МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономические и политические процессы в СНГ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.03.05. Международные отношения
ПрофильАктуальные проблемы международных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_05_МО-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доцент, Уфимская Евгения Владимировна

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Малышева Нина Сергеевна

Рабочая программа дисциплины
Экономические и политические процессы в СНГ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.05 Международные отношения (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 15.07.2017г. №555)

составлена на основании учебного плана:
41.03.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 17.04.2019 г. №
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 17.04.2019 г. №
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели:
Углубить знания студентов по проблемам истории постсоветских государств;
Указать основные направления изучения интеграционных процессов в странах СНГ;
Привлечь внимание студентов к возможности ведения ими самостоятельного научного исследования в данной области.
Задачи:
Сформировать у студентов представления о сущности процессов интеграции и дезинтеграции в общественной жизни;
Изучить предпосылки дезинтеграции СССР и интеграции постсоветских государств;
Рассмотреть механизмы функционирования СНГ;
Осветить проблемы и перспективы развития интеграции в рамках СНГ и субрегиональных объединений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
ОПК-3 Способен выделять, систематизировать и интерпретировать содержательно значимые эмпирические данные из потоков информации, а также смысловые конструкции в оригинальных текстах и источниках по профилю деятельности
ОПК-4 Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
ПК-3 Способен самостоятельно работать с документами, научной литературой, материалами средств массовой информации, докладами экспертно-аналитических центров, базами данных, в том числе на иностранном(ых) языке(ах)
ПК-4 Способен участвовать в разработке аналитических материалов
ПК-5 Способен понимать логику глобальных процессов и развития всемирной политической системы международных отношений в их исторической, экономической и правовой обусловленности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- сущность процессов интеграции и дезинтеграции в общественной жизни;
- конкретные исторические факты по истории Российской империи, СССР и СНГ;
3.2.Уметь:
3.2.1.- находить информацию о ходе, тенденциях и процессах развития институциональной структуры СНГ;
- этапы формирования СНГ;
- договора между странами СНГ;
- институциональную структуру СНГ;
- интеграционные и дезинтеграционные процессы в рамках СНГ;
- система региональной безопасности и межгосударственных связей в рамках СНГ.
уметь:
- проводить сравнительный анализ фактов этапов развития СНГ;
- уметь анализировать современные тенденции политического, экономического и культурного развития стран СНГ;
- ориентироваться в средствах массовой информации стран СНГ;
- уметь дискутировать с использованием конкретных фактов истории развития стран СНГ.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками сравнительного анализа по фактологическому материалу;
- отстаивать собственную точку зрения на по конкретных историческим фактам развития СНГ;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Постсоветское пространство как научный термин. Процессы интеграции и дезинтеграции в СНГ
1.1. Постсоветское пространство как научный термин. Процессы интеграции и дезинтеграции в СНГ Лекции 6 2 УК-5, ОПК-3, ОПК-4, ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л3.2
1.2. Распад СССР. Условия развития интеграционных процессов в постсоветском пространстве Практические 6 2 УК-5, ОПК-3, ОПК-4, ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.2
Раздел 2. Содружество Независимых Государств: особенности становления и развития
2.1. Содружество Независимых Государств: особенности становления и развития Лекции 6 2 УК-5, ОПК-3, ОПК-4, ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.2
Раздел 3. Институциональная структура СНГ и нормативно-правовые аспекты функционирования
3.1. Институциональная структура СНГ и нормативно-правовые аспекты функционирования Лекции 6 2 УК-5, ОПК-3, ОПК-4, ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л3.2
Раздел 4. Регион СНГ во внешней политике России
4.1. Регион СНГ во внешней политике России Практические 6 2 УК-5, ОПК-3, ОПК-4, ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л3.2
Раздел 5. Экономические и политические процессы в "новой Восточной Европе"
5.1. Экономические и политические процессы в "новой Восточной Европе" Лекции 6 2 УК-5, ОПК-3, ОПК-4, ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л3.2
5.2. Экономические и политические процессы в "новой Восточной Европе" Практические 6 2 УК-5, ОПК-3, ОПК-4, ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л3.2
Раздел 6. Экономические и политческие процессы на Южном Кавказе
6.1. Экономические и политческие процессы на Южном Кавказе Лекции 6 2 УК-5, ОПК-3, ОПК-4, ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л3.2
6.2. Экономические и политческие процессы на Южном Кавказе Практические 6 2 УК-5, ОПК-3, ОПК-4, ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л3.2
Раздел 7. Экономические и политические процессы в Центральной Азии
7.1. Экономические и политические процессы в Центральной Азии Лекции 6 2 УК-5, ОПК-3, ОПК-4, ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л3.2
7.2. Экономические и политические процессы в Центральной Азии Практические 6 4 УК-5, ОПК-3, ОПК-4, ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л3.2
Раздел 8. Интеграция Белоруси и России
8.1. Интеграция Белоруси и России Лекции 6 2 УК-5, ОПК-3, ОПК-4, ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л3.2
8.2. Интеграция Белоруси и России Практические 6 2 УК-5, ОПК-3, ОПК-4, ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л3.2
Раздел 9. Многосторонние взаимодействия на постсоветском пространстве: сотрудничество и противоречия
9.1. Многосторонние взаимодействия на постсоветском пространстве: сотрудничество и противоречия Лекции 6 2 УК-5, ОПК-3, ОПК-4, ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л3.2
9.2. Военно-политическое сотрудничество стран СНГ Практические 6 2 УК-5, ОПК-3, ОПК-4, ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л3.2
Раздел 10. Политические и экономические странтегии внерегиональных держав и организаций на постсоветском пространстве
10.1. Политические и экономические странтегии внерегиональных держав и организаций на постсоветском пространстве Лекции 6 2 УК-5, ОПК-3, ОПК-4, ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л2.3, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л3.2
10.2. Политические и экономические странтегии внерегиональных держав и организаций на постсоветском пространстве Практические 6 2 УК-5, ОПК-3, ОПК-4, ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л2.3, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л3.2
Раздел 11. Подготовка к промежуточной аттестации
11.1. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 6 60 УК-5, ОПК-3, ОПК-4, ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л3.2
11.2. Подготовка к зачету Сам. работа 6 12 УК-5, ОПК-3, ОПК-4, ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л3.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Процессы интеграции и дезинтеграции в обществе
2. Распад СССР. Условия развития интеграционных процессов в постсоветском пространстве
3. Правовые и институциональные основы Содружества независимых государств.
4. СНГ в 1992-2012 гг.: векторы и динамика развития
5. Интеграция стран Центральной Азии
6. Евразийское экономическое сообщество
7. Интеграция Беларуси и России
8. Актуальные проблемы и перспективы развития СНГ
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Поздняков А.И. - отв. ред., Белозёров В.К. - отв. ред., Васильева М.М. - отв. ред. СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Цыганков П.А. - отв. ред. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МИРОВАЯ ПОЛИТИКА. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Заблоцкий Р. А. Проблемы интеграции стран СНГ: Научная монография Москва: Лаборатория книги, 2012 biblioclub.ru
Л2.2 Шумский Н. Н. Региональные экономические объединения постсоветских государств. Организационно-правовое обеспечение процессов интеграции: Монография Минск: Белорусская наука, 2010 biblioclub.ru
Л2.3 Научный редактор и руководитель авторского коллектива: Большаков А.Г. Методология исследования конфликтов на постсоветском пространстве : очерки: монография Казань: Казанский университет, 2013 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 А. В. Шарапов Россия и постсоветское пространство [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
Л3.2 Пинкин В.И. Содружество Независимых Государств (СНГ): учебно-методическое пособие Издательство НГТУ, 2014 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система "ЛАНЬ" e.lanbook.com
Э2 Университеская библиотека online www.biblioclub.ru
Э3 Интернет-портал СНГ www.e-cis.info
Э4 Учебная дисциплина «Экономические и политические процессы в СНГ» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/);
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение курса следует начать с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии).
Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины.
Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (зачету).
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу.
Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию:
релевантность (точное соответствие теме);
фокус на наиболее важных моментах;
понимание аудитории;
драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории;
доступность, ясность излагаемого материала;
живое изложение, умение заинтересовать;
убедительность выступления;
культура речи, четкость дикции, темп изложения;
логическая завершённость выступления;
соблюдение регламента выступления;
текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами;
логическая последовательность информации на слайдах;
общее впечатление от просмотра презентации;
знание источников и основной литературы по теме;
уровень владения проблемой (правильность ответа);
уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность);
полнота ответа;
владение профессиональным языком.
Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – зачету, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа.