Закреплена за кафедрой | Кафедра клинической психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.05.01. специальность Клиническая психология |
Специализация | Патопсихологическая диагностика и психотерапия |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 37_05_01_КлинПсих-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 20 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лабораторные | 64 | 64 | 64 | 64 |
Сам. работа | 8 | 8 | 8 | 8 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра клинической психологии
Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович
1.1. | изучение общих проявлений психических и поведенческих расстройств у детей и подростков, их основных причин, общих условий происхождения, закономерностей развития, диагностики, лечения и реабилитации. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ПК-3 | способностью планировать и самостоятельно проводить психодиагностическое обследование пациента в соответствии с конкретными задачами и этико-деонтологическими нормами с учетом нозологических, социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик |
ПК-5 | способностью и готовностью определять цели и самостоятельно или в кооперации с коллегами разрабатывать программы психологического вмешательства с учетом нозологических и индивидуально-психологических характеристик, квалифицированно осуществлять клинико-психологическое вмешательство в целях профилактики, лечения, реабилитации и развития |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | правовые и этические принципы работы клинического психолога в научно-исследовательской, педагогической и клинико-практической сферах деятельности; - предмет, историю развития, основные теоретические системы и методологические основы психологии - основы смежных медицинских дисциплин; - методы исследования, модели измерения и эксперимента, стратегии принятия диагностических решений; - историю, современное состояние проблемы закономерностей нормального и аномального развития, функционирования психики и личности; - клинико-психологическую феноменологию, механизмы и факторы риска возникновения расстройств психического, психосоматического здоровья и развития; - основные концепции личности, феоменологию личностных расстройств; - основные психотерапевтические теории с этическими и методическими основами их практической реализации; - основные направления и методы диагностики и экспертизы в здравоохра-нении, геронтологии и социальной помощи гериатрии населению. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - самостоятельно формулировать практические и исследовательские задачи, составлять программы диагностического обследования индивида, семьи и группы людей; - выбирать и применять методы психологической оценки и диагностики, соответствующие поставленной задаче; - прогнозировать изменения и оценивать их динамику в различных сферах психического функционирования чело века и психология при медицинском психологическом воздействии, направленном на гармонизацию жизнедеятельности индивида - самостоятельно проводить психологическое исследование в различных областях клинико-психологической практики и составлять заключение эксперта в соответствии с нормативно-правовыми документами; - использовать методы психологического консультирования, психопрофилактики, реабилитации в работе с индивидами, группами, учреждениями, представителями различных субкультур; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - методологией синдромного и каузального анализа расстройств психической деятельности, психосоматического здоровья - методами, процедурами и техниками диагностики психологической оценки состояния психического, психосоматического здоровья и развития в детском и взрослом возрасте; - создавать и применять психодиагностические, психотерапевтические, консультационные и коррекционные тех-нологии с последующей обработкой данных на основе общегуманитарных и математико-статистических методов; - разнообразными стратегиями психопрофилактической, психокоррекцион-ной, реабилитационной работы с учетом характера и факторов нарушения здоровья и развития; процедурами организации и проведения современных научных исследований,научно-практических работ,проектирования и реализации учебно-воспитательного процесса; |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. | ||||||
1.1. | Организационные, правовые и этические аспекты оказания психиатрической помощи детям и подросткам. Судебно-психиатрическая экспертиза | Лабораторные | 5 | 7 | ПК-3, ПК-5 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Дизонтогенетические синдромы психических заболеваний, наблюдающихся в детском и подростковом возрасте Общие закономерности формирования психических расстройств в детском и подростковом возрасте. Кризы Синдромы психических расстройств, наблюдающихся преимущественно в детском возрасте Синдромы психических расстройств, наблюдающихся преимущественно в подростковом возрасте | Лабораторные | 5 | 6 | ПК-3, ПК-5 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Психогенные характерологические и патохарактерологические реакции Реакции протеста (оппозиции) Реакции отказа Реакции имитации Реакции компенсации и гиперкомпенсации | Лабораторные | 5 | 6 | ПК-3, ПК-5 | |
1.4. | Умственная отсталость (F70-F79) F70 Умственная отсталость легкой степени (дебильность) F71 Умственная отсталость умеренная (имбецильность) F72 Тяжелая умственная отсталость (тяжелая олигофрения) F73 Умственная отсталость глубокая (идиотия) Дифференциированные формы олигофрении | Лабораторные | 5 | 6 | ПК-3, ПК-5 | Л2.2, Л2.1 |
1.5. | Специфические психические расстройства с началом типичным для детского и подросткового возраста. F80 Специфические расстройства развития речи F81 Специфические расстройства развития школьных навыков F82 Специфическое расстройство развития двигательных функций F83 Смешанные специфические расстройства F84 Общие расстройства развития F84.0 Детский аутизм | Лабораторные | 5 | 4 | ПК-3, ПК-5 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.6. | Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся в детском и подростковом возрасте F90 Гиперкинетические расстройства 45 4 F91 Расстройства поведения F92 Смешанные расстройства поведения и эмоций F93 Эмоциональные расстройства, специфические для детского возраста F94 Расстройства социального функционирования с началом, специфическим для детского возраста F95 Тики F98 Другие поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся, обычно, в детском и подростковом возрасте F98.0 Неорганический энурез F98.1 Неорганический энкопрез F98.5 Заикание | Лабораторные | 5 | 6 | ПК-3, ПК-5 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.7. | Детская шизофрения | Лабораторные | 5 | 4 | ПК-3, ПК-5 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.8. | Возрастные особенности аффективных нарушений у детей | Лабораторные | 5 | 4 | ПК-3, ПК-5 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.9. | Нервно-психическая анорексия и булимия | Лабораторные | 5 | 6 | ПК-3, ПК-5 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.10. | Суицидальное поведение детей и подростков | Лабораторные | 5 | 6 | ПК-3, ПК-5 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.11. | Особенности алкогольной и наркотической зависимость у детей и подростков | Лабораторные | 5 | 5 | ПК-3, ПК-5 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.12. | Психологические методы обследования детей Психологические методики Психодиагностические методики | Лабораторные | 5 | 4 | ПК-3, ПК-5 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.13. | Подготовка к зачету | Сам. работа | 5 | 8 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Т. Б. Дмитриева, В. Н. Краснов, Н. Г. Незнанов, В. Я. Семке, А. С. Тиганов | Психиатрия. Национальное руководство. Краткое издание: практическое руководство | ГЭОТАР-Медиа, 2017 | www.studentlibrary.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Незнанов Н.Г. | Психиатрия: учебник | ГЭОТАР-Медиа, 2016 | www.studentlibrary.ru |
Л2.2 | Демьянов Ю.Г. | ОСНОВЫ ПСИХИАТРИИ. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/ | |||
Э2 | ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ | |||
Э3 | ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ | |||
Э4 | ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/ | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/ ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/ ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
313Л | лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия |
312Л | учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95 |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
В билет на зачете включено два теоретических вопроса и практическое задание, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. Оценка зачтено ставится при решении практического и ответе на теоретические вопросы. |