МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Клиническая психология в геронтологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. специальность Клиническая психология
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-2-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 9
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 10

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (10) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 9 9 9 9
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
канд.психол.н., доцент, Мардасова Татьяна Александровна;

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Сагалакова Ольга Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Клиническая психология в геронтологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1181 (ред. от 13.07.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета)" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2016 N 43809)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2018-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины «Клиническая психология в геронтологии» является ознакомление студентов с современными представлениями о психологических закономерностях и мозговых механизмах нормального и патологического старения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 способностью и готовностью определять цели и самостоятельно или в кооперации с коллегами разрабатывать программы психологического вмешательства с учетом нозологических и индивидуально-психологических характеристик, квалифицированно осуществлять клинико-психологическое вмешательство в целях профилактики, лечения, реабилитации и развития
ПСК-3.6 способностью и готовностью к применению на практике методов патопсихологической диагностики состояния психического здоровья и адаптационных возможностей больных для реализации задач психопрофилактики, психологической коррекции, реабилитации и психотерапии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.существующие в настоящее время теории старения, основные психофизические и психологические закономерности этого процесса, варианты клинико-психологических синдромов старения.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать клинико-психологические подходы в комплексных геронтологических исследованиях, уровни и механизмы саморегуляции и опосредования психической деятельности; выявлять психологические факторы, определяющие специфику возраста инволюции как особого периода онтогенеза, нейропсихологические синдромы, характерные для нормального старения и деменций позднего возраста.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами диагностики психических функций и личности при нормальном и патологическом старении.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая характеристика процесса старения.
1.1. Возраст инволюции и его периодизация Лекции 10 2 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Старение как проблема возрастной и клинической психологии Практические 10 6 ПК-5 Л2.1, Л1.2
1.3. Нормальное (физиологическое) старение. Практические 10 2 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Поздний возраст как особый этап онтогенеза. Понимание психического старения в контексте концепции социальной ситуации развития Л.С.Выготского. Лекции 10 2 ПК-5 Л2.1, Л1.2
1.5. Гетерохронность, гетеротопность и гетеродинамичность психического старения (Н.Ф. Шахматов). Сам. работа 10 1 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Проблема психосоматического единства в возрасте инволюции. Практические 10 2 ПК-5 Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Нормальное (физиологическое) старение.
2.1. Психологические параметры и детерминанты нормального старения. Лекции 10 2 ПК-5, ПСК-3.6 Л2.1, Л1.2
2.2. Возрастные аффективные реакции Лекции 10 2 ПК-5, ПСК-3.6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Нейропсихология нормального (физиологического) старения Лекции 10 2 ПК-5, ПСК-3.6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Концепция А.Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга как структурно-функциональная модель в понимании мозговых механизмов старения. Лекции 10 2 ПК-5, ПСК-3.6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Особенности геронтонейропсихологической диагностики. Ведущая роль дисфункции I блока мозга в формировании нейропсихологических «возрастных» симптомов Лекции 10 2 ПК-5, ПСК-3.6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.6. Различные уровни нарушений фактора пространственного анализа и синтеза в процессе нормального старения. Особенности функционирования Ш блока мозга в динамике развития нейропсихологических симптомов. Практические 10 2 ПК-5, ПСК-3.6 Л2.1, Л1.2
2.7. Проблема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия при старении. Типология нейропсихологических синдромов нормального старения. Практические 10 2 ПК-5, ПСК-3.6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.8. Высшие психические функции (ВПФ) при нормальном старении речь. Соотношение сохранных и нарушенных звеньев, особенности опосредствования и компенсаторных стратегий. Сам. работа 10 1 ПК-5, ПСК-3.6 Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Нейропсихологический подход к изучению деменций позднего возраста.
3.1. Общая характеристика деменций позднего возраста. Практические 10 2 ПК-5, ПСК-3.6 Л2.1, Л1.2
3.2. Нейропсихологическая типология деменций позднего возраста Практические 10 2 ПК-5, ПСК-3.6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Нарушения ВПФ при болезни Альцгеймера и вовлечение в патологический процесс I и II функциональных блоков мозга. Практические 10 2 ПК-5, ПСК-3.6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.4. Ведущая роль субкортикальных дисфункций в формировании расстройств ВПФ при сосудистой деменции. Сам. работа 10 2 ПК-5, ПСК-3.6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.5. Деменции позднего возраста как клиническая модель для развития представлений А.Р. Лурия о системной динамической локализации ВПФ и их прогрессивной латерализации. Сам. работа 10 1 ПК-5, ПСК-3.6 Л2.1, Л1.2
3.6. Основные подходы к лечению деменций позднего возраста и возможные пути психологической поддержки больных Сам. работа 10 1 ПК-5, ПСК-3.6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.7. Сочетанная дисфункция III и I функциональных блоков мозга и нейропсихологические синдромы при сенильной деменции. Сам. работа 10 1 ПК-5, ПСК-3.6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Перспективы развития патопсихологических и психосоматических исследований возраста инволюции.
4.1. Клинико-психологический подход к психопатологии позднего возраста. Практические 10 2 ПК-5, ПСК-3.6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Психическое старение и соматические заболевания Сам. работа 10 1 ПК-5, ПСК-3.6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.3. Внутренняя картина болезни (ВКБ), особенности ее формирования и динамики в позднем возрасте Сам. работа 10 1 ПК-5, ПСК-3.6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.4. Преморбидные личностные и когнитивные особенности больного и их роль в регуляторно-адаптационных процессах, направленных на поддержание жизнедеятельности при соматических болезнях в позднем возрасте. Сам. работа 10 0 ПК-5, ПСК-3.6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.5. Проблема «качества жизни» пожилого больного. Сам. работа 10 0 ПК-5, ПСК-3.6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.6. Экзамен Экзамен 10 27

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Общая характеристика процесса старения.
2. Старение как системный процесс. Различные уровни старения: биохимический, молекулярный, соматический, нейрональный, нейрофизиологический, психофизиологический, психологический.
3. Регуляторно-адаптационная концепция старения (В.В. Фролькис).
4. Поздний возраст как особый этап онтогенеза. Понимание психического старения в контексте концепции социальной ситуации развития Л.С. Выготского.
5. Основные понятия: геронтология, гериатрия, геронтопсихология.
6. Половые различия в психическом старении.
7. Ведущие причины старения человека.
8. Основные факторы старения.
9. Ведущие направления развития психологической работы с пожилыми людьми.
10. Теории старения (эндокринная, имунная, теория свободных радикалов).
11. Концепция А.Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга как
структурно-функциональная модель в понимании мозговых механизмов старения.
12. Особенности геронто- нейропсихологической диагностики. Ведущая роль дисфункции I блока мозга в формировании нейропсихологических «возрастных» симптомов.
13. Различные уровни нарушений фактора пространственного анализа и синтеза в процессе нормального старения.
14. Особенности функционирования Ш блока мозга в динамике развития нейропсихологических симптомов на различных стадиях возраста инволюции.: память, внимание, гнозис, праксис, мышление.
15. Проблема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия при старении. Типология нейропсихологических синдромов нормального старения. Высшие психические функции (ВПФ) при нормальном старении речь.
16. Анализ методик экспресс диагностики для лиц старшей возрастной группы.
17. Адаптационно-регуляторная концепция старения В.В. Фролькиса в клинико-психологических исследованиях.
18. Варианты нормального старения: различия, обусловленные культурной средой.
19. Психология старости и старения в художественной литературе.
20. Нейропсихологическая типология деменций.
21. Психопатология позднего возраста в работах Э.Я. Штернеберга и Н.Ф. Шахматова.
22. Социально-демографическая ситуация в современном мире и задачи геронтопсихологии.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение




Ситуация 1.
Клинический психолог на своем рабочем месте столкнулся с ситуацией. Коллега N, невзлюбив навязчивого клиента, написал психологическое заключение с явно преувеличенной симптоматикой. Коллега N старался усугубить дело и повлиять на мнение врача – чтобы клиент прошел серьезное лечение (которое на самом деле ему было не нужно и более того, могло навредить, сделать его инвалидом и надолго отменить встречи со своим психологом).
Что должен предпринять клинический психолог, в какие службы он может и должен обратиться, какими этическими принципами руководствоваться, на какие статьи и пункты каких законов может ссылаться, реализуя свой профессиональный долг. Дайте развернутый ответ.



Ситуация 2.
Мнение клинического психолога и врача-психиатра расходятся при выборе способа лечения пациента. Врач настаивает на том, что он сам будет принимать решение и указывать психологу, что тот должен делать. А психолог , по мнению врача, должен реализовывать его запросы.
Что должен предпринять клинический психолог, в какие службы он может и должен обратиться, какими этическими принципами руководствоваться, на какие статьи и пункты каких законов может ссылаться, реализуя свой профессиональный долг. Дайте развернутый ответ.







Ситуация 3.
Пациент, получая периодическую помощь в психиатрической клинике, снова направляется на лечение. Укажите порядок осуществления его прав и свобод, особенностей содержания его в период стационирования (период попадания в больницу и сам процесс госпитализации), на что он может рассчитывать, что вправе требовать, или обязан делать. Приведите на какие статьи и пункты каких законов он может ссылаться, реализуя свои гражданские права. Дайте развернутый ответ.








Ситуация 4.
Клинический психолог получил травму, выполняя свои профессиональные обязанности. Травму нанес пациент. Психолог по скорой медицинской помощи госпитализирован, перенес операцию, находится на больничном листе.
Что должен предпринять клинический психолог, в какие службы он может и должен обратиться, какими этическими принципами руководствоваться, на какие статьи и пункты каких законов может ссылаться, реализуя свой профессиональный долг. Дайте развернутый ответ.


Ситуация 5: Юноша 20 лет успешен в карьере, работает старшим менеджером в фирме по продаже мебели. На работе ведет себя подобающим образом, но приходя домой, начинает провоцировать родственников на конфликты. Постоянно пререкается, перечит, требует, что сам себе будет готовить еду, т.к. его хотят здесь отравить и завладеть его долей имущества. Делает заявления родственникам, что они настраивают друзей и коллег против него. Мать и отец пытались разговаривать с ним, объяснять, что ничего подобного они не делали, пробуют еду, которую готовят себе и ему, чтобы доказать, что с ней все в порядке. Сын не верит и продолжает развивать свои бредовые идеи. Однажды вечером, придя с работы, сын напал на отца, ранил его стеклом, мотивируя тем, что отец хотел его задушить. Мать в слезах вызвала скорую помощь.
Задача: подберите и объясните, руководствуясь какими статьями закона о психиатрической помощи, могут воспользоваться родители юноши, чтобы он получил квалифицированную помощь в психиатрической клинике. Каков порядок предоставления психиатрической помощи в данном случае.

Вопрос: Какими принципами должен руководствоваться психолог из Кодекса, чтобы ответить на вопрос клиента о своем профессиональном образовании и компетентности?






