МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Клиническая психология в геронтологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. специальность Клиническая психология
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-5-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 9
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 10

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (10) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 9 9 9 9
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
канд.психол.н., доцент, Мардасова Татьяна Александровна

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Сагалакова Ольга Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Клиническая психология в геронтологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1181 (ред. от 13.07.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета)" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2016 N 43809)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология:
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2014-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины «Клиническая психология в геронтологии» является ознакомление студентов с современными представлениями о психологических закономерностях и мозговых механизмах нормального и патологического старения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 способностью и готовностью определять цели и самостоятельно или в кооперации с коллегами разрабатывать программы психологического вмешательства с учетом нозологических и индивидуально-психологических характеристик, квалифицированно осуществлять клинико-психологическое вмешательство в целях профилактики, лечения, реабилитации и развития
ПСК-3.6 способностью и готовностью к применению на практике методов патопсихологической диагностики состояния психического здоровья и адаптационных возможностей больных для реализации задач психопрофилактики, психологической коррекции, реабилитации и психотерапии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.существующие в настоящее время теории старения, основные психофизические и психологические закономерности этого процесса, варианты клинико-психологических синдромов старения.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать клинико-психологические подходы в комплексных геронтологических исследованиях, уровни и механизмы саморегуляции и опосредования психической деятельности; выявлять психологические факторы, определяющие специфику возраста инволюции как особого периода онтогенеза, нейропсихологические синдромы, характерные для нормального старения и деменций позднего возраста.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами диагностики психических функций и личности при нормальном и патологическом старении.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая характеристика процесса старения.
1.1. Возраст инволюции и его периодизация Лекции 10 2 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Старение как проблема возрастной и клинической психологии Практические 10 6 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Нормальное (физиологическое) старение. Практические 10 2 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Поздний возраст как особый этап онтогенеза. Понимание психического старения в контексте концепции социальной ситуации развития Л.С.Выготского. Лекции 10 2 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Гетерохронность, гетеротопность и гетеродинамичность психического старения (Н.Ф. Шахматов). Сам. работа 10 1 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Проблема психосоматического единства в возрасте инволюции. Практические 10 2 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Нормальное (физиологическое) старение.
2.1. Психологические параметры и детерминанты нормального старения. Лекции 10 2 ПК-5, ПСК-3.6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Возрастные аффективные реакции Лекции 10 2 ПК-5, ПСК-3.6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Нейропсихология нормального (физиологического) старения Лекции 10 2 ПК-5, ПСК-3.6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Концепция А.Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга как структурно-функциональная модель в понимании мозговых механизмов старения. Лекции 10 2 ПК-5, ПСК-3.6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Особенности геронтонейропсихологической диагностики. Ведущая роль дисфункции I блока мозга в формировании нейропсихологических «возрастных» симптомов Лекции 10 2 ПК-5, ПСК-3.6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.6. Различные уровни нарушений фактора пространственного анализа и синтеза в процессе нормального старения. Особенности функционирования Ш блока мозга в динамике развития нейропсихологических симптомов. Практические 10 2 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.7. Проблема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия при старении. Типология нейропсихологических синдромов нормального старения. Практические 10 2 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.8. Высшие психические функции (ВПФ) при нормальном старении речь. Соотношение сохранных и нарушенных звеньев, особенности опосредствования и компенсаторных стратегий. Сам. работа 10 1 ПК-5, ПСК-3.6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Нейропсихологический подход к изучению деменций позднего возраста.
3.1. Общая характеристика деменций позднего возраста. Практические 10 2 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Нейропсихологическая типология деменций позднего возраста Практические 10 2 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Нарушения ВПФ при болезни Альцгеймера и вовлечение в патологический процесс I и II функциональных блоков мозга. Практические 10 2 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.4. Ведущая роль субкортикальных дисфункций в формировании расстройств ВПФ при сосудистой деменции. Сам. работа 10 2 ПК-5, ПСК-3.6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.5. Деменции позднего возраста как клиническая модель для развития представлений А.Р. Лурия о системной динамической локализации ВПФ и их прогрессивной латерализации. Сам. работа 10 1 ПК-5, ПСК-3.6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.6. Основные подходы к лечению деменций позднего возраста и возможные пути психологической поддержки больных Сам. работа 10 1 ПК-5, ПСК-3.6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.7. Сочетанная дисфункция III и I функциональных блоков мозга и нейропсихологические синдромы при сенильной деменции. Сам. работа 10 1 ПК-5, ПСК-3.6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Перспективы развития патопсихологических и психосоматических исследований возраста инволюции.
4.1. Клинико-психологический подход к психопатологии позднего возраста. Практические 10 2 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Психическое старение и соматические заболевания Сам. работа 10 1 ПК-5, ПСК-3.6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.3. Внутренняя картина болезни (ВКБ), особенности ее формирования и динамики в позднем возрасте Сам. работа 10 1 ПК-5, ПСК-3.6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.4. Преморбидные личностные и когнитивные особенности больного и их роль в регуляторно-адаптационных процессах, направленных на поддержание жизнедеятельности при соматических болезнях в позднем возрасте. Сам. работа 10 0 ПК-5, ПСК-3.6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.5. Проблема «качества жизни» пожилого больного. Сам. работа 10 0 ПК-5, ПСК-3.6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.6. Экзамен Экзамен 10 27

