МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Декоративные элементы в одежде

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.03. Искусство костюма и текстиля
ПрофильДизайн костюма и текстиля
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план54_03_03_ДКиТ-1-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 90
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 38 38 38 38
Сам. работа 90 90 90 90
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
доц., Бацына О.А.;

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Декоративные элементы в одежде

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.03 Искусство костюма и текстиля (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 25.05.2016г. №№624)

составлена на основании учебного плана:
54.03.03 Искусство костюма и текстиля
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.04.2018 г. № 7
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.04.2018 г. № 7
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью данной дисциплины является изучение эстетических особенностей декоративных элементов в костюме, выявление их роли образной стороне туалета и освоение некоторых приемов декорирования одежды для создания художественного проекта.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 способностью формулировать цели и задачи художественного проекта, к выявлению приоритетов в решении задач с учетом эстетических, этических и иных аспектов деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.О содержании основных этапов развития костюма разных народов;о различных трактовках тех или иных проблем, связанных с теоретическим изучением костюма и иметь возможность составить о них собственное мнение.
3.2.Уметь:
3.2.1.Знать классификацию костюма по форме, функциям, образу;причины образования, исчезновения, трансформации и возрождения национального, традиционного и исторического костюма,определения основных понятий, терминов по курсу.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-понимания значимости изучения истории костюма как часть искусства;
-аргументированного изложения материала по курсу;
-целостного понимания художественного значения костюма, стилей, модных тенденций.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Костюм как историко-культурный феномен.
1.1. История костюма как часть исторического знания. Предмет, цели и задачи курса. Источники изучения истории костюма и текстиля. Лекции 7 2 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.2. Особенности трактовка понятия "костюм", "мода", "декоративный элемент" Лекции 7 4 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.3. Костюм и его компоненты, аксессуары, фурнитура, декоративные элементы Практические 7 4 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.4. Понятие «системы», "часть", "целое", "аксессуар" в истории костюма. Практические 7 2 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.5. Взаимосвязь костюма и эстетического идеала в различных культурах. Семиотический анализ. Сам. работа 7 6 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Эволюция декоративных элементов в истории костюма Древнего периода
2.1. Освоение новых материалов для декорирования одежды в эпоху неолита и бронзы (ткани, войлок, кожевенные технологии). Лекции 7 2 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.2. Разработка эскиза костюма народов Месопотамии Практические 7 2 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.3. Особенности культуры восточных деспотий и их отражение в форме костюма Месопотамии. Формообразование и типы костюма культур Двуречья. Сам. работа 7 8 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.4. Особенности декорирования костюма в Древнем Египте Лекции 7 2 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.5. Эстетические принципы декоративного решения костюма в Древнем Египте. Символы и знаки в египетском костюме.(Подготовка к семинару). Сам. работа 7 6 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.6. Особенности декоративных элементов в искусстве костюма Древней Индии Практические 7 2 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.7. Разработка эскиза декоративного украшения Индии Сам. работа 7 6 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.8. Особенности декоративных элементов китайского костюма Практические 7 2 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.9. Разработка стилизованной модели с использованием декоративных элементов китайского костюма Сам. работа 7 6 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.10. Роль декоративных элементов в традиционном японском костюме Практические 7 2 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Декоративный элемент в культуре античности
3.1. Пластические задачи в костюме древней Греции. Лекции 7 2 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.2. Проблема формообразования и декорирования древнеримского костюма. Лекции 7 2 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.3. Разработка проекта в материале укращения в античном стиле материале Сам. работа 7 6 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Костюм Западной Европы
4.1. Особенности европейского костюма в эпоху средневековья. Лекции 7 2 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
4.2. Разработка эскиза европейского средневекового костюма Сам. работа 7 6 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
4.3. Костюм романского стиля Практические 7 2 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
4.4. Декоративный элемент в эпоху Готика Практические 7 2 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
4.5. Региональные особенности ювелирного искусства в Европе. (Изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку). Сам. работа 7 6 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Декоративный элемент в истории моды 19-20 вв.
5.1. Европейский костюм 19 века и место декоративного элемента в его стилистическом решении Практические 7 2 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.2. Разработка эскизов европейского женского костюма 19 века с применением декоративных техник Сам. работа 7 8 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.3. Стиль модерн в европейском костюме Практические 7 4 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.4. Разработка эскизов мужского и женского костюма в стиле модерн Сам. работа 7 6 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.5. Роль модных журналов в истории моды и стиля. Эволюция декоративных элементов Практические 7 4 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.6. Анализ журналов мод 19 века. Место декоративного элемента в костюме Сам. работа 7 4 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.7. Развитие костюма в 20 веке. Роль кутюрье в истории моды Практические 7 2 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.8. Развитие женского костюма в 1915—1925 годах Практические 7 2 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.9. Декоративный элемент в костюме Шанель, Диора, Кардена Практические 7 2 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.10. Создание украшения в стиле авангардных течений в искусстве ХХ века Сам. работа 7 4 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.11. Разработка эскиза модели и декоративного элемента в стиле модного дома "Кристиан Диор" Сам. работа 7 6 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.12. Особенности декоративного решения русского-народного костюма Практические 7 2 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.13. Русский народный костюм из коллекции Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Практические 7 2 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.14. Костюмы русских губерний Сам. работа 7 6 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.15. Символика цвета в русского костюма Сам. работа 7 6 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Козьякова М. И. История. Культура. Повседневность : Западная Европа: от Античности до XX века:: учебное пособие Москва : Согласие, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=252984
Л1.2 Цветкова Н.Н. История текстильного искусства и костюма. Древний мир: учебное пособие Издательство «СПбКО», 2010 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209999
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Тихонова Н.В. Композиция костюма: учебное пособие КНИТУ, 2017 e.lanbook.com
Л2.2 Кузьмичев В. Е., Ахмедулова Н. И., Юдина Л. П. ; под науч. ред. Кузьмичева В.Е. ОСНОВЫ ТЕОРИИ СИСТЕМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОСТЮМА 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Черняева Е.Н. История костюма: учебно-методический комплекс: Методическая литература Кемерово: КемГУКИ. // ЭБС "Университетская библиотека online", 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Университетская библиотека onlaine.- Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/
Э2 2. Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова.- Режим доступа: http://www.akunb.altlib.ru/elektronnaya-biblioteka.html
Э3 MOODLE Декоративные элементы в одежде portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины «Декоративные элементы в одежде» самостоятельная работа студентов является главным методом освоения дисциплины. Она предполагает углубленное изучение теоретических работ по проблемам в данной области.
По наиболее актуальным и сложным проблемам проводятся практические занятия согласно тематическому плану изучения дисциплины, где углубляются и закрепляются полученные студентами знания. Кроме того, в ходе указанных занятий у обучаемых вырабатываются умения и навыки создания и исполнения в материале декоративных элементов в одежде.
Применяются технические средства обучения, наглядные пособия, презентации, мастер-классы по разным видам техник декорирования.
Самостоятельная работа при изучении дисциплины играет очень важное значение. Как правило, на самостоятельную работу отводится около 50% бюджета времени, выделенного на освоение содержания учебной дисциплины. Для самостоятельной работы студент должен получить комплекс необходимых учебно-методических материалов в библиотеке вуза, а также использовать Интернет-ресурсы, указанные в Рабочей программе дисциплины.
Рекомендуется следующий порядок работы. Вначале надо ознакомиться с кругом вопросов, которые входят в раздел и тему дисциплины. Затем следует повторить материал лекции по конспекту, прочитать соответствующую главу учебника или учебного пособия и затем, для более расширенного изучения приступить к чтению дополнительной литературы, рекомендуемой по данной проблеме.