МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Слово и музыка в русской культуре

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильРусский язык и литература в филолого-коммуникативном аспекте
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_РЯЛ-12-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 88
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 88 88 88 88
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Романова Екатерина Геннадьевна;к.ф.н., доцент, Ковалев Олег Александрович

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Слово и музыка в русской культуре

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.04.01 ФИЛОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1299)

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 29.06.2017 г. №
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.ф.н. Чернышова Т.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 29.06.2017 г. №
Заведующий кафедрой профессор, д.ф.н. Чернышова Т.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- знакомство студентов с закономерностями и формами взаимодействия литературы и музыки в истории русской культуры XX века;
- углубление представления о месте русской литературы в контексте культуры;
- развитие способности анализировать литературные факты в общекультурном контексте, в том числе в контексте художественной культуры;
- знакомство с типологическими связями и влияниями в развитии русской культуры ХХ века.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии
ПК-1 владением навыками самостоятельного проведения научных исследований в области системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах, в сфере устной, письменной и виртуальной коммуникации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные способы комплексного (визуального, вербального, музыкального и др.) информационного воздействия, ключевые этапы в истории взаимодействия музыки и литературы, связь между важнейшими направлениями и школами отечественной литературы и музыки.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять методы комплексного анализа и истолкования явлений художественной культуры, различать различные способы интеллектуального и эмоционального, суггестивного воздействия литературного и музыкального произведения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.умением интерпретировать образцы литературно-музыкальных произведений, представлять место выдающихся композиторов в истории отечественной культуры, понимать роль и значение музыки в истории литературы и культуры XX в.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Вводная лекция Лекции 3 2 ОПК-4 Л1.1
Раздел 2. Основная часть
2.1. Литература и музыка в ХХ веке Лекции 3 2 ОПК-4, ПК-1 Л1.1
2.2. Слово и музыка в русской культуре ХХ века Практические 3 1 ОПК-4 Л1.1
2.3. Музыкальность русского символизма Практические 3 1 ОПК-4 Л1.1
2.4. Музыка в жизни А.А. Блока Практические 3 1 ОПК-4
2.5. Скифские мотивы в русской культуре XIX – начала ХХ веков Практические 3 1 ОПК-4, ПК-1 Л1.1
2.6. А.А. Ахматова и музыка Практические 3 2 ОПК-4 Л1.1
2.7. Б. Пастернак и музыка Практические 3 2 ОПК-4 Л1.1
2.8. М. Булгаков и музыка Практические 3 2 ОПК-4 Л1.1
2.9. Социалистический реализм в литературе и музыке Практические 3 2 ОПК-4 Л1.1
2.10. Музыкальный мир Иосифа Бродского Практические 3 2 ОПК-4 Л1.1
2.11. Постмодернизм и поставангард в русской культуре 1970-х – 1980-х годов Практические 3 2 ОПК-4 Л1.1
2.12. Подготовка к текущим занятиям Сам. работа 3 44 ПК-1
2.13. Внеаудиторное чтение Сам. работа 3 26 ПК-1
2.14. Подготовка к экзамену Сам. работа 3 18

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1 Аспекты проблемы «слово и музыка» в русской культуре ХХ века.
2 Влияние литературы на художественную культуру ХХ века.
3 Музыкальность русского символизма. А. Блок и музыка.
4 «Музыка революции» в поэме «Двенадцать».
5 Скифские мотивы в русской культуре XIX – начала ХХ веков.
6 А.А. Ахматова и музыка.
7 Музыкальные мотивы и образы в «Поэме без героя».
8 Б. Пастернак и музыка.
9 Музыкальность поэзии Пастернака.
10 М. Булгаков и музыка.
11 Мотивная структура романа «Мастер и Маргарита».
12 Социалистический реализм в литературе и музыке.
13 Музыкальный мир Иосифа Бродского.
14 Музыкальные вкусы Бродского.
15 К проблеме музыкальности лирики Бродского.
16 Постмодернизм и поставангард в русской культуре 1970-х – 1980-х годов.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
• Что изменилось в восприятии литературой музыки в ХХ веке в сравнении с XIX-м?
• Судьба идеи синтеза искусств в советской культуре.
• Музыкальность поэзии символизма.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см приложенный файл

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Есин А.Б. Литературоведение. Культурология: Учебное пособие М.: Флинта // ЭБС «Лань», 2012., 2017 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Слово и музыка в русской культуре portal.edu.asu.ru
Э2 http://highpoetry.clan.su
Э3 http://orheusmusic.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Open Office – Условия использования по ссылке http://www.openoffice.org/license.html
7-Zip – Условия использования по ссылке http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader – Условия использования по ссылке http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
Microsoft® Windows Professional 7 Russian Upgrade Academic OPEN I License No Level (версия 7) – Номер лицензии 60357319
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа на лекции
На лекциях студенты получают самые необходимые данные, во многом дополняющие учебники (иногда даже их заменяющие), знакомятся с последними достижениями науки. Умение сосредоточенно слушать лекции, активно, творчески воспринимать излагаемые сведения является непременным условием их глубокого и прочного усвоения, а также развития умственных способностей. Лекции по данному курсу предполагают еще и прослушивание музыкальных произведений.

Методические указания по подготовке к практическим занятиям

Значительную роль в курсе выполняют практические занятия, которые призваны закреплять и дополнять теоретические знания, полученные в ходе прослушивания и запоминания лекционного материала, изучения теоретических концепций, ознакомления с учебной и научной литературой. Тем самым семинары способствуют получению студентами наиболее качественных знаний, помогают приобрести навыки самостоятельной работы, позволяют осуществлять со стороны преподавателя текущий контроль над успеваемостью обучающихся.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его планом (по планам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. Необходимо далее изучить соответствующие конспекты лекций и главы учебников, ознакомиться с дополнительной литературой и текстами первоисточников, рекомендованными к этому занятию. Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным категориям и понятиям теории литературы и теории музыки, предложенным для запоминания к каждой теме семинаров.
Ряд занятий сопровождается заданиями творческого плана, выполняя которые студент может в полной мере проявить свою индивидуальность. Такие задания вызывают сильный эмоциональный отклики, что способствует более основательному закреплению пройденного материала. Для выполнения заданий подобного типа возможно привлечение дополнительной литературы по усмотрению студента.