МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Планирование социально - экономического развития регионов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра региональной экономики и управления
Направление подготовки09.04.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в управлении финансами
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz09_04_03_ПИвУФ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Сабына Елена Николаевна

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Лариса Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Планирование социально - экономического развития регионов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.04.03 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 30.10.2014г. №1404)

составлена на основании учебного плана:
09.04.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 28.05.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н.,профессор Мищенко В.В


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 28.05.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.э.н.,профессор Мищенко В.В


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является формирование у магистрантов теоретических знаний и практических навыков по методологии планирования социально-экономического развития территорий, умений применять полученные знания в своей практической деятельности.
Задачами изучения являются: сформировать теоретические знания в области планирования социально-экономического развитии территорий;
изучить действующие нормативные документы в сфере планирования социально-экономического развития территорий.
выработать умения использовать нормативные документы в сфере планирования социально-экономической деятельности в своей повседневной работе.
практическое освоение методик анализа планов и программ социально-экономического развития территорий.
обучения умению оценивать планы и программы социально-экономического развития территорий с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных экономических последствий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 способностью на практике применять новые научные принципы и методы исследований
ПК-2 способностью формализовывать задачи прикладной области, при решении которых возникает необходимость использования количественных и качественных оценок
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знать сущность и содержание планирования в рыночной экономике.
Знать организацию разработки программ, планов социально-экономического развития.
Знать цикл стратегического планирования развития региона и муниципалитета.
Знать научные основы методологии стратегического и индикативного планирования.
Знать основы стратегическом планирование инновационного проекта.
Знать современные методические, нормативные и другие правовые документы, регламентирующие планирование.


3.2.Уметь:
3.2.1.Уметь анализировать комплексные программы социально-экономического развития территории.
Уметь оценивать существующие точки зрения относительно путей решения различных плановых проблем и аргументировано обосновывать собственную позицию.
Уметь применять методы стратегического планирования социально-экономического развития территории.
Уметь находить новые инновационные идеи с помощью анализа стратегических приоритетов и социально-экономического развития территории.
Уметь вырабатывать управленческие решения в сфере государственного и муниципального управления, учитывая стратегические приоритеты социально-экономического развития.



3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть методологией разработки планов социально-экономического развития территорий.
Владеть методами отбора стратегических приоритетов разработки проектов и целевых программ.
Владеть навыками использования планирования социально-экономического развития территорий в своей профессиональной деятельности.
Владеть навыками формулирования бизнес-идей.
Владеть навыками самостоятельной выработки решений на основе планов социально-экономического развития

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методологичекие и теоретические основы планирования социально-экономического развития территории
1.1. Научные основы планирования Лекции 2 1 ОПК-5, ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.2. Научные основы планирования Практические 2 1 ОПК-5, ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.3. Научные основы планирования Сам. работа 2 4 ОПК-5, ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.4. Методология планирования Сам. работа 2 10 ОПК-5, ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.5. Методология планирования Практические 2 1 ОПК-5, ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.6. Организация планирования социально-экономического развития Практические 2 1 ОПК-5, ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.7. Информационное обеспечение планирования Сам. работа 2 4 ОПК-5, ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.8. Организация планирования социально-экономического развития Сам. работа 2 16 ОПК-5, ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.9. Информационное обеспечение планирования Практические 2 1 ОПК-5, ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.10. Исторический опыт социально-экономического планирования в СССР и за рубежом. Сам. работа 2 16 ОПК-5, ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Стратегическое планирование и программирование социально-экономического развития территорий
2.1. Стратегическое планирование Лекции 2 1 ОПК-5, ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.2. Стратегическое планирование Сам. работа 2 16 ОПК-5, ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.3. Стратегическое планирование Практические 2 1 ОПК-5, ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.4. Программно-целевое планирование Практические 2 1 ОПК-5, ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.5. Программно-целевое планирование Сам. работа 2 12 ОПК-5, ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.6. Комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования Практические 2 1 ОПК-5, ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.7. Комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования Сам. работа 2 11 ОПК-5, ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.8. Комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования Практические 2 1 ОПК-5, ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Прокопов Ф.Т. - отв. ред. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИЙ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Шедько Ю.Н. - отв. ред. РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ в 2 ч. Часть 1. 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Сушенцева Н.В., Псарев В.И., Гончаров И.А. Вопросы территориального планирования: учеб.-метод. пособие Новосибирск: Сиб. кн. изд-во, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лимонов Л.Э. - под общ. ред., Жихаревич Б.С. - под ред., Одинг Н.Ю. - под ред., Русецкая О.В. - под ред. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ В 2 Т. ТОМ 1 2-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Лимонов Л.Э. - под общ. ред., Жихаревич Б.С. - под ред., Одинг Н.Ю. - под ред., Русецкая О.В. - под ред. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ В 2 Т. ТОМ 2 2-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. http://transeconom.boom.ru – материалы по транзитивной экономике.
Э2 2. http://www.forecast.ru – Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (г. Москва).
Э3 3. http:// www.beafnd.org – Фонд «Бюро экономического анализа» (г. Москва).
Э4 4. http://www.cbr.ru – Центральный банк Российской Федерации.
Э5 5. http://www.economy.gov.ru – Министерство экономического развития и торговли Российской федерации.
Э6 6. http://www.csr.ru – Центр стратегических разработок.
Э7 7. http://www.iet.ru – Институт экономики переходного периода (г. Москва).
Э8 8. http://www.ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал – ЭКОНОМИКА, СОЦИОЛОГИЯ, МЕНЕДЖМЕНТ – учебные материалы.
Э9 9. http://www.ido.nstu.ru – Образовательный портал НГТУ, учебные материалы, факультет бизнеса, стратегическое планирование.
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В курсе предусмотрено проведение практических и семинарских занятий, подготовка докладов по проблемным вопросам курса, что способствует лучшему и углубленному освоению теоретического материала.
Семинарские занятия проводятся в форме дискуссий по рассматриваемым вопросам курса, в виде теоретических опросов, деловых игр, выступления с докладами и выполнения индивидуальных заданий по наиболее сложным и интересным темам курса.
Текущий контроль осуществляется на лекциях и семинарах в самых разнообразных формах - опроса студентов по изученным вопросам, диалога с преподавателем во время лекций, тестирования и др.
Итоговый контроль заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу.

В экзаменационный билет включено два вопроса, соответствующих содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме.