МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология экспертной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.02. специальность Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_ПСД-3-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 63
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 34 34 34 34
Сам. работа 63 63 63 63
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
доцент, Старосельцева Ольга Владимировна

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Труевцев Дмитрий Владимирович

Рабочая программа дисциплины
Психология экспертной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 N 1613 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности (уровень специалитета)" (Зарегистрировано в Минюсте России 11.01.2017 N 45176)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2017-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование представлений о психологических экспертизах, областях применения психологических экспертиз
и используемых методах.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-12 способностью работать с различными информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации
ПК-2 способностью выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к профессиональной, тендерной, этнической и социальным группам
ПК-8 способностью отбирать и применять психодиагностические методики, адекватные целям, ситуации и контингенту респондентов
ПК-15 способностью осуществлять диагностику проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, выбирать адекватные формы, методы и программы коррекционных мероприятий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.1. Знать отношения между теорией экспертологии, научными исследованиями в общей, клинической и юридической психологии, и практикой проведения экспертиз с участием психолога.
2. Знать разделы психологии, психиатрии, права и других смежных наук, необходимых для экспертной практики.
3. Знать основные методы (герменевтические, качественные и количественные) экспертного исследования.
4. Знать организационно-правовые основы и этические принципы производства экспертиз.
5. Знать теорию и методологию производства экспертиз с участием психолога, специфики предметных видов экспертиз.
3.2.Уметь:
3.2.1.1. Уметь использовать результаты научных исследований в различных областях психологии и смежных наук в экспертной практике
2. Уметь эффективно взаимодействовать с органом или лицом, назначающим экспертизу, а также с экспертами-психологами и экспертами смежных специальностей (психиатрами, сексологами, наркологами).
3. Уметь решать профессиональные задачи в разнообразных экспертных ситуациях.
4. Уметь работать с информацией, в т.ч. и с электронными базами данных, в научно-исследовательской работе и в практике производства экспертиз
5. Уметь излагать свои мысли устно и письменно, аргументинрованно защищать свою точку зрения во взаимодействии с другими психологами-экспертами, судебно-психиатрическими экспертами, работниками правохранительных органов (дознавателями, следователями) и участниками суда (судьями, прокурорами и адвокатами)и т.д.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.1. Владеть основными экспертными понятиями.
2. Владеть методами (герменевтическими, качественными и количественными) экспертного исследования.
3. Владеть самостоятельностью мышления, способностью к выработке «внутреннего убеждения» на основе полного, всестороннего и научно обоснованного анализа всех имеющихся данных.
4. Владеть чувством ответственности, умением использовать границы ответственности и компетенции, заданные законодательно и этически.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в психологию экспертной деятельности
1.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ Фундаментальные знания в контексте практической работы психолога. Проблема теоретического и практического знания в психологии. Понятие психологической экспертизы. История возникновения экспертной практики в психологии. Проблемы метода в психологической экспертизе. Роль личности психолога в процессе экспертизы. Лекции 9 2 ПК-2, ПК-8, ПК-15 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.2. ВИДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТНОЙ ПРАКТИКИ. ЭТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ Виды психологической экспертной практики. Взаимодействие психолога со специалистами, участвующими в проблемной ситуации (педагог, врач, со- трудник правоохранительных и судебных органов). Проблемы общения. Юри- дические аспекты проведения психологических экспертиз в России. Этические нормы психолога в экспертной практике. Этический кодекс психолога. Лекции 9 2 ПК-2, ПК-8, ПК-15 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Использование психологических знаний в практике судебной экспертизы.
