Закреплена за кафедрой | Кафедра региональной экономики и управления |
---|---|
Направление подготовки | 38.03.02. Менеджмент |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z38_03_02_Мен-5-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 87 | 87 | 87 | 87 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра региональной экономики и управления
Протокол от 28.05.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.э.н. профессор Мищенко Вит.В.
1.1. | Целю изучения дисциплины является формирование у студентов представлений и навыков управления хозяйственными системами отдельных территорий в целях развития экономической самостоятельности, достижения конкурентоспособности в условиях рыночного хозяйствования и организации устойчивых экономических взаимосвязей с другими территориями страны и зарубежья. К задачам дисциплины относятся следующие: - ознакомление студентов с историей становления научного направления «региональная экономика»; - определение места дисциплины в системе наук; - определение цели и задач изучения данной дисциплины в курсе обучения студентов экономических специальностей; - определение методов, используемых научной дисциплиной; - изучение региональной экономической структуры РФ; - выявление факторов экономического развития регионов России; - формирование представлений и навыков управления региональной экономической системой; - выявление проблем и способов их решения в системе региональной политики Российской Федерации. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-4 | способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | О формах территориальной организации социально-экономических процессов и методах управления ими. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Анализировать структру территориального деления Российской Федерации, формы и способы управления социально-экономического развития отдельный частей территории страны как единого экономического пространства. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Составления социально-экономической характеристики региона с учетом факторов, обуславливающих региональное развитие и перспективных направлений развития. способностью к коммуникации для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретические основы региональной экономики и управления. | ||||||
1.1. | Объект, предмет, цели, задачи дисциплины. Связь с другими научными дисциплинами. | Лекции | 1 | 2 | ОК-4 | Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Методы научного познания и прикладного регулирования региональным развитием. | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-4 | Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Методы научного познания в региональных исследованиях. | Практические | 1 | 1 | ОК-4 | Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Научные школы и теоретические модели территориального развития | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-4 | Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Региональная структура Российской Федерации. | ||||||
2.1. | Политико-административное деление России. | Практические | 1 | 2 | ОК-4 | Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Таксономия территориального деления территории России. | Практические | 1 | 1 | ОК-4 | Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Особенности природных, демографических, экономических показателей регионов России. | Практические | 1 | 2 | ОК-4 | Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Социально-экономическая характеристика Федеральных Округов Российской Федерации, перспективы социально-экономического развития | Сам. работа | 1 | 13 | ОК-4 | Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Территориальные экономические единицы России: Экономические зоны, территориально-производственные комплексы, производственные центры. Характеристика экономического развития. | Сам. работа | 1 | 12 | ОК-4 | Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Факторы регионального экономического развития. | ||||||
3.1. | Экономико-географическое положение региона, как фактор регионального развития. | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-4 | Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Природные условия и ресурсы региона. | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-4 | Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Социально-демографические факторы регионального развития. | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-4 | Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.4. | Структура регионального хозяйства. | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-4 | Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.5. | Факторы регионального развития | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-4 | Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.6. | Предпосылки и факторы развития на примере отдельных территорий. | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-4 | Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Региональная политика России. | ||||||
4.1. | Региональная политика в России:цели, принципы, методы. | Сам. работа | 1 | 3 | ОК-4 | Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Региональная политика в России и за рубежом на разных этапах исторического развития. | Сам. работа | 1 | 5 | ОК-4 | Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 5. Алтайский край. Экономическое развитие региона. | ||||||
5.1. | Алтайский край общая социально-экономическая характеристика. | Лекции | 1 | 2 | ОК-4 | Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
5.2. | Место края в территориальном разделении труда. | Практические | 1 | 2 | ОК-4 | Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
5.3. | Отрасли хозяйства Алтайского края. Перспективы развития хозяйственной системы. | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-4 | Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
5.4. | Стратегические направления социально-экономического развития края и методы их реализации. | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-4 | Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
5.5. | Алтайский край.История освоения территории, особенности территориального развития края и его частей | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-4 | Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см.приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см.приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см.приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Угрюмова А. А., Ерохина Е. В., Савельева М. В. | РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ 2-е изд. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Плисецкий Е.Л. - под ред., Глушкова В.Г. - под ред. | РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Прокопов Ф.Т. - отв. ред. | РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИЙ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Мищенко В. В., Лущенко Т. Г., Пуричи В. В. | Региональная экономика и управление: рабочая прогр., метод. указания по проведению семинарско-практических занятий | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 47. Справочная правовая система «Консультант-Плюс» | |||
Э2 | 48. Справочная правовая система «Гарант» | |||
Э3 | Курс в Moodle «Региональная экономика и управление» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). 2. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 4. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ: - работа с преподавателем; - самостоятельная работа. Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания. Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы. Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса. При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя. |