.2 Киселева Е. В. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИИ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 АлтГУ Миграции в эпоху глобализации: монография Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.2 Окладникова Е. А. Трудовая миграция: Научные монографии Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
Л2.3 Воробьева О. Д., Рыбаковский Л. Л., Рыбаковский О. Л. — МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Московский государственный институт международных отношений (МГИМО-Университет) МИД РФ www.mgimo.ru
Э2 Полис (Политические исследования) Polis www.politstudies.ru
Э3 Российская ассоциация международных исследований (публикации) www.rami.ru
Э4 Российская ассоциация политической науки (библиотека) www.rapn.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение курса следует начать с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии).
Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины.
Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (зачету).
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу.
Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию:
релевантность (точное соответствие теме);
фокус на наиболее важных моментах;
понимание аудитории;
драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории;
доступность, ясность излагаемого материала;
живое изложение, умение заинтересовать;
убедительность выступления;
культура речи, четкость дикции, темп изложения;
логическая завершённость выступления;
соблюдение регламента выступления;
текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами;
логическая последовательность информации на слайдах;
общее впечатление от просмотра презентации;
знание источников и основной литературы по теме;
уровень владения проблемой (правильность ответа);
уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность);
полнота ответа;
владение профессиональным языком.
Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – зачету, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа.