МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Планирование социально-экономического развития территорий

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра региональной экономики и управления
Направление подготовки38.03.04. Государственное и муниципальное управление
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план38_03_04_ГМУ-4-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 86
самостоятельная работа 103
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 42 42 42 42
Практические 44 44 44 44
Сам. работа 103 103 103 103
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Сабына Елена Николаевна

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Лариса Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Планирование социально-экономического развития территорий

разработана в соответствии с ФГОС:
38.03.04 "Государственное и муниципальное управление", утвержденный Министерством образования и науки РФ от "10" декабря 2014 г. №1567

составлена на основании учебного плана:
38.03.04 Государственное и муниципальное управление
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 28.05.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н.,профессор Мищенко В.В


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 28.05.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.э.н.,профессор Мищенко В.В


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является формирование у бакалавров теоретических знаний и практических навыков по методологии планирования социально-экономического развития территорий, умений применять полученные знания в своей практической деятельности.
Задачами изучения являются: сформировать теоретические знания в области планирования социально-экономического развитии территорий;
изучить действующие нормативные документы в сфере планирования социально-экономического развития территорий.
выработать умения использовать нормативные документы в сфере планирования социально-экономической деятельности в своей повседневной работе.
практическое освоение методик анализа планов и программ социально-экономического развития территорий.
обучения умению оценивать планы и программы социально-экономического развития территорий с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных экономических последствий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 способностью проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования
ПК-12 способностью разрабатывать социально-экономические проекты (программы развития), оценивать экономические, социальные, политические условия и последствия реализации государственных (муниципальных) программ
ПК-22 умением оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов
ПК-27 способностью участвовать в разработке и реализации проектов в области государственного и муниципального управления
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знать сущность и содержание планирования и проектирования в рыночной экономике.
Знать организацию разработки программ, планов, проектов социально-экономического развития.
Знать цикл стратегического планирования развития региона и муниципалитета.
Знать научные основы методологии стратегического и индикативного планирования.
Знать методику оценки планов, программ и проектов.
Знать основы стратегическом планирование инновационного проекта.
Знать современные методические, нормативные и другие правовые документы, регламентирующие планирование.


3.2.Уметь:
3.2.1.Уметь анализировать комплексные программы социально-экономического развития территории.
Уметь оценивать существующие точки зрения относительно путей решения различных плановых проблем и аргументировано обосновывать собственную позицию.
Уметь применять методы стратегического планирования социально-экономического развития территории.
Уметь находить новые инновационные идеи с помощью анализа стратегических приоритетов и социально-экономического развития территории.
Уметь вырабатывать управленческие решения в сфере государственного и муниципального управления, учитывая стратегические приоритеты социально-экономического развития.



3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть методологией разработки планов социально-экономического развития территорий.
Владеть методами отбора стратегических приоритетов разработки проектов и целевых программ.
Владеть навыками использования планирования социально-экономического развития территорий в своей профессиональной деятельности.
Владеть навыками формулирования бизнес-идей.
Владеть навыками разработки и реализации проектов, планов и программ.
Владеть навыками самостоятельной выработки решений на основе планов социально-экономического развития

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методологичекие и теоретические основы планирования социально-экономического развития территории
1.1. Научные основы планирования Лекции 4 6 ПК-4, ПК-12, ПК-22, ПК-27 Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
1.2. Научные основы планирования Практические 4 6 ПК-4, ПК-12, ПК-22, ПК-27 Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
1.3. Научные основы планирования Сам. работа 4 12 ПК-4, ПК-12, ПК-22, ПК-27 Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
1.4. Методология планирования Лекции 4 6 ПК-4, ПК-12, ПК-22, ПК-27 Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
1.5. Методология планирования Практические 4 6 ПК-4, ПК-12, ПК-22, ПК-27 Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
1.6. Методология планирования Сам. работа 4 14 ПК-4, ПК-12, ПК-22, ПК-27 Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
1.7. Организация планирования социально-экономического развития Лекции 4 6 ПК-4, ПК-12, ПК-22, ПК-27 Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
1.8. Организация планирования социально-экономического развития Практические 4 6 ПК-4, ПК-12, ПК-22, ПК-27 Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
1.9. Информационное обеспечение планирования Лекции 4 4 ПК-4, ПК-12, ПК-22, ПК-27 Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
1.10. Информационное обеспечение планирования Практические 4 4 ПК-4, ПК-12, ПК-22, ПК-27 Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
1.11. Информационное обеспечение планирования Сам. работа 4 12 ПК-4, ПК-12, ПК-22, ПК-27 Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
1.12. Организация планирования социально-экономического развития Сам. работа 4 14 ПК-4, ПК-12, ПК-22, ПК-27 Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
1.13. Исторический опыт социально-экономического планирования в СССР и за рубежом. Лекции 4 6 ПК-4, ПК-12, ПК-22, ПК-27 Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
1.14. Исторический опыт социально-экономического планирования в СССР и за рубежом. Практические 4 6 ПК-4, ПК-12, ПК-22, ПК-27 Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
1.15. Исторический опыт социально-экономического планирования в СССР и за рубежом. Сам. работа 4 13 ПК-4, ПК-12, ПК-22, ПК-27 Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Стратегическое планирование и программирование социально-экономического развития территорий
2.1. Стратегическое планирование Лекции 4 6 ПК-4, ПК-12, ПК-22, ПК-27 Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.2. Стратегическое планирование Сам. работа 4 12 ПК-4, ПК-12, ПК-22, ПК-27 Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.3. Стратегическое планирование Практические 4 6 ПК-4, ПК-12, ПК-22, ПК-27 Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.4. Программно-целевое планирование Практические 4 6 ПК-4, ПК-12, ПК-22, ПК-27 Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.5. Программно-целевое планирование Лекции 4 4 ПК-4, ПК-12, ПК-22, ПК-27 Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.6. Программно-целевое планирование Сам. работа 4 12 ПК-4, ПК-12, ПК-22, ПК-27 Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.7. Комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования Лекции 4 4 ПК-4, ПК-12, ПК-22, ПК-27 Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.8. Комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования Практические 4 4 ПК-4, ПК-12, ПК-22, ПК-27 Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.9. Комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования Сам. работа 4 14 ПК-4, ПК-12, ПК-22, ПК-27 Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лимонов Л.Э. - под общ. ред., Жихаревич Б.С. - под ред., Одинг Н.Ю. - под ред., Русецкая О.В. - под ред. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ В 2 Т. ТОМ 2 2-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Перцик Е.Н. Территориальное планирование: Учебник М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Рой О.М. ОСНОВЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА И ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.4 Лимонов Л.Э. - под общ. ред., Жихаревич Б.С. - под ред., Одинг Н.Ю. - под ред., Русецкая О.В. - под ред. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ В 2 Т. ТОМ 1 2-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сушенцева Н.В., Псарев В.И., Гончаров И.А. Вопросы территориального планирования: учеб.-метод. пособие Новосибирск: Сиб. кн. изд-во, 2011
Л2.2 Прокопов Ф.Т. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИЙ: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры Научная школа: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (г. Москва), 2018 https://biblio-online.ru/book/799B3536-0F1F-430A-BBA5-098EB6A39F8E/regionalnaya-ekonomika-i-upravlenie-razvitiem-territoriy
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. http://transeconom.boom.ru – материалы по транзитивной экономике.
Э2 2. http://www.forecast.ru – Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (г. Москва).
Э3 3. http:// www.beafnd.org – Фонд «Бюро экономического анализа» (г. Москва).
Э4 4. http://www.cbr.ru – Центральный банк Российской Федерации.
Э5 5. http://www.economy.gov.ru – Министерство экономического развития и торговли Российской федерации.
Э6 6. http://www.csr.ru – Центр стратегических разработок.
Э7 7. http://www.iet.ru – Институт экономики переходного периода (г. Москва).
Э8 8. http://www.ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал – ЭКОНОМИКА, СОЦИОЛОГИЯ, МЕНЕДЖМЕНТ – учебные материалы.
Э9 9. http://www.ido.nstu.ru – Образовательный портал НГТУ, учебные материалы, факультет бизнеса, стратегическое планирование.
Э10 Курс в Moodle «Планирование социально-экономического развития территории» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения


Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.