МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономические и политические процессы в СНГ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.03.05. Международные отношения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_05_МО-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доцент, Уфимская Евгения Владимировна

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Малышева Нина Сергеевна

Рабочая программа дисциплины
Экономические и политические процессы в СНГ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.05 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.04.2016г. №465)

составлена на основании учебного плана:
41.03.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 17.04.2019 г. №
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 17.04.2019 г. №
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели:
Углубить знания студентов по проблемам истории постсоветских государств;
Указать основные направления изучения интеграционных процессов в странах СНГ;
Привлечь внимание студентов к возможности ведения ими самостоятельного научного исследования в данной области.
Задачи:
Сформировать у студентов представления о сущности процессов интеграции и дезинтеграции в общественной жизни;
Изучить предпосылки дезинтеграции СССР и интеграции постсоветских государств;
Рассмотреть механизмы функционирования СНГ;
Осветить проблемы и перспективы развития интеграции в рамках СНГ и субрегиональных объединений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-22 способность понимать основные тенденции развития ключевых интеграционных процессов современности
ПК-23 владение политической и правовой спецификой положения регионов России и зарубежных стран в отношениях между государствами и понимание возможностей и ограничений трансграничных и иных международных связей регионов
ПК-24 способность ориентироваться в механизмах многосторонней и интеграционной дипломатии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- сущность процессов интеграции и дезинтеграции в общественной жизни;
- конкретные исторические факты по истории Российской империи, СССР и СНГ;
3.2.Уметь:
3.2.1.- находить информацию о ходе, тенденциях и процессах развития институциональной структуры СНГ;
- этапы формирования СНГ;
- договора между странами СНГ;
- институциональную структуру СНГ;
- интеграционные и дезинтеграционные процессы в рамках СНГ;
- система региональной безопасности и межгосударственных связей в рамках СНГ.
уметь:
- проводить сравнительный анализ фактов этапов развития СНГ;
- уметь анализировать современные тенденции политического, экономического и культурного развития стран СНГ;
- ориентироваться в средствах массовой информации стран СНГ;
- уметь дискутировать с использованием конкретных фактов истории развития стран СНГ.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками сравнительного анализа по фактологическому материалу;
- отстаивать собственную точку зрения на по конкретных историческим фактам развития СНГ;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Процессы интеграции и дезинтеграции в обществе
1.1. Процессы интеграции и дезинтеграции в обществе Лекции 6 2 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л3.2
1.2. Распад СССР. Условия развития интеграционных процессов в постсоветском пространстве Лекции 6 2 Л2.1, Л3.2
Раздел 2. Правовые и институциональные основы Содружества независимых государств
2.1. Правовые и институциональные основы Содружества независимых государств Лекции 6 2 Л2.1, Л3.2
2.2. Правовые и институциональные основы Содружества независимых государств Практические 6 2 Л2.1, Л3.2
2.3. Подготовка к практическому занятию "Правовые и институциональные основы Содружества независимых государств" Сам. работа 6 12 Л2.1, Л3.2
Раздел 3. СНГ в 1992-2018 гг.: векторы и динамика развития
3.1. СНГ в 1992-2018 гг.: векторы и динамика развития Лекции 6 4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л3.2
Раздел 4. Интеграция стран Центральной Азии
4.1. Интеграция стран Центральной Азии Лекции 6 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л3.2
4.2. Интеграция стран Центральной Азии Практические 6 4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л3.2
4.3. Подготовка к практическому занятию "Интеграция стран Центральной Азии" Сам. работа 6 12 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л3.2
Раздел 5. Евразийский экономический союз
5.1. Евразийский экономический союз Лекции 6 2 Л2.1, Л2.2, Л3.2
5.2. Евразийский экономический союз Практические 6 4 Л2.1, Л2.2, Л3.2
5.3. Подготовка к практическому занятию "Евразийское экономическое сообщество" Сам. работа 6 12 Л2.1, Л2.2, Л3.2
Раздел 6. Интеграция Беларуси и России
6.1. Интеграция Беларуси и России Лекции 6 2 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л3.2
6.2. Интеграция Беларуси и России Практические 6 4 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л3.2
6.3. Подготовка к практическому занятию "Интеграция Беларуси и России" Сам. работа 6 12 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л3.2
Раздел 7. Актуальные проблемы и перспективы развития СНГ
7.1. Актуальные проблемы и перспективы развития СНГ Лекции 6 2 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л3.2
7.2. Актуальные проблемы и перспективы развития СНГ Практические 6 4 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л3.2
7.3. Подготовка к практическому занятию "Актуальные проблемы и перспективы развития СНГ" Сам. работа 6 12 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л3.1, Л3.2
7.4. Подготовка эссе Сам. работа 6 6 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л3.1, Л3.2
7.5. Подготовка к зачету Сам. работа 6 6 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л3.1, Л3.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Процессы интеграции и дезинтеграции в обществе
2. Распад СССР. Условия развития интеграционных процессов в постсоветском пространстве
3. Правовые и институциональные основы Содружества независимых государств.
4. СНГ в 1992-2012 гг.: векторы и динамика развития
5. Интеграция стран Центральной Азии
6. Евразийское экономическое сообщество
7. Интеграция Беларуси и России
8. Актуальные проблемы и перспективы развития СНГ
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Поздняков А.И. - отв. ред., Белозёров В.К. - отв. ред., Васильева М.М. - отв. ред. СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Цыганков П.А. - отв. ред. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МИРОВАЯ ПОЛИТИКА. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Заблоцкий Р. А. Проблемы интеграции стран СНГ: Научная монография Москва: Лаборатория книги, 2012 biblioclub.ru
Л2.2 Шумский Н. Н. Региональные экономические объединения постсоветских государств. Организационно-правовое обеспечение процессов интеграции: Монография Минск: Белорусская наука, 2010 biblioclub.ru
Л2.3 Научный редактор и руководитель авторского коллектива: Большаков А.Г. Методология исследования конфликтов на постсоветском пространстве : очерки: монография Казань: Казанский университет, 2013 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 А. В. Шарапов Россия и постсоветское пространство [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
Л3.2 Пинкин В.И. Содружество Независимых Государств (СНГ): учебно-методическое пособие Издательство НГТУ, 2014 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система "ЛАНЬ" e.lanbook.com
Э2 Университеская библиотека online www.biblioclub.ru
Э3 Интернет-портал СНГ www.e-cis.info
Э4 Учебная дисциплина «Экономические и политические процессы в СНГ» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/);
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение курса следует начать с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии).
Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины.
Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (зачету).
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу.
Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию:
релевантность (точное соответствие теме);
фокус на наиболее важных моментах;
понимание аудитории;
драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории;
доступность, ясность излагаемого материала;
живое изложение, умение заинтересовать;
убедительность выступления;
культура речи, четкость дикции, темп изложения;
логическая завершённость выступления;
соблюдение регламента выступления;
текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами;
логическая последовательность информации на слайдах;
общее впечатление от просмотра презентации;
знание источников и основной литературы по теме;
уровень владения проблемой (правильность ответа);
уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность);
полнота ответа;
владение профессиональным языком.
Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – зачету, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа.