МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология социологического знания

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология права
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz39_04_01_СП-1-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 193
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 193 193 193 193
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
д.с.н., доцент, Коростелева О.Т.

Рецензент(ы):
к.с.н., зам. декана, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Методология социологического знания

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 Социология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Срок действия программы: 2019-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.1. Выяснить структуру социологического знания;
2. Описать методологию социологического знания;
3. Научить формировать методологию исследования в магистерской диссертации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способен использовать полученные знания, практические навыки и умения для совершенствования и развития управленческого воздействия на правовую сферу и для социологической поддержки управленческих процессов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.специфику правовой сферы и социологические методы ее исследования
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать полученные знания для совершенствования и развития управленческого воздействия на правовую сферу
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками проведения фундаментальных и прикладных социологических исследований правовой сферы

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс "Методология и актуальные проблемы социального познания"
1.1. Предметно-методологическая специфика социального знания. Лекции 1 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.2. Предметно-методологическая специфика социального знания. Практические 1 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.3. Предметно-методологическая специфика социального знания. Сам. работа 1 20 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.4. Полипарадигмальность и монизм современного социального знания. Лекции 1 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.5. Полипарадигмальность и монизм современного социального знания. Практические 1 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.6. Полипарадигмальность и монизм современного социального знания. Сам. работа 1 23 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.7. Основные тенденции развития современного социального знания. Лекции 1 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.8. Основные тенденции развития современного социального знания. Практические 1 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.9. Основные тенденции развития современного социального знания. Сам. работа 1 30 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.10. Глобальное, национальное и региональное в современных социальных науках. Практические 1 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.11. Глобальное, национальное и региональное в современных социальных науках. Сам. работа 1 30 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.12. Проблема отношения к современности в концепциях социального знания XX-XXI вв. Сам. работа 1 30 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.13. Проявления кризиса и перспективы развития современной социологии. Сам. работа 1 30 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.14. Этические проблемы современного социального познания. Сам. работа 1 30 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.15. Экзамен 1 9 ПК-2 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы:
1. Понятие метода и методологии. Классификация методов в современной науке.
2. Особенности субъект-объектных отношений в социальном познании.
3. Предметно-методологические особенности социального познания.
4. Эмпирические и теоретические методы научного познания, их специфика в науках о человеке и обществе.
5. Отрасли современной науки, связь между ними.
6. Уровни и формы организации научного знания. Этапы научного поиска.
7. Роль описания, объяснения и предсказания в социальном познании.
8. Основные аспекты интерпретации и понимания в методологии социологической науки.
9. Проблема понимания, значения и смысла как центральная методологическая проблема гуманитарного познания. Трактовки социального смысла в социологии.
10. Соотношение социологического реализма и номинализма как проблема методологии.
11.Теория и концепция как формы организации научного знания.
12.Типы научности: их социокультурная детерминация, связь с научными картинами мира.
13. Формирование принципов классического естествознания в Новое время.
14. Трактовка закона в классической науке. Жесткий детерминизм.
15.Классический тип научности в социологии: общая характеристика, связь с позитивизмом.
16. «Варианты» реализации классического типа научности в социологии: физикализм, биологизаторство, социологизм.
17. Принципы позитивной науки по О. Конту.
18.Законы социальной эволюции в концепции Г. Спенсера.
19. Социологизм Э. Дюркгейма, его роль в развитии классической социологии.
20. Соотношение классических и неклассических элементов в социологии марксизма.
21.Социокультурные и естественнонаучные предпосылки возникновения неклассической социологии на рубеже ХIХ-ХХ веков.
22. Особенности неклассического типа научности. Релятивизм.
23. Понимающая социология М. Вебера как концепция неклассической науки.
24. Метод «отнесения к ценности» и принцип отказа от оценочных суждений как методологическая проблема неклассической социологии.
25. Неклассический характер «социологии жизни» Г. Зиммеля. Антиредукционизм.
26. «Человекоцентризм» как принцип неклассической социологии.
27. Виталистская социология, ее теоретико-методологические возможности.
28. Возникновение постнеклассического типа научности в 50-е - 60-е годы XX века.
29 Специфика постнеклассической трактовки бытия и форм его освоения человеком.
30. Связь и взаимные переходы неклассической и постнеклассической методологии в социологической науке.
31. Полипарадигмальность и монизм современного социального знания: состояние и перспективы развития.
32. Возможности метапарадигмального диалога и синтеза в современной социологии.
33. Тенденции развития социального познания в XX - начале XXI веков.
34. Влияние общеметодологических установок на организацию и проведение конкретных социологических исследований.
Типовые практические задания:
1. Приведите примеры форм достоверного, объективного знания, получаемых на эмпирическом уровне научного познания?
2. Заполните таблицу, используя по 2 примера в каждый столбец:
Отрасль гуманитарной науки Отрасль социальной науки Отрасль социогуманитарной науки

3. В каждом социальном институте (в том числе в науке) Р. Мертон выделял «жесткое ядро» и изменчивую сферу мотивации. Приведите пример современного социального института и покажите, что в нем является «жестким ядром», а что изменчивой сферой мотивации.
4. Проиллюстрируйте преимущества социально-правового подхода в исследовании правовой жизни человека.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не имеется
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Канке В. А. ИСТОРИЯ, ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК. Учебник для магистров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кузьменко Г. Н., Отюцкий Г. П. ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ. Учебник для магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 e.lanbook.com
Э2 e.lanbook.com
Э3 e.lanbook.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)



7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
Промежуточная аттестация
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.