Закреплена за кафедрой | Кафедра всеобщей истории и международных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.05. Международные отношения |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_05_МО-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 180 | 180 | 180 | 180 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений
Протокол от 17.04.2019 г. № 8а
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.
1.1. | Сформировать представления об особенностях миграционных процессов в условиях глобализации, масштабах, видах и нпаравлениях. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04 |
ОПК-10 | способность на практике защитить свои законнеы права, в том числе личности, при уважении к соответствующим правам других в многоэтничном и интернациональном окружении, использовать Гражданский кодекс россисйкой Федерации и другие нормативные правовые акты |
ОПК-11 | способность адаптироваться к условиям работы в составе многоэтничных и интернациональных групп, владение методами делового общения в интернациональной среде, способность использовать особенности местной деловой культуры зарубежных стран |
ПК-14 | способность ориентироваться в мировых экономических, экологических, демографических, миграционных процессах, понимание механизмов взаимовлияния планетарной среды, мировой экономики и мировой политики |
ПК-15 | владение знаниями о правовых основах международного взаимодействия, понимание и умение анализировать их влияние на внешнюю политику Российской Федерации и других государств мира |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | специфику миграций в качестве одногои из глобальных магатрендов |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | выявлять особенности миграций по видам и типам, анализировать состояние миграционных потоков по количественному и качетсвенному составу |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками анализа конкретных направлений, видов и форм миграций |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение. Миграции. История и современность. | ||||||
1.1. | Введение. Миграции. История и современность. | Лекции | 7 | 2 | ОПК-11, ПК-15 | Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 2. Глобализация как фактор совремнных миграционных процессов | ||||||
2.1. | Глобализация как фактор современных миграционных процессов | Лекции | 7 | 2 | ОПК-11, ПК-15 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.2. | Глобализация как фактор совремнных миграционных процессов | Практические | 7 | 2 | ОПК-11, ПК-15 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 3. Основные черты и направления совремнных миграционных потоков | ||||||
3.1. | Основные черты и направления совремнных миграционных потоков | Лекции | 7 | 2 | ОПК-11, ПК-15 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.2. | Основные черты и направления совремнных миграционных потоков | Практические | 7 | 2 | ОПК-11, ПК-15 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 4. Страны - доноры и принимающие страны в совремнном мире | ||||||
4.1. | Страны - доноры и принимающие страны в совремнном мире | Лекции | 7 | 2 | ОПК-11, ПК-15 | Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1 |
4.2. | Страны - доноры и принимающие страны в совремнном мире | Практические | 7 | 2 | ОПК-11, ПК-15 | Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1 |
Раздел 5. Трудовая миграция | ||||||
5.1. | Трудовая миграция | Лекции | 7 | 4 | ОПК-11, ПК-15 | Л1.2, Л2.2, Л1.1 |
5.2. | Трудовая миграция | Практические | 7 | 4 | ОПК-11, ПК-15 | Л1.2, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 6. Современное миграционное законодательство: международный и национальный уровни | ||||||
6.1. | Современное миграционное законодательство: международный и национальный уровни | Лекции | 7 | 4 | ОПК-11, ПК-15 | Л1.2, Л1.1 |
6.2. | Современное миграционное законодательство: международный и национальный уровни | Практические | 7 | 4 | ОПК-11, ПК-15 | Л1.2, Л1.1 |
Раздел 7. Национальные модели миграционной политики | ||||||
7.1. | Национальные модели миграционной политики | Лекции | 7 | 2 | ОПК-11, ПК-15 | Л1.2, Л2.3, Л1.1 |
7.2. | Национальные модели миграционной политики | Практические | 7 | 4 | ОПК-11, ПК-15 | Л1.2, Л2.3, Л1.1 |
7.3. | Подготовка к практическим занятиям и к зачету | Сам. работа | 7 | 180 | ОПК-11, ПК-15 | Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств находится в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Социология миграционных процессов: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Директ-Медиа, 2017 | biblioclub.ru | |
Л1.2 | Киселева Е. В. | МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИИ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | АлтГУ | Миграции в эпоху глобализации: монография | Изд-во АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Окладникова Е. А. | Трудовая миграция: Научные монографии | Директ-Медиа, 2014 | biblioclub.ru |
Л2.3 | Воробьева О. Д., Рыбаковский Л. Л., Рыбаковский О. Л. — | МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Московский государственный институт международных отношений (МГИМО-Университет) МИД РФ | www.mgimo.ru | ||
Э2 | Полис (Политические исследования) Polis | www.politstudies.ru | ||
Э3 | Российская ассоциация международных исследований (публикации) | www.rami.ru | ||
Э4 | Российская ассоциация политической науки (библиотека) | www.rapn.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Изучение курса следует начать с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии). Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины. Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (зачету). В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу. Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию: релевантность (точное соответствие теме); фокус на наиболее важных моментах; понимание аудитории; драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории; доступность, ясность излагаемого материала; живое изложение, умение заинтересовать; убедительность выступления; культура речи, четкость дикции, темп изложения; логическая завершённость выступления; соблюдение регламента выступления; текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами; логическая последовательность информации на слайдах; общее впечатление от просмотра презентации; знание источников и основной литературы по теме; уровень владения проблемой (правильность ответа); уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность); полнота ответа; владение профессиональным языком. Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – зачету, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа. |