2.1. Место судебно-психологической экспертизы в системе психологических наук. Судебно-психологическая экспертиза и комплексная судебная психолого- психиатрическая экспертиза как основная форма профессиональной деятельности судебного психолога. История психологической экспертизы в России. Формы использования специальных психологических познаний в уголовном и гражданском процессе. Судебный психолог-эксперт. Психолог-специалист. Справочно- консультационная деятельность судебного психолога. Участие клинического психолога в судебно- психиатрической экспертизе. Понятие судебно- психиатрической экспертизы.Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза. Основные задачи патопсихологического обследования в практике судебно-психиатрической экспертизы. Дифференциальная диагностика психических заболеваний. Установление степени выраженности психических расстройств. Лекции 9 2 ПК-2, ПК-8, ПК-15 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Организационно-правовые, теоретические, методологические и этические основы судебно- психологической экспертизы.Правовые основания назначения судебно-психологической (СПЭ) и комплексной судебной психолого- психиатрической экспертизы (КСППЭ). Порядок назначения судебной экспертизы. Виды СПЭ и КСППЭ. Права и обязанности эксперта-психолога. Этапы производства экспертизы. Структура заключения эксперта. Оценка заключения судом. Допрос эксперта. Дополнительная и повторная экспертиза. Объект и предмет деятельности судебного эксперта- психолога. Понятие судебно-психологической экспертологии. Теория экспертных понятий. Пределы компетенции судебного эксперта-психолога. Методологические принципы судебно-психологического экспертного исследования. Структура и этапы психодиагностической деятельности эксперта-психолога. Методы экспертного психологического исследования, их классификация. Факторы комплектования батареи экспериментальных методов при производстве экспертизы. Психологический анализ уголовн Лекции 9 0 ПК-2, ПК-8, ПК-15
Раздел 3. Организационно-правовые, теоретические, методологические и этические основы судебно- психологической экспертизы.
3.1. Правовые основания назначения судебно-психологической (СПЭ) и комплексной судебной психолого- психиатрической экспертизы (КСППЭ). Порядок назначения судебной экспертизы. Виды СПЭ и КСППЭ. Права и обязанности эксперта-психолога. Этапы производства экспертизы. Структура заключения эксперта. Оценка заключения судом. Допрос эксперта. Дополнительная и повторная экспертиза. Объект и предмет деятельности судебного эксперта- психолога. Понятие судебно-психологической экспертологии. Теория экспертных понятий. Пределы компетенции судебного эксперта-психолога. Методологические принципы судебно-психологического экспертного исследования. Структура и этапы психодиагностической деятельности эксперта-психолога. Методы экспертного психологического исследования, их классификация. Факторы комплектования батареи экспериментальных методов при производстве экспертизы. Психологический анализ уголовного дела и приобщенных к нему материалов. Базисные этические ценности психологического исследования. Этические при Лекции 9 2 ПК-2, ПК-8, ПК-15 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Выполнение индивидуальных домашних заданий по изучению теоретических конструктов и диагностических категорий в практике судебно-психологической экспертизы в уголовном процессе Сам. работа 9 4 ПК-2, ПК-8, ПК-15 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.3. Знакомство со стуктурой постановления о проведении судебно-психологической экспертизы. Формирование навыков работы с информацией, содержащейся в постановлении. Знакомство с перечнем вопросов, выносивых на судебно-психологическую экспертизу. Практические 9 2 ПК-2, ПК-8, ПК-15 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 4. Предметные виды судебно- психологической экспертизы в уголовном процессе.
4.1. Вопросы судебно-психологической экспертизы обвиняемого.Судебно-психологическая экспертиза индивидуально- психологических особенностей обвиняемого. Судебно- психологическая экспертиза аффекта. Комплексная судебная психолого- психиатрическая экспертиза несовершеннолетнего обвиняемого. Лекции 9 2 ПК-2, ПК-8, ПК-15 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.2. Судебно-психологическая экспертиза индивидуально- психологических особенностей обвиняемого. Практические 9 2 ПК-2, ПК-8, ПК-15 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.3. Формирование программы исследования для экспертного случая влияния индивидуально-психологических особенностей Сам. работа 9 2 ПК-2, ПК-8, ПК-15 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.4. Судебно- психологическая экспертиза аффекта. Практические 9 2 ПК-2, ПК-8, ПК-15 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.5. Формирование программы исследования для экспертного случая оценки состояния аффекта Сам. работа 9 4 ПК-2, ПК-8, ПК-15 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.6. Комплексная судебная психолого- психиатрическая экспертиза несовершеннолетнего обвиняемого. Практические 9 2 ПК-2, ПК-8, ПК-15 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.7. Формирование программы исследования для экспертного случая оценки способности несовершеннолетнего в полной мере осознавать значение своих противоправныйх действий и руководить ими Сам. работа 9 2 ПК-2, ПК-8, ПК-15 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.8. Комплексная судебная психолого- психиатрическая экспертиза свидетеля и потерпевшего.Судебно-психологическая экспертиза способности давать показания. Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по делам об изнасиловании.Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза психического состояния лица, окончившего жизнь самоубийством.Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза психического состояния матери, обвиняемой в убийстве новорожденного. Лекции 9 2 ПК-2, ПК-8, ПК-15 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.9. Судебно-психологическая экспертиза способности давать показания. Практические 9 2 ПК-2, ПК-8, ПК-15 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.10. Выполнение индивидуальных практических заданий по изучению экспертного случая оценки способности давать показания. Сам. работа 9 4 ПК-2, ПК-8, ПК-15 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.11. Формирование программы исследования для экспертного случая оценки способности давать показания. Сам. работа 9 4 ПК-2, ПК-8, ПК-15 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.12. Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по делам об изнасиловании.Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза психического состояния лица, окончившего жизнь самоубийством. Практические 9 2 ПК-2, ПК-8, ПК-15 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.13. Формирование программы исследования для экспертного случая оценки способности потерпевших по делам об изнасиловании правильно осознавать значение совершаемых с ним действий Сам. работа 9 4 ПК-2, ПК-8, ПК-15 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.14. Формирование программы исследования для экспертного случая оценки психического состояния лица, окончившего жизнь самоубийством. Сам. работа 9 4 ПК-2, ПК-8, ПК-15 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.15. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза психического состояния матери, обвиняемой в убийстве новорожденного. Практические 9 2 ПК-2, ПК-8, ПК-15 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.16. Формирование программы исследования для экспертного случая оценки психического состояния матери, обвиняемой в убийстве новорожденного. Сам. работа 9 6 ПК-2, ПК-8, ПК-15 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 5. Предметные виды судебно- психологической экспертизы в гражданском процессе.
5.1. Процессуальные основания производства СПЭ в гражданском процессе. СПЭ по делам о сделках с «пороком воли». СПЭ по делам о признании сделки недействительной вследствие: неспособности гражданина понимать значение своих действий или руководить ими; заблуждения; обмана; насилия; угрозы или стечения тяжелых жизненных обстоятельств. СПЭ в гражданских процессах, регулируемых Семейным кодексом. СПЭ по делам о спорах, связанных с правом на воспитание ребенка при раздельном проживании родителей. СПЭ по делам о компенсации морального вреда. Лекции 9 2 ПК-2, ПК-8, ПК-15 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
5.2. СПЭ по делам о сделках с «пороком воли». Практические 9 2 ПК-2, ПК-8, ПК-15 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
5.3. СПЭ в гражданских процессах, регулируемых Семейным кодексом. Практические 9 2 ПК-2, ПК-8, ПК-15 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
5.4. СПЭ по делам о компенсации морального вреда. Практические 9 2 ПК-2, ПК-8, ПК-15 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 6. Роль психологического исследования при медико-социальной экспертизе (МСЭ).
6.1. Медико-социальная экспертиза как отдельный вид медицинской экспертизы.Цель проведения медико-социальной экспертизы. Особенности ситуации проведения врачебно-трудовой экспертизы. Роль психологического исследования в медико-социальной экспертизе. Лекции 9 2 ПК-2, ПК-8, ПК-15 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
6.2. Медико-социальная экспертиза. Практические 9 4 ПК-2, ПК-8, ПК-15 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 7. Задачи психологического обследования в условиях военно-медицинской экспертизы.