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Общая характеристика процесса старения.
2. Старение как системный процесс. Различные уровни старения: биохимический, молекулярный, соматический, нейрональный, нейрофизиологический, психофизиологический, психологический.
3. Регуляторно-адаптационная концепция старения (В.В. Фролькис).
4. Поздний возраст как особый этап онтогенеза. Понимание психического старения в контексте концепции социальной ситуации развития Л.С. Выготского.
5. Основные понятия: геронтология, гериатрия, геронтопсихология.
6. Половые различия в психическом старении.
7. Ведущие причины старения человека.
8. Основные факторы старения.
9. Ведущие направления развития психологической работы с пожилыми людьми.
10. Теории старения (эндокринная, имунная, теория свободных радикалов).
11. Концепция А.Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга как
структурно-функциональная модель в понимании мозговых механизмов старения.
12. Особенности геронто- нейропсихологической диагностики. Ведущая роль дисфункции I блока мозга в формировании нейропсихологических «возрастных» симптомов.
13. Различные уровни нарушений фактора пространственного анализа и синтеза в процессе нормального старения.
14. Особенности функционирования Ш блока мозга в динамике развития нейропсихологических симптомов на различных стадиях возраста инволюции.: память, внимание, гнозис, праксис, мышление.
15. Проблема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия при старении. Типология нейропсихологических синдромов нормального старения. Высшие психические функции (ВПФ) при нормальном старении речь.
16. Анализ методик экспресс диагностики для лиц старшей возрастной группы.
17. Адаптационно-регуляторная концепция старения В.В. Фролькиса в клинико-психологических исследованиях.
18. Варианты нормального старения: различия, обусловленные культурной средой.
19. Психология старости и старения в художественной литературе.
20. Нейропсихологическая типология деменций.
21. Психопатология позднего возраста в работах Э.Я. Штернеберга и Н.Ф. Шахматова.
22. Социально-демографическая ситуация в современном мире и задачи геронтопсихологии.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Басов Н. Ф. Социальная геронтология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов КГУ им. Н. А. Некрасова, 2013 biblioclub.ru
Л1.2 Абдрахманова З. Р. Геронтология: Учебная литература для ВУЗов ПГТУ, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Литвинова Н. А., Толочко Т. А. Геронтология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Кемеровский государственный университет, 2013 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
Э2 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э3 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э4 Электронно-библиотечная система «Лань» e.lanbook.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft office
Microsoft Windows
7-zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронно-библиотечная система «Лань»
ЭБС «Университетская библиотека online»
ЭБС издательства «Юрайт»
ЭБС АлтГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий
Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий.
Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежуточных тестов по дисциплине.

Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии, к выполнению текущих работ.
Для формирования представлений и навыков качественного ответа студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине, составить развернутый конспект. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки.

Методические указания студентам для подготовки к экзамену.
Экзамен по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов к экзамену(см. список вопросов к экзамену).
При подготовке к прохождению экзамена студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине.