МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология телесности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. специальность Клиническая психология
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 52
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22
Практические 34 34 34 34
Сам. работа 52 52 52 52
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доцент , Ларина Алена Владимировна

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Труевцев Дмитрий Владимирович

Рабочая программа дисциплины
Психология телесности

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1181 (ред. от 13.07.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета)" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2016 N 43809)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология:
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2017-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Ознакомление студентов с важной областью клинической психологии — психологией телесности; формирование общих представлений о социализации телесных функций и их «культурной патологии», месте телесных расстройств в структуре различных нарушений психики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 способностью осуществлять психологическое консультирование медицинского персонала (или работников других учреждений) по вопросам взаимодействия с пациентами (клиентами), создавать необходимую психологическую атмосферу и "терапевтическую среду"
ПК-7 готовностью и способностью осуществлять психологическое консультирование населения в целях психопрофилактики, сохранения и улучшения психического и физического здоровья, формирования здорового образа жизни, а также личностного развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.— ориентироваться в теоретической проблематике психологии телесности;
— иметь общие представления о клинико-психологической феноменологии телесных расстройств и методах их коррекции;
– методологические и практико-терапевтические основы психологии телесности;
3.2.Уметь:
3.2.1.– применять понимание внутренней картины болезни, мифов болезни, механизмов возникновения телесных симптомов, их вторичного означивания, формирования телесности как высшей психической функции, различения феномена «организм - тело»;
– применять для решения практических задач клинической психологи - психологическую составляющую соматоформных, сексуальных расстройств, расстройств пищевого поведения, алекситимии; основные понятия, категории психологии телесности;
- учитывать роль социокультурных и других (семейных, генетических) факторов в анализе проблемы формирования соматоформных, сексуальных расстройств, расстройств пищевого поведения;
- применять результаты психологической диагностики для составления психологического заключения и программы психокоррекции.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- диагностикой и осуществлять психокоррекцию нарушений психической деятельности, проявляющихся в телесной форме, на "телесном" уровне;
- примененять соответствующие проблеме методики диагностики, правила составления программы психотерапии, психоэдукации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методологические и практико-терапевтические основы психологии телесности. Феноменология телесности.
1.1. Методологические и терапевтические основы психологии телесности. Лекции 8 4 ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Феноменология телесности. Лекции 8 4 ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Объективация телесности, опосредование телесности. Лекции 8 4 ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Внутренняя картина болезни, мифы болезни. Виды психосоматических расстройств. Лекции 8 4 ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Исследования телесности в медицине Лекции 8 4 ПК-6, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Виды психо-телесных нарушений Лекции 8 2 ПК-6, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Факторы формирования психической патологии, связанной с нарушением функций телесности и психотерапия. Практические 8 2 ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Методологические и терапевтические основы психологии телесности Практические 8 6 ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.9. Культурно-исторический подход к формированию телесности Практические 8 4 ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.10. Внутренняя картина болезни при различных вариантах психических и соматических расстройств и психологические методы коррекции ее нарушений Практические 8 6 ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.11. Расстройства пищевого поведения (РПП). Практические 8 2 ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.12. Значение и смысл телесного ощущения Практические 8 2 ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.13. Болезнь как семиотическая система Практические 8 4 ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.14. Клинико-психологический аспект нарушений телесности в клинике психических и соматических заболеваний Практические 8 4 ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.15. Психотерапия психических расстройств «телесности». Практические 8 4 ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.16. Решение практических задач Сам. работа 8 22 ПК-6, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.17. Подготовка к зачету Сам. работа 8 30 ПК-6, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1) В чём специфика телесности человека как варианта ВПФ;
2) Тело как предмет психологии, история изучения;
3) Принципы объективного подхода в исследовании телесности (Объект-субъект);
4) Культурно-исторический подход к формированию телесности;
5) Границы тела;
6) Фантом тела и фантомные ощущения;
7) Формирования образа внутреннего и внешнего тела;
8) Проблема верификации телесных ощущений;
9) Значение и смысл телесного ощущения;
10) Феномен зонда, тело как универсальный зонд;
11) Формирования культурного «тела» в онтогенезе;
12) Нарушения контроля и произвольной регуляции телесных функций;
13) Исследования телесности в медицине. Ипохондрия и сенестопатия;
14) Нарушение телесного восприятия при ипохондрических расстройствах;
15) Конверсионные и диссоциативные расстройства;
16) Эротическое тело и функциональные сексуальные расстройства;
17) Формирование телесности в подростковом возрасте в норме и патологии, факторы влияния на механизм формирования;
18) Синдромальный подход в психологии телесности;
19) Эвристическая ценность постнеклассических моделей в психологии телесности;
20) Нарушения телесности при расстройствах пищевого поведения;
21) Когнитивно-бихевиоральное лечение расстройств психо-телесного спектра;
22) Проблема объективации телесного опыта. Психотерапия расстройств данного спектра;
23) Освоение в культурной среде социализованных форм осуществления телесных функций (еды, питья, выделений, сексуальных отправлений), культурных способов переживания и проявления телесных болезненных расстройств;
24) Отношение к болезни и подходы, исследования проблемы ВКБ (Вассерман, Ташлыков, Тхостов, Арина, Смирнов, Резникова);
25) Алекситимия. Основные понятия, категории психологии телесности.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Методологические и практико-терапевтические основы психологии телесности. Телесность как социальное, психологическое, языковое, культурное явление.
2. Проблема интерсубъективности, феномен автокоммуникации и вопрос о непрерывности/дискретности человеческого опыта.
3. Феномен игры и проблема символического опосредования телесности человека.
4. Тело и отношения «субъект—объект» — тело и отношения «Я—другой» — тело и межкультурная коммуникация — тело и автокоммуникация — тело и знак.
5. Концепция культурной патологии (Тхостов, Сурнов).
6. Психоанализитические теории соматических расстройств.
7. Психосоматика и психология телесности: современные взгляды, исследования и перспективы развития в рамках клинической психологии.
8. Тело как предмет психологии. Основные теоретические положения и экспериментальные подходы к исследованию телесности.
9. Проблема «внутреннего» тела. Тело как механизм, как организм.
10. Принципы объективного подхода в исследовании телесности.
11. Историческо-культурологический обзор концепций телесности.
12.Онтогенез телесности, рождение тела, телесные фантомы.
13. Религиозные формы объективизации телесного опыта. «Религиозное тело».
14. Сексуальные формы объективации человеческого тела. «Эротическое» тело.
15. Болезненные формы объективации телесности. «Болезненное» тело.
16. Субъективная семантика телесности.
17. Трансформация субъективной интрацептивной семантики при различных формах психической патологии (Тхостов, Артемьева, др.).
18. Смысловое опосредствование телесности. Смысл телесного ощущения.
19. Концепция «мифологического» Р. Барта, и возможности ее использования для понимания феноменов телесности.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Венгер А.Л., Морозова Е.И. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Орлова Е. А., Колесник Н. Т., Ефремова Г. И. ; Под ред. Ефремовой Г.И. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кулганов В. А., Белов В. Г., Парфенов Ю. А. Прикладная клиническая психология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»
ЭБС «Университетская библиотека online»
ЭБС издательства «Юрайт»
ЭБС АлтГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется обратиться к преподавателю для уточнения индивидуальной формулировки задания. Студенту предлагается форма отчетности в виде: письменного конспекта, выступления на практическом занятии с докладом, выполнения конспекта-схемы и пр. Письменное индивидуальное контрольное задание студентом сдается преподавателю заблаговременно до окончания дисциплины или в установленные сроки. Устное индивидуальное контрольное задание рекомендуется выполнить при выступлении с докладом (сообщением) на практическом занятии по соответствующей работе теме.

Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обес-печивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии в качественном декларировании докладов, сообщений, выпол-нении индивидуальных контрольных работ и текущих тестовых заданий.

Для формирования представлений и навыков качественного ответа по предложенным темам студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литерату-рой по курсу введение в клиническую психологию, составлять развернутый конспект рассматриваемых тем.
Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомен-дуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки. При успешном решении 90-100% заданий студент может заключить о своей ка-чественной подготовке по конкретному разделу дисциплины.
Перечисленные ниже проблематики тем контролируемой самостоя-тельной работы студента направлены на углубленное изучение и закреп-ление знаний студента в области аномалий личности, на формирование навыков анализа диагностики личностных расстройств.

На практических занятиях по предмету «Введение в клиническую психологию» рассматриваются вопросы психологической диагностики и психологического вмешательства при рпсихических расстройствах.
Практическая работа студентов на занятиях направлена на развитие самостоятельности, приобретение и закрепление умений и навыков диагностики расстройств личности, анализа подходов к рассмотрению психической нормы и патологии. Поэтому при подготовке к практическим занятиям студенту рекомендуется составлять конспект предложенных текстов по рассматриваемой проблематике, выделять важные и второстепенные признаки исследуемых явлений.
На практических занятиях, посвященных рассмотрению различных рубрик классификации психических расстройств, студентам необходимо выслушивать доклады одногруппников, формулировать и задавать вопросы по проблемным аспектам теории, предлагать варианты их методологических решений.
На практических занятиях, посвященных анализу когнитивных профилей и когнитивных схем, характерных определенным расстройствам личности, студентам предлагается провести анализ убеждений, правил, установок и автоматических мыслей для различных расстройств личности.
К каждому практическому занятию студенты получают возможность сделать доклад по предложенным темам. На самом занятии они должны слушать и анализировать доклады сокурсников для участия в последующем обсуждении проблемы.
По итогам заслушанных выступлений студентам выставляются баллы, которые при необходимости трансформируются в оценки. Так за качественный и полный ответ, с примерами, выделением четких особенностей концепций выставляется 75 – 100 баллов (оценка «отлично»).
При достаточно содержательном ответе, но без примеров, либо с присутствием путаницы при дифференцировании основных понятий и принципов выставляется от 50 до 74 баллов (оценка «хорошо»).
А при плохом знакомстве с материалом предложенных тестов, при некачественно подготовленном выступлении, не выделении четких принципов той или иной концепции идентичности, а также неумении сформулировать вывод по содержанию своего выступления - выставляется от 25 до 49 баллов (оценка «удовлетворительно»).

Методические указания для подготовки к экзамену
При подготовке к прохождению экзаменационного контроля студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, выполнить индивидуальное контрольное задание.
При выборе письменного индивидуального контрольного задания сдать его преподавателю заранее до экзамена, при выполнении устного индивидуального контрольного задания студенту рекомендуется сделать выступление на практическом занятии по соответствующей работе теме.