7.1. Роль военно-медицинской экспертизы. Задачи психологического обследования в условиях военно-медицинской экспертизы. Лекции 9 2 ПК-2, ПК-8, ПК-15 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
7.2. военно-медицинская экспертиза. Практические 9 2 ПК-2, ПК-8, ПК-15 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 8. Медико-педагогическая экспертиза
8.1. Задачи медико-педагогической экспертизы.Роль клинического психолога при проведении медико-педагогичекой экспетизы.Причины неуспеваемости ребенка. Критерии, которыми руководствуется клинический психолог, при проведении медико-педагогической экспертизы. Роль клинического психолога в обследовании трудных детей. Лекции 9 2 ПК-2, ПК-8, ПК-15 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
8.2. Подготовка докладов Сам. работа 9 13 ПК-2, ПК-8, ПК-15 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
8.3. Медико-педагогическая экспертиза Практические 9 4 ПК-2, ПК-8, ПК-15 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
8.4. Презентация докладов студентов Практические 9 4 ПК-2, ПК-8, ПК-15 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
8.5. Подготовка к экзамену Сам. работа 9 16 ПК-2, ПК-8, ПК-15 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
8.6. Экзамен Экзамен 9 27 ПК-2, ПК-8, ПК-15 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сафуанов Ф.С. СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Сорокотягин И.Н., Сорокотягина Д.А. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 4-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и специалитета: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ткаченко А.А. - отв. ред. РУКОВОДСТВО ПО СУДЕБНОЙ ПСИХИАТРИИ В 2 Т. ТОМ 1 3-е изд., пер. и доп. Практическое пособие: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Рогозина Т. И. Юридическая психология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Омская юридическая академия, 2013 biblioclub.ru
Л2.3 Л. Ю. Кирюшина Юридическая психология: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2011 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»
ЭБС «Университетская библиотека online»
ЭБС издательства «Юрайт»
ЭБС АлтГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение лекционных и практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы.
2. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с предложенной литературой, но и активно читать иную литературу по проблеме, а также художественные произведения и прессу.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий.
4. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное участие в групповых дискуссиях, посещение лекционных и практических занятий, тестирование.

Подготовка к выполнению практических заданий.
В рамках практических заданий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала в форме решения учебной экспертной задачи поставленной преподавателем задачи. Для подготовки к реализации практических заданий необходимо готовится по основным вопросам рассматриваемой темы, которые озвучиваются в рамках лекций, практических занятий по предложенному списку литературы.

Подготовка доклада
При подготовке доклада обучающиеся самостоятельно изучают группу источников по определённой теме, которая, как правило, подробно не освещается на лекциях.
Цель подготовки доклада – овладение навыками анализа и краткого изложения изученных материалов в соответствии с требованиями, а также создание наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint.
Этот вид работы требует координации навыков обучающегося по сбору, систематизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде, то есть создание докладов - презентаций расширяет методы и средства обработки и представления информации и формирует у студентов навыки работы на компьютере.
Доклады - презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. Основные этапы подготовки доклада - презентации:
 выбор темы;
 консультации научного руководителя;
 работа с источниками, сбор материала;
 написание текста доклада;
 оформление рукописи, создание презентационного материала;
 выступление с докладом перед аудиторией.
Подготовка доклада – презентации позволяет обучающемуся основательно изучить интересующий его вопрос, изложить материал в компактном и доступном виде, привнести в текст полемику, приобрести навыки научно-исследовательской работы, устной речи, ведения научной дискуссии. В ходе подготовки доклада – презентации могут быть подготовлены раздаточные материалы.
Доклады – презентации могут зачитываться и обсуждаться на семинарских занятиях, студенческих научных конференциях.

Подготовка к тестам контроля знаний
Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала по теме или блоку тем, где акцент делается на изучение причинно-следственных связей, раскрытию природы явлений и событий, проблемных вопросов. Для подготовки необходима рабочая программа дисциплины с примерами тестов, учебно-методическим и информационным обеспечением. На кафедре должен быть подготовлен фонд тестов и контрольных заданий, с которыми обучающихся не знакомят.

Подготовка к экзамену
Промежуточная аттестация по дисциплине «Психология экспертной деятельности» проводится в соответствии с Учебным планом на 5 курсе в форме экзамена. Студенты допускается к экзамену по дисциплине в случае выполнения ими учебного плана по дисциплине: выполнения всех заданий и мероприятий, предусмотренных программой дисциплины (по формам текущего контроля). В случае наличия учебной задолженности студент отрабатывает пропущенные занятия на консультациях. Экзамен принимает лектор. Оценка знаний студента на экзамене носит комплексный характер и определяется его:
-ответом на экзамене (на вопросы из предложенного списка);
-учебными достижениями в семестровый период.
Знания, умения, навыки студента на экзамене оцениваются оценками: «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично».