Закреплена за кафедрой | Кафедра всеобщей истории и международных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.05. Международные отношения |
Профиль | Актуальные проблемы международных отношений |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_05_МО-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 22,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений
Протокол от 17.04.2019 г. № 8а
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.
1.1. | Цели: Углубить знания студентов по проблемам истории постсоветских государств; Указать основные направления изучения интеграционных процессов в странах СНГ; Привлечь внимание студентов к возможности ведения ими самостоятельного научного исследования в данной области. Задачи: Сформировать у студентов представления о сущности процессов интеграции и дезинтеграции в общественной жизни; Изучить предпосылки дезинтеграции СССР и интеграции постсоветских государств; Рассмотреть механизмы функционирования СНГ; Осветить проблемы и перспективы развития интеграции в рамках СНГ и субрегиональных объединений. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02 |
УК-5 | Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах |
ОПК-3 | Способен выделять, систематизировать и интерпретировать содержательно значимые эмпирические данные из потоков информации, а также смысловые конструкции в оригинальных текстах и источниках по профилю деятельности |
ОПК-4 | Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях |
ПК-3 | Способен самостоятельно работать с документами, научной литературой, материалами средств массовой информации, докладами экспертно-аналитических центров, базами данных, в том числе на иностранном(ых) языке(ах) |
ПК-4 | Способен участвовать в разработке аналитических материалов |
ПК-5 | Способен понимать логику глобальных процессов и развития всемирной политической системы международных отношений в их исторической, экономической и правовой обусловленности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - сущность процессов интеграции и дезинтеграции в общественной жизни; - конкретные исторические факты по истории Российской империи, СССР и СНГ; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - находить информацию о ходе, тенденциях и процессах развития институциональной структуры СНГ; - этапы формирования СНГ; - договора между странами СНГ; - институциональную структуру СНГ; - интеграционные и дезинтеграционные процессы в рамках СНГ; - система региональной безопасности и межгосударственных связей в рамках СНГ. уметь: - проводить сравнительный анализ фактов этапов развития СНГ; - уметь анализировать современные тенденции политического, экономического и культурного развития стран СНГ; - ориентироваться в средствах массовой информации стран СНГ; - уметь дискутировать с использованием конкретных фактов истории развития стран СНГ. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками сравнительного анализа по фактологическому материалу; - отстаивать собственную точку зрения на по конкретных историческим фактам развития СНГ; |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Постсоветское пространство как научный термин. Процессы интеграции и дезинтеграции в СНГ | ||||||
1.1. | Постсоветское пространство как научный термин. Процессы интеграции и дезинтеграции в СНГ | Лекции | 6 | 2 | УК-5, ОПК-3, ОПК-4, ПК-3, ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л3.2 |
1.2. | Распад СССР. Условия развития интеграционных процессов в постсоветском пространстве | Практические | 6 | 2 | УК-5, ОПК-3, ОПК-4, ПК-3, ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.2 |
Раздел 2. Содружество Независимых Государств: особенности становления и развития | ||||||
2.1. | Содружество Независимых Государств: особенности становления и развития | Лекции | 6 | 2 | УК-5, ОПК-3, ОПК-4, ПК-3, ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.2 |
Раздел 3. Институциональная структура СНГ и нормативно-правовые аспекты функционирования | ||||||
3.1. | Институциональная структура СНГ и нормативно-правовые аспекты функционирования | Лекции | 6 | 2 | УК-5, ОПК-3, ОПК-4, ПК-3, ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л3.2 |
Раздел 4. Регион СНГ во внешней политике России | ||||||
4.1. | Регион СНГ во внешней политике России | Практические | 6 | 2 | УК-5, ОПК-3, ОПК-4, ПК-3, ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л3.2 |
Раздел 5. Экономические и политические процессы в "новой Восточной Европе" | ||||||
5.1. | Экономические и политические процессы в "новой Восточной Европе" | Лекции | 6 | 2 | УК-5, ОПК-3, ОПК-4, ПК-3, ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л3.2 |
5.2. | Экономические и политические процессы в "новой Восточной Европе" | Практические | 6 | 2 | УК-5, ОПК-3, ОПК-4, ПК-3, ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л3.2 |
Раздел 6. Экономические и политческие процессы на Южном Кавказе | ||||||
6.1. | Экономические и политческие процессы на Южном Кавказе | Лекции | 6 | 2 | УК-5, ОПК-3, ОПК-4, ПК-3, ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л3.2 |
6.2. | Экономические и политческие процессы на Южном Кавказе | Практические | 6 | 2 | УК-5, ОПК-3, ОПК-4, ПК-3, ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л3.2 |
Раздел 7. Экономические и политические процессы в Центральной Азии | ||||||
7.1. | Экономические и политические процессы в Центральной Азии | Лекции | 6 | 2 | УК-5, ОПК-3, ОПК-4, ПК-3, ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л3.2 |