Ситуация 6: Молодая женщина попала в автомобильную катастрофу. В машине, в которой она была за рулем, погибли ее муж и ребенок. Спустя три месяца после аварии, выписавшись из больницы, где она проходила курс реабилитации в связи с вывихнутым суставом руки и сломанными ребрами, женщина приступила к работе, оставленной по причине больничного листа. Выполняя свои профессиональным обязанности – менеджер по выкладке товара в магазине, женщина часто останавливается у полок с товаром и бессмысленно переставляет его с места на место. Старший менеджер пытался делать замечания и отвлекать от «задумчивости» молодую сотрудницу, стараясь эмоционально проникнуться в сложившуюся ситуацию. Девушка стала допоздна задерживаться в магазине, мотивируя, что не успела завершить свою смену. Часто сотрудники другой смены настойчиво выпроваживали ее домой, т.к. женщина явно перерабатывала. По всем признакам молодая женщина не хотела возвращаться в пустую квартиру. Приходя туда, она плакала, проводила бессонные ночи, не готовила себе еду и старалась прийти как можно позже и уйти как можно раньше. Стала бесцельно бродить по улицам, периодически останавливаясь и плача без повода. Руководство магазина приняло решение помочь молодой сотруднице, т.к. на лицо переживание острого горя, которое переросло в посттравматическое стрессовое расстройство.
Задача: Опираясь на статьи закона о психиатрической помощи, обоснуйте, как должен повести себя руководитель и какие действия предпринять, если молодая сотрудница согласна принять психиатрическую помощь. То есть, проведя соответствующий разговор, женщина согласилась с тем, что сама выбраться из сложившихся обстоятельств она не сможет. Желание руководителя очень настойчивое, тем более что увольнять за нарушение режима труда он ее не собирается. Молодая женщина являлась женой его лучшего друга, который как раз и погиб в машине.

Вопрос: Какие принципы Кодекса задействует психолог, устанавливая расценки на свои услуги в частном психологическом центре?


Ситуация 7: В супружеской паре происходят постоянные конфликты. Жена, женщина 56 лет, дважды пролечивалась в психиатрической клинике. По осени возобновились прежние симптомы. Демонстрирует явный бред преследования и бред ревности. Изводит мужа подозрениями и бредовыми истериками.
Задача: В соответствии с законом о психиатрической помощи, как поступить мужу, опишите порядок его действий. А также, каковы права жены, на что она может рассчитывать и в чем может быть уверенной.

Вопрос: Какими принципами воспользуется психолог из Кодекса, подготавливаясь к публичному выступлению, лекции, статье в журнале?




Ситуация 8: К клиническому психологу обратилась клиентка с просьбой о разрешении спора с её подругой. Клиентка, девушка, 18 лет, студентка. Подруга, также 18 лет, не учится, не работает. Общая ситуация состоит в том, что клиента желает помочь своей подруге. Подруга, по-мнению клиентки, живет в тяжелой депрессии. Уже более полугода не выходит на улицу, даже в магазин. Еду покупает ей клиентка. Дома постоянно сидит в кресле, или лежит, отвернувшись к стене, всегда задумчива. При разговоре о том, что нужно обратиться за психологической помощью, резко становится раздражительной, кричит, что она не сумасшедшая и помощь ей не требуется.
Задача: Что клинической психолог может порекомендовать клиентке в ее ситуации, ссылаясь на конкретные статьи закона о психиатрической помощи и о психотерапевтической деятельности.

Вопрос: Опираясь на какие принципы Кодекса психолог будет интерпретировать результаты теста клиента?


Ситуация 9: Молодой человек решил потребовать у своего клинического психолога подробных объяснений, что с ним делают, какова цель и задачи обследования. Клинический психолог сообщил только минимум информации, на остальные вопросы отвечать не стал. Тогда молодой человек обратился к коллеге клинического психолога за дополнительной консультацией.
Задача: Опираясь на статьи закона о психиатрической помощи и о психотерапевтической деятельности, опишите подробно, как должен поступить коллега клинического психолога. Должен ли он поставить в известность своего коллегу, что может сообщить молодому человеку, как ответить на его вопросы.

Вопрос: Может ли психолог использовать непроверенные способы работы на своих клиентах, какие статьи Кодекса об этом свидетельствуют?

