МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Спецсеминар 2

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.03.05. Международные отношения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость17 ЗЕТ
Учебный план41_03_05_МО-3-2019
Часов по учебному плану 612
в том числе:
аудиторные занятия 132
самостоятельная работа 480
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
курсовая работа: 2, 4, 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) 2 (4) 3 (5) 3 (6) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 16 22,5 15,5 22 15 22 15,5 10,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Практические 16 16 16 16 16 16 18 18 16 16 18 18 16 16 16 16 132 132
Сам. работа 20 20 20 20 20 20 198 198 20 20 18 18 164 164 20 20 480 480
Итого 36 36 36 36 36 36 216 216 36 36 36 36 180 180 36 36 612 612

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Аршинцева Ольга Алексеевна;к.и.н, профессор, Курныкин Олег Юрьеыич;д.и.н., зав. кафедрой, Чернышов Юрий Георгиевич;к.и.н., доцент, Бетмакаев Алексей Михайлович

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Малышева Нина Сергеевна

Рабочая программа дисциплины
Спецсеминар 2

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.05 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.04.2016г. №465)

составлена на основании учебного плана:
41.03.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 17.04.2019 г. №
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 17.04.2019 г. №
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: подготовка и написание самостоятельной научно-исследовательской работы (курсовой)по соответствующим темам направления "Международные отношения"
Задачи:
-формирование теоретико-методологических навыков в соответствие с квалификационными характеристиками направления "Международные отношения";
-формирование навыков самостоятельного сбора и научного анализа информации из достоверных источников по проблемам международных отношений и конкретной теме научной работы;
-формирование навыков структурирования материала и навыков формулировки аргументированных выводов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способность ясно, логически верно и аргументированно строить устную и письменную речь в соответствующей профессиональной области
ОПК-4 способность находить нестандартные интерпретации международной информации и проводить соответствующий анализ для решения задач профессиональной деятельности
ПК-18 способность понимать основные теории международных отношений
ПК-19 способность владеть базовыми навыками прикладного анализа международных ситуаций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-специфику исследуемой темы в соответствие с актуальными аспектами международных отношений
3.2.Уметь:
3.2.1.-соотнести исследуемую тему с актуальными проблемами международных отношений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками самостоятельного сбора и научного анализа информации по теме научной работы;
- навыками обобщения результатов исследования центральной проблемы научной работы;
-оформления результатов научного исследования в виде самостоятельного и законченного научного текста в соответствеие с универсальными квалификационными требованиями

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Актуальные проблемы истории и теории, современных международных отношений и мировой политики
1.1. Актуальные проблемы истории и теории, современных международных отношений и мировой политики Практические 1 16 ОПК-2, ОПК-4, ПК-18, ПК-19 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Актуальные проблемы истории и теории, современных международных отношений и мировой политики Практические 2 16 ОПК-2, ОПК-4, ПК-18, ПК-19 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Актуальные проблемы истории и теории, современных международных отношений и мировой политики Практические 3 16 ОПК-2, ОПК-4, ПК-18, ПК-19 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Актуальные проблемы истории и теории, современных международных отношений и мировой политики Практические 4 18 ОПК-2, ОПК-4, ПК-18, ПК-19 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.5. Актуальные проблемы истории и теории, современных международных отношений и мировой политики Практические 5 16 ОПК-2, ОПК-4, ПК-18, ПК-19 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.6. Актуальные проблемы истории и теории, современных международных отношений и мировой политики Практические 6 18 ОПК-2, ОПК-4, ПК-18, ПК-19 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.7. Актуальные проблемы истории и теории, современных международных отношений и мировой политики Практические 7 16 ОПК-2, ОПК-4, ПК-18, ПК-19 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.8. Актуальные проблемы истории и теории, современных международных отношений и мировой политики Практические 8 16 ОПК-2, ОПК-4, ПК-18, ПК-19 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.9. Работа с оригинальными текстами в рамках изучения раздела Сам. работа 1 20 ОПК-2, ОПК-4, ПК-18, ПК-19 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.10. Сбор и обобщение информации из Интернета по теме раздела Сам. работа 2 20 ОПК-2, ОПК-4, ПК-18, ПК-19 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.11. Работа с оригинальными текстами в рамках изучения темы Сам. работа 3 20 ОПК-2, ОПК-4, ПК-18, ПК-19 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.12. Работа с оригинальными текстами в рамках изучения темы Сам. работа 4 198 ОПК-2, ОПК-4, ПК-18, ПК-19 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.13. Сбор и обобщение информации из Интернета по изучаемой теме Сам. работа 5 20 ОПК-2, ОПК-4, ПК-18, ПК-19 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.14. Самостоятельный подбор и анализ информации (в том числе из Интернета) по проблемам международных отношений и мировой политики Сам. работа 6 18 ОПК-2, ОПК-4, ПК-18, ПК-19 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.15. Самостоятельный подбор и анализ информации (в том числе из Интернета) по проблемам международных отношений и мировой политики Сам. работа 7 164 ОПК-2, ОПК-4, ПК-18, ПК-19 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.16. Написание выпускной работы Сам. работа 8 20 ОПК-2, ОПК-4, ПК-18, ПК-19 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Список тем курсовых работ
1. Американское общество и политика в условиях «нового курса» Ф.Д. Рузвельта, 1933-1940 гг.
2. Становление политической демократии на Западе во второй половине XIX в.: особенности английской и американской моделей.
3. Партии либералов и консерваторов и политический процесс в Англии в 1868-1912 гг.
4. История Германии после 1945 г. и до наших дней.
5. Общественная и повседневная жизнь в эпоху «холодной войны».
6. Президенты США 1940-х ¬– 2000-х гг.
7. Быт и нравы древних греков и римлян.
8. Особенности культуры и повседневной жизни западноевропейского средневековья.
9. Образ русских и Древней Руси в европейской литературной традиции Средних веков и Нового времени.
10. Идеология и политическая деятельность «Братьев-мусульман» в Египте.
11. «Неоосманизм» и пантюркизм во внешней политике Турции (конец ХХ – начало XXI в.).
12. Особенности социально-экономического развития арабских монархий Персидского залива (конец ХХ – начало XXI в.).
13. Уравнительные идеи в эпоху Великой Французской революции.
14. Расовый вопрос в США в эпоху Реконструкции (60-70-е гг. XIX в.).
15. Межгосударственные отношения и внешняя политика европейских государств в XIX – начале XX вв. (например, «Германо-английские отношения накануне Первой мировой войны» или «Гонка военно-морских вооружений в Европе в начале XX в.» и др.)

16. Социальная, экономическая, политическая и общекультурная история древнего мира и средних веков.
17. Социальная, экономическая, политическая и общекультурная история средних веков.
18. Социальная, экономическая, политическая и общекультурная история раннего нового времени.
19. Христианская церковь и государство в I-IV вв.
20. Политические идеи в раннехристианской литературе.
21. Представления о конце света в раннем христианстве.
22. Формирование идеологии ранней Римской империи.
23. Имидж России на Западе: основные этапы и особенности эволюции (разные сюжеты).
24. Эволюция российско-германских отношений и восприятие российских немцев (XVIII-XXI вв.).

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Неумоева-Колчеданцева Е. В. ОСНОВЫ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА. КУРСОВАЯ РАБОТА. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Азарская М. А., Поздеев В. Л. Научно-исследовательская работа в вузе: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ПГТУ, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Миронов В.В. Выполнение и оформление выпускных квалификационных работ: учебное пособие Издательство НГТУ, 2014 www.studentlibrary.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 А. А. Байкин [и др.] Выполнение и оформление выпускной квалификационной работы: метод. указания [б. и.], 2018 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Учебная дисциплина «Спецсеминар» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
Э2 Учебная дисциплина "Истоприя Холодной войны - спецсеминар/УИРС" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курсовая работа по международным отношениям представляет собой предусмотренное учебным планом и программой подготовки по направлению "Международные отношения" самостоятельное научное исследование актуальной в научном и политическом отношении проблемы. Тематика курсовых работ соответствует содержанию фундаментальных и специальных дисциплин и отражает требования ФГОС к формируемым в процессе научно-исследовательской работы студента компетенциям.
Кафедра всеобщей истории междунардных отношений в начале учебного года представляет примерный список тем, из которых студент выбирает свою тему, руководствуясь собственными интересами и рекомендациями научного руководителя. Исследование по выбранной теме осуществляется под научным руководством преподавателя кафедры научного руководителя) на протяжении всего учебного года и завершается оформлением его результатов в виде цельного текста, оформленного в соответствии с установленными требованиям ГОСТ. Промежуточные научные результаты студент представляет в виде сообщений на занятиях спецсеминара.
Исследование по теме курсовой работы осуществляется последовательно, проходя следующие этапы: (1) выбор темы, (2)формирование информационной базы, подбор источников и специальной научной литературы, (3) разработка плана/структуры основной части работы с проектами названий глав и их разделов, (4) систематизация и критический анализ материала источников и исследований, (5) написание текста основной части, Введения и Заключения, (6) окончательное оформление текста и научного аппарата (сносок, списка источников и литературы), (7) представление курсовой работы научному руководителю.
Структура курсовой работы имеет универсальный для научного исследования любого уровня характер и включает введение, основную часть (главы и разделы), заключение, список использованных источников и литературы, приложения и иллюстрации (при необходимости). Во Введении предусматриваются следующие обязательные структурные элементы: (1) постановка проблемы и обоснование ее актуальности, (2) объект и предмет исследования, цель и задачи исследования, (3) систематизированный обзор источников и научно литературы по теме, промежуточный вывод о степени изученности проблемы, (4) краткая характеристика структуры – глав и разделов. При распределение материала между главами рекомендуется избегать диспропорций и исходить из принципа соответствия структуры основной части поставленным задачам. Цель и задачи исследования должны быть реализованы в основном изложении и сформулированы в виде обобщений и выводов в Заключении.
Важнейшим направлением работы является поиск, подбор и критический анализ источников по избранной теме с учетом ее специфики и степени доступности самих источников. При формировании информационной базы работы обязательно проконсультироваться с научным руководителем. При этом следует использовать сложившиеся универсальные принципы систематизации источников (по основным группам) и источниковедческого анализа с учетом специфики конкретной научной проблемы. Самостоятельный поиск и обработка первоисточников и научной литературы является обязательным профессиональным навыком, формирование которого предусмотрено требованиями ФГОС, и важнейшим критерием оценки научно-исследовательской работы студента.
Важным критерием оценки курсовой работы также является его соответствие стилистическим требованиям к научному тексту: работа должна быть написана академическим языком, научные термины должны корректно использоваться и соответствовать теме по смыслу, при цитировании обязательны кавычки, при непрямом цитировании других авторов или первоисточников обязательны ссылки. Плагиат недопустим. При редактировании текста необходимо ориентироваться на замечания и рекомендации научного руководителя. Требования к объему курсовой работы определяются кафедрой всеобщей истории и международных отношений и уровнем исследовательской работы – в зависимости от года и формы обучения (от 1 до 3 для бакалавров).