7.2. | Экономические и политические процессы в Центральной Азии | Практические | 6 | 4 | УК-5, ОПК-3, ОПК-4, ПК-3, ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л3.2 |
Раздел 8. Интеграция Белоруси и России | ||||||
8.1. | Интеграция Белоруси и России | Лекции | 6 | 2 | УК-5, ОПК-3, ОПК-4, ПК-3, ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л3.2 |
8.2. | Интеграция Белоруси и России | Практические | 6 | 2 | УК-5, ОПК-3, ОПК-4, ПК-3, ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л3.2 |
Раздел 9. Многосторонние взаимодействия на постсоветском пространстве: сотрудничество и противоречия | ||||||
9.1. | Многосторонние взаимодействия на постсоветском пространстве: сотрудничество и противоречия | Лекции | 6 | 2 | УК-5, ОПК-3, ОПК-4, ПК-3, ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л3.2 |
9.2. | Военно-политическое сотрудничество стран СНГ | Практические | 6 | 2 | УК-5, ОПК-3, ОПК-4, ПК-3, ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л3.2 |
Раздел 10. Политические и экономические странтегии внерегиональных держав и организаций на постсоветском пространстве | ||||||
10.1. | Политические и экономические странтегии внерегиональных держав и организаций на постсоветском пространстве | Лекции | 6 | 2 | УК-5, ОПК-3, ОПК-4, ПК-3, ПК-4, ПК-5 | Л2.3, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л3.2 |
10.2. | Политические и экономические странтегии внерегиональных держав и организаций на постсоветском пространстве | Практические | 6 | 2 | УК-5, ОПК-3, ОПК-4, ПК-3, ПК-4, ПК-5 | Л2.3, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л3.2 |
Раздел 11. Подготовка к промежуточной аттестации | ||||||
11.1. | Подготовка к практическим занятиям | Сам. работа | 6 | 60 | УК-5, ОПК-3, ОПК-4, ПК-3, ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л3.2 |
11.2. | Подготовка к зачету | Сам. работа | 6 | 12 | УК-5, ОПК-3, ОПК-4, ПК-3, ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л3.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Процессы интеграции и дезинтеграции в обществе 2. Распад СССР. Условия развития интеграционных процессов в постсоветском пространстве 3. Правовые и институциональные основы Содружества независимых государств. 4. СНГ в 1992-2012 гг.: векторы и динамика развития 5. Интеграция стран Центральной Азии 6. Евразийское экономическое сообщество 7. Интеграция Беларуси и России 8. Актуальные проблемы и перспективы развития СНГ |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств находится в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Поздняков А.И. - отв. ред., Белозёров В.К. - отв. ред., Васильева М.М. - отв. ред. | СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Цыганков П.А. - отв. ред. | МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МИРОВАЯ ПОЛИТИКА. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Заблоцкий Р. А. | Проблемы интеграции стран СНГ: Научная монография | Москва: Лаборатория книги, 2012 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Шумский Н. Н. | Региональные экономические объединения постсоветских государств. Организационно-правовое обеспечение процессов интеграции: Монография | Минск: Белорусская наука, 2010 | biblioclub.ru |
Л2.3 | Научный редактор и руководитель авторского коллектива: Большаков А.Г. | Методология исследования конфликтов на постсоветском пространстве : очерки: монография | Казань: Казанский университет, 2013 | biblioclub.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | А. В. Шарапов | Россия и постсоветское пространство [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие | АлтГУ, 2018 | elibrary.asu.ru |
Л3.2 | Пинкин В.И. | Содружество Независимых Государств (СНГ): учебно-методическое пособие | Издательство НГТУ, 2014 | www.studentlibrary.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотечная система "ЛАНЬ" | e.lanbook.com | ||
Э2 | Университеская библиотека online | www.biblioclub.ru | ||
Э3 | Интернет-портал СНГ | www.e-cis.info | ||
Э4 | Учебная дисциплина «Экономические и политические процессы в СНГ» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/); Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Изучение курса следует начать с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии). Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины. Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (зачету). В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу. Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию: релевантность (точное соответствие теме); фокус на наиболее важных моментах; понимание аудитории; драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории; доступность, ясность излагаемого материала; живое изложение, умение заинтересовать; убедительность выступления; культура речи, четкость дикции, темп изложения; логическая завершённость выступления; соблюдение регламента выступления; текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами; логическая последовательность информации на слайдах; общее впечатление от просмотра презентации; знание источников и основной литературы по теме; уровень владения проблемой (правильность ответа); уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность); полнота ответа; владение профессиональным языком. Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – зачету, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа. |