Ситуация 10: У подростка 14 лет в школе стали проявляться странности в поведении. Встает в углу и озирается по сторонам, словно за ним следят, пешком почти не ходит, постоянно от чего-то убегает. На уроке не может сидеть так, чтобы кто-то сидел или стоял сзади, сразу соскакивает со своего места и оборачивается. Учительница вызывала на разговор родителей. Мама отмахнулась от нее, мол не ее это дело и не стоит трогать формирующийся организм.
Задача: Опираясь на статьи закона о психиатрической помощи и о психотерапевтической деятельности, опишите подробно, как должна поступить учительница. Должна ли она оповестить руководство школы, обращаться к психологу школы, если он есть, направлять ли подростка на психологическую комиссию.

Вопрос: Основываясь на каких принципах Кодекса психолог не должен искусственно затягивать сроки психотерапии?


Ситуация 11: Клинический психолог на своем рабочем месте столкнулся с ситуацией. Коллега N, невзлюбив навязчивого клиента, написал психологическое заключение с явно преувеличенной симптоматикой. Коллега N старался усугубить дело и повлиять на мнение врача – чтобы клиент прошел серьезное лечение (которое на самом деле ему было не нужно и более того, могло навредить, сделать его инвалидом и надолго отменить встречи со своим психологом).
Задача: Что должен предпринять клинический психолог, в какие службы он может и должен обратиться, на какие статьи и пункты каких законов может ссылаться, реализуя свой профессиональный долг. Дайте развернутый ответ.

Вопрос: Какими принципами должен руководствоваться психолог из Кодекса, чтобы ответить на вопрос клиента о своем профессиональном образовании и компетентности?


Ситуация 12: Мнение клинического психолога и врача-психиатра расходятся при выборе способа лечения пациента. Врач настаивает на том, что он сам будет принимать решение и указывать психологу, что тот должен делать. А психолог, по мнению врача, должен реализовывать его запросы.
Задача: Что должен предпринять клинический психолог, в какие службы он может и должен обратиться, на какие статьи и пункты каких законов может ссылаться, реализуя свой профессиональный долг. Дайте развернутый ответ.

Вопрос: Какие принципы Кодекса задействует психолог, устанавливая расценки на свои услуги в частном психологическом центре?


Ситуация 13: Пациент, получая периодическую помощь в психиатрической клинике, снова направляется на лечение.
Задача: Укажите порядок осуществления его прав и свобод, особенностей содержания его в период стационирования (период попадания в больницу и сам процесс госпитализации), на что он может рассчитывать, что вправе требовать, или обязан делать. Приведите на какие статьи и пункты каких законов он может ссылаться, реализуя свои гражданские права. Дайте развернутый ответ.

Вопрос: Какими принципами воспользуется психолог из Кодекса, подготавливаясь к публичному выступлению, лекции, статье в журнале?



Ситуация 14: Клинический психолог получил травму, выполняя свои профессиональные обязанности. Травму нанес пациент. Психолог по скорой медицинской помощи госпитализирован, перенес операцию, находится на больничном листе.
Задача: Что должен предпринять клинический психолог, в какие службы он может и должен обратиться, на какие статьи и пункты каких законов может ссылаться, реализуя свой профессиональный долг. Дайте развернутый ответ.

Вопрос: Опираясь на какие принципы Кодекса психолог будет интерпретировать результаты теста клиента?

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Басов Н. Ф. Социальная геронтология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов КГУ им. Н. А. Некрасова, 2013 biblioclub.ru
Л1.2 Абдрахманова З. Р. Геронтология: Учебная литература для ВУЗов ПГТУ, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Литвинова Н. А., Толочко Т. А. Геронтология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Кемеровский государственный университет, 2013 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронно-библиотечная система «Лань»
ЭБС «Университетская библиотека online»
ЭБС издательства «Юрайт»
ЭБС АлтГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий
Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий.
Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежуточных тестов по дисциплине.

Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии, к выполнению текущих работ.
Для формирования представлений и навыков качественного ответа студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине, составить развернутый конспект. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки.

Методические указания студентам для подготовки к экзамену.
Экзамен по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов к экзамену(см. список вопросов к экзамену).
При подготовке к прохождению экзамена студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине.