Закреплена за кафедрой | HЕT (реорганизована) 53 |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.01. Социология |
Профиль | Социология организации и управления |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 5 ЗЕТ |
Учебный план | z39_03_01_С-1-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 161 | 161 | 161 | 161 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 180 | 180 | 180 | 180 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
HЕT (реорганизована) 53
Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор
1.1. | Сформулировать целостное представление о социальной антропологии как науке, ее теоретико-методологических особенностях и основных проблемах |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01 |
УК-5 | Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | архетипические бинарные оппозиции (например, "мы и они") и специфику их проявления в современном обществе |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | вычленять социально-антропологический инвариант в конкретных социально-значимых процессах |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками социального прогнозирования и моделирования гармоничных форм взаимодействия человека с миром |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в курс "Социальная антропология" | ||||||
1.1. | Антропология как комплексное учение о человеке. Разделы антропологии | Лекции | 1 | 2 | УК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Антропология как комплексное учение о человеке. Разделы антропологии | Практические | 1 | 2 | УК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.3. | Антропология как комплексное учение о человеке. Разделы антропологии | Сам. работа | 1 | 20 | УК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.4. | Проблема социоантропогенеза в антропологии | Лекции | 1 | 2 | УК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.5. | Проблема социоантропогенеза в антропологии | Практические | 1 | 2 | УК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.6. | Проблема социоантропогенеза в антропологии | Сам. работа | 1 | 20 | УК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.7. | Человек и грани его экзистенции в смысловом пространстве бытия | Практические | 1 | 2 | УК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.8. | Человек и грани его экзистенции в смысловом пространстве бытия | Сам. работа | 1 | 20 | УК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.9. | Homo faber и Homo sapiens как грани человеческой экзистенции | Сам. работа | 1 | 20 | УК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.10. | Человек играющий в смысловом пространстве бытия | Сам. работа | 1 | 20 | УК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.11. | Человек любящий. Лики и грани любви | Сам. работа | 1 | 19 | УК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.12. | Человек агрессивный | Сам. работа | 1 | 8 | УК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.13. | Человек перед лицом смерти | Сам. работа | 1 | 8 | УК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.14. | Человек и мир природы: культурно-исторические архетипы взаимодействия | Сам. работа | 1 | 8 | УК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.15. | Человек в социальном мире: бинарная оппозиция «мы и они» | Сам. работа | 1 | 6 | УК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.16. | Миф как способ бытия человека в мире | Сам. работа | 1 | 6 | УК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.17. | Обряды перехода и их роль в жизни человека | Сам. работа | 1 | 6 | УК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.18. | Экзамен | 1 | 9 | УК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ Перечень вопросов Теоретические задания по дисциплине «Социальная антропология»: 1. Антропология как комплексное учение о человеке: разделы антропологии. 2. Предметно-методологическая специфика социальной антропологии. 3. Место и роль социальной антропологии в системе социогуманитарного знания. 4. Проблема соотношения и взаимодействия социологии и социальной антропологии. 5. Основные школы и направления в развитии социальной антропологии. 6. Человек как целостное существо и грани его экзистенции. 7. Основные «миры» смыслового пространства человеческого бытия и связь между ними. 8. Понятия культуроценоза и антропоценоза. 9. Эволюционная модель антропогенеза: основные факторы, механизмы, исторические вехи. 10. Дискуссионные проблемы антропогенеза в современной антропологии. 11. Теологическая и космологическая модели антропогенеза: их общие черты и специфика. 12. Мир повседневности и формирование архетипических бинарных оппозиций. 13. Homo faber: проблема самореализации и отчуждения человека в труде. 14. Homo sapiens: многогранность и критерии оценки человеческого интеллекта и духовности. 15. Человек играющий в смысловом пространстве бытия: различные варианты трактовки игры. 16. Место и роль игры в жизни человека и человеческого общества. 17. Игровой элемент в контексте современной культуры 18. Человек любящий. Сущность и виды любви. 19. Агрессия как модус бытия человека в мире, ее место и роль в жизни человека и общества. 20. Виды, формы проявления и пути преодоления человеческой агрессивности. 21. Проблема отношения человека к смерти: основные варианты ее постановки и решения. 22. Мифологические и религиозные представления человека о смерти и бессмертии. 23. Архетипическая бинарная оппозиция «мир живых» и «мир мертвых». 24. Основные принципы диалога и формы их реализации в смысловом пространстве культуры. 25. Мир повседневности и формирование архетипических бинарных оппозиций. 26. Человек в вещном мире материальной культуры. Система вещей и ее современные трансформации. 27. Человек и мир природы: культурно-исторические архетипы взаимодействия. 28. Стратегия управления и стратегия сотрудничества как модусы освоения человеком природы. 29. Проблема этнической самоидентификации и отношения человека к другим людям. 30. Основные варианты бинарной оппозиции «мы и они». 31. Проблема систем родства в социальной антропологии. Принципы формирования систем родства. 32. Миф как элемент культуры. Специфика мифологического освоения человеком мира. 33. Структура мифа как проблема социальной антропологии. 34. Миф как регулятор человеческого поведения. Связь мифа и ритуала. 35. Персоносфера мифопоэтики в культуре различных народов. 36. Обряды перехода в архаичных культурах: сущность, виды, социальная роль. 37. Современные трансформации обрядов перехода, их роль в жизни человека и общества. 38. Представления о жизненных силах в мифологической картине мира 39. Человек в современном мире: антропологические константы и трансформации. 40. Проблема гармонизации бытия человека в мире в социальной антропологии. Практические задания по дисциплине «Социальная антропология»: 1. Покажите формы и механизмы взаимной связи и взаимных переходов различных миров смыслового пространства бытия. 2. Приведите примеры «профанации» сакральных ценностей и «сакрализации» профанных в жизни человека. 3. Покажите на конкретных примерах, как трансформировались обряды перехода в условиях современного общества. 4. Смоделируйте оптимальный, на Ваш взгляд, способ гармонизации современного человека с миром природы. 5. Поясните, в чем заключается особенности этнической самоидентификации русских. 6. На примере любого известного Вам мифологического сюжета продемонстрируйте характер связи между структурой и смыслом мифа. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Коростелева О.Т. | Социальная антропология : учеб. пособие с элементами хрестоматии | АлтГУ, Фак. социологии. - Барнаул : АлтГУ// ЭБС «Университетская библиотека online», 2015 | http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/1089 |
Л1.2 | Отюцкий Г.П., Кузьменко Г.Н. | СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Антипов, Г.А. | Социальная антропология : учебное пособие | Новосибирск : НГТУ // ЭБС «Университетская библиотека online», 2010 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle "Социальная антропология" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете). Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Промежуточная аттестация. В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |