МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Клиническая психология в геронтологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. специальность Клиническая психология
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-3-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 9
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 10

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (10) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 9 9 9 9
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
канд.психол.н., доцент, Мардасова Татьяна Александровна;

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Сагалакова Ольга Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Клиническая психология в геронтологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1181 (ред. от 13.07.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета)" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2016 N 43809)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология:
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2017-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины «Клиническая психология в геронтологии» является ознакомление студентов с современными представлениями о психологических закономерностях и мозговых механизмах нормального и патологического старения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 способностью и готовностью определять цели и самостоятельно или в кооперации с коллегами разрабатывать программы психологического вмешательства с учетом нозологических и индивидуально-психологических характеристик, квалифицированно осуществлять клинико-психологическое вмешательство в целях профилактики, лечения, реабилитации и развития
ПСК-3.6 способностью и готовностью к применению на практике методов патопсихологической диагностики состояния психического здоровья и адаптационных возможностей больных для реализации задач психопрофилактики, психологической коррекции, реабилитации и психотерапии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.существующие в настоящее время теории старения, основные психофизические и психологические закономерности этого процесса, варианты клинико-психологических синдромов старения.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать клинико-психологические подходы в комплексных геронтологических исследованиях, уровни и механизмы саморегуляции и опосредования психической деятельности; выявлять психологические факторы, определяющие специфику возраста инволюции как особого периода онтогенеза, нейропсихологические синдромы, характерные для нормального старения и деменций позднего возраста.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами диагностики психических функций и личности при нормальном и патологическом старении.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая характеристика процесса старения.
1.1. Возраст инволюции и его периодизация Лекции 10 2 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Старение как проблема возрастной и клинической психологии Практические 10 6 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Нормальное (физиологическое) старение. Практические 10 2 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Поздний возраст как особый этап онтогенеза. Понимание психического старения в контексте концепции социальной ситуации развития Л.С.Выготского. Лекции 10 2 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Гетерохронность, гетеротопность и гетеродинамичность психического старения (Н.Ф. Шахматов). Сам. работа 10 1 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Проблема психосоматического единства в возрасте инволюции. Практические 10 2 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Нормальное (физиологическое) старение.
2.1. Психологические параметры и детерминанты нормального старения. Лекции 10 2 ПК-5, ПСК-3.6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Возрастные аффективные реакции Лекции 10 2 ПК-5, ПСК-3.6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Нейропсихология нормального (физиологического) старения Лекции 10 2 ПК-5, ПСК-3.6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Концепция А.Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга как структурно-функциональная модель в понимании мозговых механизмов старения. Лекции 10 2 ПК-5, ПСК-3.6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Особенности геронтонейропсихологической диагностики. Ведущая роль дисфункции I блока мозга в формировании нейропсихологических «возрастных» симптомов Лекции 10 2 ПК-5, ПСК-3.6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.6. Различные уровни нарушений фактора пространственного анализа и синтеза в процессе нормального старения. Особенности функционирования Ш блока мозга в динамике развития нейропсихологических симптомов. Практические 10 2 ПК-5, ПСК-3.6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.7. Проблема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия при старении. Типология нейропсихологических синдромов нормального старения. Практические 10 2 ПК-5, ПСК-3.6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.8. Высшие психические функции (ВПФ) при нормальном старении речь. Соотношение сохранных и нарушенных звеньев, особенности опосредствования и компенсаторных стратегий. Сам. работа 10 1 ПК-5, ПСК-3.6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Нейропсихологический подход к изучению деменций позднего возраста.
3.1. Общая характеристика деменций позднего возраста. Практические 10 2 ПК-5, ПСК-3.6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Нейропсихологическая типология деменций позднего возраста Практические 10 2 ПК-5, ПСК-3.6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Нарушения ВПФ при болезни Альцгеймера и вовлечение в патологический процесс I и II функциональных блоков мозга. Практические 10 2 ПК-5, ПСК-3.6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.4. Ведущая роль субкортикальных дисфункций в формировании расстройств ВПФ при сосудистой деменции. Сам. работа 10 2 ПК-5, ПСК-3.6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.5. Деменции позднего возраста как клиническая модель для развития представлений А.Р. Лурия о системной динамической локализации ВПФ и их прогрессивной латерализации. Сам. работа 10 1 ПК-5, ПСК-3.6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.6. Основные подходы к лечению деменций позднего возраста и возможные пути психологической поддержки больных Сам. работа 10 1 ПК-5, ПСК-3.6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.7. Сочетанная дисфункция III и I функциональных блоков мозга и нейропсихологические синдромы при сенильной деменции. Сам. работа 10 1 ПК-5, ПСК-3.6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Перспективы развития патопсихологических и психосоматических исследований возраста инволюции.
4.1. Клинико-психологический подход к психопатологии позднего возраста. Практические 10 2 ПК-5, ПСК-3.6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Психическое старение и соматические заболевания Сам. работа 10 1 ПК-5, ПСК-3.6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.3. Внутренняя картина болезни (ВКБ), особенности ее формирования и динамики в позднем возрасте Сам. работа 10 1 ПК-5, ПСК-3.6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.4. Преморбидные личностные и когнитивные особенности больного и их роль в регуляторно-адаптационных процессах, направленных на поддержание жизнедеятельности при соматических болезнях в позднем возрасте. Сам. работа 10 0 ПК-5, ПСК-3.6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.5. Проблема «качества жизни» пожилого больного. Сам. работа 10 0 ПК-5, ПСК-3.6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.6. Экзамен Экзамен 10 27

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Общая характеристика процесса старения.
2. Старение как системный процесс. Различные уровни старения: биохимический, молекулярный, соматический, нейрональный, нейрофизиологический, психофизиологический, психологический.
3. Регуляторно-адаптационная концепция старения (В.В. Фролькис).
4. Поздний возраст как особый этап онтогенеза. Понимание психического старения в контексте концепции социальной ситуации развития Л.С. Выготского.
5. Основные понятия: геронтология, гериатрия, геронтопсихология.
6. Половые различия в психическом старении.
7. Ведущие причины старения человека.
8. Основные факторы старения.
9. Ведущие направления развития психологической работы с пожилыми людьми.
10. Теории старения (эндокринная, имунная, теория свободных радикалов).
11. Концепция А.Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга как
структурно-функциональная модель в понимании мозговых механизмов старения.
12. Особенности геронто- нейропсихологической диагностики. Ведущая роль дисфункции I блока мозга в формировании нейропсихологических «возрастных» симптомов.
13. Различные уровни нарушений фактора пространственного анализа и синтеза в процессе нормального старения.
14. Особенности функционирования Ш блока мозга в динамике развития нейропсихологических симптомов на различных стадиях возраста инволюции.: память, внимание, гнозис, праксис, мышление.
15. Проблема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия при старении. Типология нейропсихологических синдромов нормального старения. Высшие психические функции (ВПФ) при нормальном старении речь.
16. Анализ методик экспресс диагностики для лиц старшей возрастной группы.
17. Адаптационно-регуляторная концепция старения В.В. Фролькиса в клинико-психологических исследованиях.
18. Варианты нормального старения: различия, обусловленные культурной средой.
19. Психология старости и старения в художественной литературе.
20. Нейропсихологическая типология деменций.
21. Психопатология позднего возраста в работах Э.Я. Штернеберга и Н.Ф. Шахматова.
22. Социально-демографическая ситуация в современном мире и задачи геронтопсихологии.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Басов Н. Ф. Социальная геронтология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов КГУ им. Н. А. Некрасова, 2013 biblioclub.ru
Л1.2 Абдрахманова З. Р. Геронтология: Учебная литература для ВУЗов ПГТУ, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Литвинова Н. А., Толочко Т. А. Геронтология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Кемеровский государственный университет, 2013 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э2 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э3 Электронно-библиотечная система «Лань» e.lanbook.com
Э4 ЭБС "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft office
Microsoft Windows
7-zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронно-библиотечная система «Лань»
ЭБС «Университетская библиотека online»
ЭБС издательства «Юрайт»
ЭБС АлтГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий
Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий.
Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежуточных тестов по дисциплине.

Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии, к выполнению текущих работ.
Для формирования представлений и навыков качественного ответа студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине, составить развернутый конспект. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки.

Методические указания студентам для подготовки к экзамену.
Экзамен по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов к экзамену(см. список вопросов к экзамену).
При подготовке к прохождению экзамена студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине.