Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка |
---|---|
Направление подготовки | 45.04.01. Филология |
Профиль | Русский язык и литература в филолого-коммуникативном аспекте |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 45_04_01_РЯЛ-12-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 21 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 88 | 88 | 88 | 88 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Протокол от 29.06.2017 г. №
Заведующий кафедрой профессор, д.ф.н. Чернышова Т.В.
1.1. | - знакомство студентов с закономерностями и формами взаимодействия литературы и музыки в истории русской культуры XX века; - углубление представления о месте русской литературы в контексте культуры; - развитие способности анализировать литературные факты в общекультурном контексте, в том числе в контексте художественной культуры; - знакомство с типологическими связями и влияниями в развитии русской культуры ХХ века. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06 |
ОПК-4 | способностью демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии |
ПК-1 | владением навыками самостоятельного проведения научных исследований в области системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах, в сфере устной, письменной и виртуальной коммуникации |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные способы комплексного (визуального, вербального, музыкального и др.) информационного воздействия, ключевые этапы в истории взаимодействия музыки и литературы, связь между важнейшими направлениями и школами отечественной литературы и музыки. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять методы комплексного анализа и истолкования явлений художественной культуры, различать различные способы интеллектуального и эмоционального, суггестивного воздействия литературного и музыкального произведения. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | умением интерпретировать образцы литературно-музыкальных произведений, представлять место выдающихся композиторов в истории отечественной культуры, понимать роль и значение музыки в истории литературы и культуры XX в. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение | ||||||
1.1. | Вводная лекция | Лекции | 3 | 2 | ОПК-4 | Л1.1 |
Раздел 2. Основная часть | ||||||
2.1. | Литература и музыка в ХХ веке | Лекции | 3 | 2 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.1 |
2.2. | Слово и музыка в русской культуре ХХ века | Практические | 3 | 1 | ОПК-4 | Л1.1 |
2.3. | Музыкальность русского символизма | Практические | 3 | 1 | ОПК-4 | Л1.1 |
2.4. | Музыка в жизни А.А. Блока | Практические | 3 | 1 | ОПК-4 | |
2.5. | Скифские мотивы в русской культуре XIX – начала ХХ веков | Практические | 3 | 1 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.1 |
2.6. | А.А. Ахматова и музыка | Практические | 3 | 2 | ОПК-4 | Л1.1 |
2.7. | Б. Пастернак и музыка | Практические | 3 | 2 | ОПК-4 | Л1.1 |
2.8. | М. Булгаков и музыка | Практические | 3 | 2 | ОПК-4 | Л1.1 |
2.9. | Социалистический реализм в литературе и музыке | Практические | 3 | 2 | ОПК-4 | Л1.1 |
2.10. | Музыкальный мир Иосифа Бродского | Практические | 3 | 2 | ОПК-4 | Л1.1 |
2.11. | Постмодернизм и поставангард в русской культуре 1970-х – 1980-х годов | Практические | 3 | 2 | ОПК-4 | Л1.1 |
2.12. | Подготовка к текущим занятиям | Сам. работа | 3 | 44 | ПК-1 | |
2.13. | Внеаудиторное чтение | Сам. работа | 3 | 26 | ПК-1 | |
2.14. | Подготовка к экзамену | Сам. работа | 3 | 18 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1 Аспекты проблемы «слово и музыка» в русской культуре ХХ века. 2 Влияние литературы на художественную культуру ХХ века. 3 Музыкальность русского символизма. А. Блок и музыка. 4 «Музыка революции» в поэме «Двенадцать». 5 Скифские мотивы в русской культуре XIX – начала ХХ веков. 6 А.А. Ахматова и музыка. 7 Музыкальные мотивы и образы в «Поэме без героя». 8 Б. Пастернак и музыка. 9 Музыкальность поэзии Пастернака. 10 М. Булгаков и музыка. 11 Мотивная структура романа «Мастер и Маргарита». 12 Социалистический реализм в литературе и музыке. 13 Музыкальный мир Иосифа Бродского. 14 Музыкальные вкусы Бродского. 15 К проблеме музыкальности лирики Бродского. 16 Постмодернизм и поставангард в русской культуре 1970-х – 1980-х годов. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
• Что изменилось в восприятии литературой музыки в ХХ веке в сравнении с XIX-м? • Судьба идеи синтеза искусств в советской культуре. • Музыкальность поэзии символизма. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см приложенный файл |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Есин А.Б. | Литературоведение. Культурология: Учебное пособие | М.: Флинта // ЭБС «Лань», 2012., 2017 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Слово и музыка в русской культуре | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | http://highpoetry.clan.su | |||
Э3 | http://orheusmusic.ru | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Open Office – Условия использования по ссылке http://www.openoffice.org/license.html 7-Zip – Условия использования по ссылке http://www.7-zip.org/license.txt AcrobatReader – Условия использования по ссылке http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf Microsoft® Windows Professional 7 Russian Upgrade Academic OPEN I License No Level (версия 7) – Номер лицензии 60357319 | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru) Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Работа на лекции На лекциях студенты получают самые необходимые данные, во многом дополняющие учебники (иногда даже их заменяющие), знакомятся с последними достижениями науки. Умение сосредоточенно слушать лекции, активно, творчески воспринимать излагаемые сведения является непременным условием их глубокого и прочного усвоения, а также развития умственных способностей. Лекции по данному курсу предполагают еще и прослушивание музыкальных произведений. Методические указания по подготовке к практическим занятиям Значительную роль в курсе выполняют практические занятия, которые призваны закреплять и дополнять теоретические знания, полученные в ходе прослушивания и запоминания лекционного материала, изучения теоретических концепций, ознакомления с учебной и научной литературой. Тем самым семинары способствуют получению студентами наиболее качественных знаний, помогают приобрести навыки самостоятельной работы, позволяют осуществлять со стороны преподавателя текущий контроль над успеваемостью обучающихся. Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его планом (по планам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. Необходимо далее изучить соответствующие конспекты лекций и главы учебников, ознакомиться с дополнительной литературой и текстами первоисточников, рекомендованными к этому занятию. Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным категориям и понятиям теории литературы и теории музыки, предложенным для запоминания к каждой теме семинаров. Ряд занятий сопровождается заданиями творческого плана, выполняя которые студент может в полной мере проявить свою индивидуальность. Такие задания вызывают сильный эмоциональный отклики, что способствует более основательному закреплению пройденного материала. Для выполнения заданий подобного типа возможно привлечение дополнительной литературы по усмотрению студента. |