МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Биохимия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки33.05.01. специальность Фармация
СпециализацияФармация биофармпрепаратов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план33_05_01_Фарм-1-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 108
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Лабораторные 48 48 48 48
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Биохимия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 33.05.01 ФАРМАЦИЯ (приказ Минобрнауки России от 27.03.2018г. №219)

составлена на основании учебного плана:
33.05.01 ФАРМАЦИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 31.08.2018 г. № 11
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Н.Г., д.х.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 31.08.2018 г. № 11
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г., д.х.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель - формирование у студентов теоретических знаний и навыков практической работы в области биохимии, позволяющих ему свободно решать профессиональные задачи
Задачи:
познакомить студентов с биохимическими основами важнейших биологических явлений;
сформировать представление о химическом составе биологических систем;
рассмотреть основные метаболические пути и обмен энергии;
изучить общие принципы регуляции обмена веществ
познакомить с методами биохимических исследований;
сформировать навыки работы с лабораторным оборудованием.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 Способен использовать основные биологические, физико-химические, химические, математические методы для разработки, исследований и экспертизы лекарственных средств, изготовления лекарственных препаратов
ОПК-2 Способен применять знания о морфофункциональных особенностях, физиологических состояниях и патологических процессах в организме человека для решения профессиональных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.химические основы жизни,
химический состав биологических объектов;
основы строения и биологическую роль основных компонентов биологических систем;
принципы основных метаболических процессов и общие принципы регуляции обмена веществ и энергии;
основные принципы приемов и методов работы в биохимической лаборатории;
основные принципы методов работы с биологическими объектами и современную аналитическую аппаратуру
3.2.Уметь:
3.2.1.синтезировать знания в области химии для решения профессиональных задач;
синтезировать математические методы и информационные технологии для обработки, представления и обсуждения собственных результатов
проследить взаимосвязь обмена основных групп органических соединений, входящих в состав биологических систем;
анализировать изменения в живых организмах при нарушении метаболических процессов или их регуляции;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками подбора необходимого лабораторного оборудования.
основами грамотного представления результатов собственных исследований.
основными принципами научной терминологии курса и знаний для решения профессиональных задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В БИОХИМИЮ
1.1. Биохимия как наука. Предмет и методы биохимии. Химический состав биологических систем. Лекции 5 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1
1.2. Биохимия, как наука. Исторический очерк. Химический элементарный и молекулярный состав живых организмов.Cубклеточные компоненты, их биохимические характеристики. Практические 5 6 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. ХИМИЯ БЕЛКОВ. НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ
2.1. Аминокислоты как структурные компоненты белков. Структура, свойства и функции белков. Лекции 5 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1
2.2. Химия простых белков.Цветные реакции на белки и аминокислоты Лабораторные 5 6 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1
2.3. Химия сложных белков. Структура и свойства нуклеиновых кислот. Лекции 5 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1
2.4. Физико-химические свойства белков Лабораторные 5 6 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1
2.5. Физико-химические свойства и структурная организация белков.Методы выделения и очистки белков из раствора. Структурная организация нуклеиновых кислот. Практические 5 6 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1
Раздел 3. ФЕРМЕНТЫ
3.1. Химическая природа и биологическая роль ферментов. Свойства и классификация ферментов Лекции 5 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1
3.2. Основные свойства ферментов. Количественное определение активности α-амилазы слюны По Вольгемуту Лабораторные 5 6 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1
3.3. История развития учения о ферментах. Свойства ферментов. Классификация и номенклатура ферментов. Методы выделения и очистки ферментов. Приемы изучения ферментативной активности. Практическое применение ферментов и ферментных препаратов. Сам. работа 5 19 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1
Раздел 4. ВИТАМИНЫ. ГОРМОНЫ.
4.1. Общая характеристика и классификация витаминов. Лекции 5 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1
4.2. Общие представления о гормонах (свойства, классификация, механизм действия). Практические 5 6 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1
4.3. Характеристика основных водо- и жирорастворимых витаминов. Гормоны центральных и периферических эндокринных желез. Сам. работа 5 10 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1
Раздел 5. ХИМИЯ УГЛЕВОДОВ
5.1. Биологическая роль, структура, свойства и классификации углеводов. Лекции 5 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1
5.2. Химия углеводов. Качественные реакции на сахара Лабораторные 5 6 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1
5.3. Химия углеводов: биологическая роль, классификация и свойства углеводов. Сам. работа 5 4 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1
Раздел 6. ХИМИЯ ЛИПИДОВ
6.1. Липиды. Строение и функции. Лекции 5 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1
6.2. Химия липидов. Обнаружение глицеринсодержащих липидов. Физико-химические свойства жиров и липидов. Лабораторные 5 8 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1
6.3. Химия липидов: свойства, биологическая роль и классификация липидов.Структура и функции биомембран. Сам. работа 5 28 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1
Раздел 7. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ В ОРГАНИЗМЕ
7.1. Метаболические пути и обмен энергии. Анаболизм и катаболизм как составные части обмена веществ. Энергетика клеток растений и животных. Лекции 5 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1
7.2. Биологическое окисление и его основные этапы. Современные представления о механизме окислительного фосфорилирования. Лекции 5 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1
7.3. Введение в обмен веществ. Дыхательная цепь транспорта электронов. АТФ и другие макроэргические соединения. Принципы регуляции метаболизма. Практические 5 6 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1
7.4. Обмен углеводов: переваривание и всасывание углеводов, синтез и распад гликогена, гликолиз, брожение, пентозофосфатный цикл окисления углеводов, глюконеогенез. Практические 5 6 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1
7.5. Аэробное окисление углеводов. Цикл трикарбоновых кислот. Лекции 5 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1
7.6. Энергетический обмен. Общие пути катаболизма Лабораторные 5 8 ОПК-1, ОПК-2
7.7. Регуляция метаболизма углеводов. Нарушения углеводного обмена. Сам. работа 5 10 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1
7.8. Обмен липидов: переваривание и всасывание липидов, окисление жирных кислот, метаболизм кетоновых тел, биосинтез жирных кислот и триглицеридов. Регуляция липиного обмена. Лекции 5 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1
7.9. Метаболизм фофсфолипидов. Биосинтез холестерина. Регуляция липидного обмена. Нарушения липидного обмена. Сам. работа 5 10 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1
7.10. Обмен простых белков: переваривание белков и всасывание продуктов их распада.Промежуточный обмен аминокислот в тканях. Лекции 5 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1
7.11. Метаболизм азота. Орнитиновый цикл. Специфические пути обмена некоторых аминокислот. Патология азотистого обмена. Практические 5 6 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1
7.12. Взаимосвязи обмена белков, жиров и углеводов в организме. Лабораторные 5 8 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Приведены в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Приведены в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств размещен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Комов В.П. Шведова В.Н. Биохимия: учебник для вузов Дрофа, 2004 51
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Новокшанова А.Л. Биохимия для технологов: учебник и практикум Москва: Юрайт, 2015
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Биологическая химия : учебник / А.Д. Таганович, Э.И. Олецкий, Н.Ю. Коневалова, В.В. Лелевич ; под ред. А.Д. Тагановича. - 2-е изд., испр. - Минск : Вышэйшая школа, 2016. - 672 с. biblioclub.ru
Э2 Шамраев, А.В. Биохимия : учебное пособие / А.В. Шамраев ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет». - Оренбург : ОГУ, 2014. - 186 с. : ил., схем. - Библиогр.: с 167 biblioclub.ru
Э3 Биологическая химия : учебно-методическое пособие / Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет», Министерство образования и науки Российской Федерации ; авт.-сост. С.Ф. Андрусенко, Е.В. Денисенко. - Ставрополь : СКФУ, 2015. - 131 с. biblioclub.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Word, Excel
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://window.edu.ru/window/catalog Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Раздел: биохимия.
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
314Л лаборатория биохимии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; лабораторные столы - 10 шт.; вытяжной шкаф автономный АД С-4В1; мойка – 2 шт.; цифровой фотоэлектроколориметр АР-101; мешалка магнитная MSN300 с подогревом BioSan; рН метр лабораторный Эксперт рН; термостат жидкостный GFL-1002 с микропроцессором; анализатор влажности ADMS-70; анализатор мочи DocUReader 2 Pro 77 Elektronika; автоматические дозаторы Black Thermo - 10 шт.; набор химической посуды для биохимии и молекулярной биологии, шкаф для хранения документов – 1 шт., шкаф лабораторный - 2 шт.; хроматограф для ВЭЖХ LC -20 Prominense Shimadzu; спектрофотометр сканирующий UV - 1800 Shimadzu; весы Невские; весы аналитические Vibra AF – R220CE; набор реактивов и химической посуды для биохимии и молекулярной биологии
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания для обучающихся размещены в приложении