МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Стратегический менеджмент

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план38_03_02_Мен-3-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 84
самостоятельная работа 105
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 40 40 40 40
Практические 44 44 44 44
Сам. работа 105 105 105 105
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Петрова Людмила Ивановна

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Горбунова Алла Юрьевна

Рабочая программа дисциплины
Стратегический менеджмент

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 МЕНЕДЖМЕНТ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016г. №7)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 24.05.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н., доцент Рудакова Оксана Юрьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 24.05.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.э.н., доцент Рудакова Оксана Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины Стратегический менеджмент являются:
• Сформулировать методологическую базу, знать общую концепцию и основные
принципы стратегического управления организацией;
• Знать основные методы стратегического анализа и прогнозирования характеристик микро- и макросреды организации, её внутренней среды, знать методы оценки конкурентоспособности организации;
• Уметь формулировать миссию организации и на её основе формировать иерархическую структуру целей и задач организации в краткосрочном и долгосрочном периодах;
• Овладеть методами формулирования альтернативных стратегий достижения поставленных целей и выбора приоритетных стратегий развития организации;
• Изучить приёмы управления реализацией принятых стратегий развития, осуществление стратегического контроля и внесение стратегических изменений в действующие стратегии по ходу их реализации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 владением навыками стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности
ПК-5 способностью анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- общую структуру и содержание стратегического управления;
- основные понятия по дисциплине стратегический менеджмент, общие представления о процессе стратегического управления;
- матричные методы стратегического анализа, основные виды и способы разработки стратегии организации;
- виды функциональных стратегий, особенности разработки стратегических решений, особенности анализа функциональных стратегий.
3.2.Уметь:
3.2.1.- уметь сформулировать методологическую базу, знать общую концепцию и основные принципы стратегического менеджмента организации;
- уметь использовать основные методы стратегического анализа и прогнозирования характеристик микро- и макросреды организации, ее внутренней среды, знать методы оценки конкурентоспособности организации;
- уметь формулировать миссию организации и на ее основе формировать иерархическую структуру целей и задач организации в краткосрочном и долгосрочном периодах;
- уметь применять приемы управления реализацией принятых стратегий развития, осуществления стратегического контроля и внесения стратегических изменений в действующие стратегии по ходу их реализации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- иметь навыки по формированию бизнес-стратегий в организации;
- владеть методами стратегического планирования, обоснования и выбора стратегии;
- владеть навыками стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности;
- способностью анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методология и общая концепция стратегического управления
1.1. Стратегия как объект.Методология и общая концепция стратегического управления Лекции 4 6 ПК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
1.2. Стратегия как объект. Методология и общая концепция стратегического управления Сам. работа 4 18 ПК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.3. Стратегия как объект.Методология и общая концепция стратегического управления Практические 4 8 ПК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
Раздел 2. Анализ микро- и макроокружения организации и её внутренняя среда
2.1. Стратегия как обобщающая модель действий, необходимых для достижения целей фирмы.Анализ микро- и макроокружения организации и её внутренняя среда. Лекции 4 10 ПК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.2. Стратегия как обобщающая модель действий, необходимых для достижения целей фирмы.Анализ микро- и макроокружения организации и её внутренняя среда. Практические 4 6 ПК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
2.3. Стратегия как обобщающая модель действий, необходимых для достижения целей фирмы.Анализ микро- и макроокружения организации и её внутренняя среда. Сам. работа 4 22 ПК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
Раздел 3. Формирование миссии и стратегических целей организации
3.1. Стратегия как набор правил для принятия решений.Формирование миссии и стратегических целей организации. Лекции 4 8 ПК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
3.2. Стратегия как набор правил для принятия решений.Формирование миссии и стратегических целей организации. Практические 4 6 ПК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
3.3. Стратегия как набор правил для принятия решений. Формирование миссии и стратегических целей организации. Сам. работа 4 20 ПК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
Раздел 4. Разработка и выбор стратегии развития организации
4.1. Стратегия как план управления фирмой. Разработка и выбор стратегии развития организации Лекции 4 8 ПК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
4.2. Стратегия как план управления фирмой. Разработка и выбор стратегии развития организации Практические 4 14 ПК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
4.3. Стратегия как план управления фирмой. Разработка и выбор стратегии развития организации Сам. работа 4 20 ПК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
Раздел 5. Управление реализацией стратегии и конроль
5.1. Управление реализацией стратегии и конроль. Эффективность стратегического менеджмента и лидеры стратегических изменений. Лекции 4 8 ПК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
5.2. Управление реализацией стратегии и конроль. Эффективность стратегического менеджмента и лидеры стратегических изменений. Практические 4 10 ПК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
5.3. Управление реализацией стратегии и конроль. Эффективность стратегического менеджмента и лидеры стратегических изменений. Сам. работа 4 25 ПК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. в Приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А.И. Панов, И.О. Коробейников, В.А. Панов. Стратегический менеджмент: Учебное пособие М. : Юнити-Дана, 2017, 11.05.2017 biblioclub.ru
Л1.2 Долгов, А. И. Стратегический менеджмент: учебник М. : ФЛИНТА, 2021 biblioclub.ru
Л1.3 А.А. Томпсон, А.Д. Стрикленд ; под ред. М.И. Соколовой, Л.Г. Зайцева. Стратегический менеджмент: Искусство разработки и реализации стратегии : учебник М. : Юнити-Дана, 2015, 11.05.2017 : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436856
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 сост. О. Г. Голева, Н. В. Шевцова Стратегический менеджмент: учеб. пособие / АлтГУ, Рубцовский ин-т (фил.) Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014, 2014
Л2.2 А.О. Блинов, Н.В. Угрюмова. Управление изменениями: Учебник М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017, 2020 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронные ресурсы:
Э2 1. www.aup.ru (Административно-управленческий портал).
Э3 2. www.fcsm.ru (Федеральная служба по финансовым рынкам).
Э4 3. www.cfin.ru (Корпоративный менеджмент).
Э5 4. www.kommersant.ru (Коммерсант).
Э6 5. www.raexpert.ru («ЭкспертРА»).
Э7 6. www.change-russia.com (Ассоциация менеджеров по управлению изменениями).
Э8 7. www.amr.ru (Ассоциация менеджеров России).
Э9 8. www.stplan.ru (Стратегическое управление и планирование).
Э10 9. www.StrategPlann.ru (Стратегическое планирование и стратегическое управление).
Э11 10. www.InvenTech.ru (Центр креативных технологий).
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.