Закреплена за кафедрой | Кафедра органической химии |
---|---|
Направление подготовки | 04.04.01. Химия |
Профиль | Разработка биофармацевтических препаратов на основе рекомбинантных технологий |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 04_04_01_РЕК-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 20 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Лабораторные | 36 | 36 | 36 | 36 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 117 | 117 | 117 | 117 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра органической химии
Протокол от 31.08.2018 г. № 11
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.
1.1. | Иметь представление о современной классификации микроорганизмов, о современных методах культивирования микроорганизмов, о процессах и аппаратах для культивирования микроорганизмов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02 |
ОПК-1 | способностью использовать и развивать теоретические основы традиционных и новых разделов химии при решении профессиональных задач |
ОПК-3 | способностью реализовать нормы техники безопасности в лабораторных и технологических условиях |
ПК-2 | владением теорией и навыками практической работы в избранной области химии |
ПК-3 | готовностью использовать современную аппаратуру при проведении научных исследований |
ПСК-6 | Способность использовать основные принципы культивирования микроорганизмов, уметь организовать процесс культивирования микроорганизмов для получения рекомбинантных препаратов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | о современной классификации микроорганизмов, о современных методах культивирования микроорганизмов, о процессах и аппаратах для культивирования микроорганизмов |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | разрабатывать схемы процесса культивирования микроорганизмов; проводить сравнение различных методов культивирования микроорганизмов; использовать методы культивирования микроорганизмов в целях получения биопрепаратов |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | владения современными методами культивирования микроорганизмов; приемами поиска, систематизации и сравнения различных методов культивирования микроорганизмов |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основные понятия и методы микробиологии. Теоретические основы микробиологии. Особенности строения, химический состав бактериальной клетки | ||||||
1.1. | Основные понятия и методы микробиологии. Теоретические основы микробиологии | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-6 | Л1.1 |
1.2. | Особенности строения, химический состав бактериальной клетки | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-6 | Л1.1 |
1.3. | Техника безопасности при работе с микроорганизмами | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-6 | Л1.1 |
1.4. | Особенности строения бактериальной клетки. Химический состав | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-6 | Л1.1 |
1.5. | Техника безопасности при работе с микроорганизмами. Прижизненные препараты бактерий | Лабораторные | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-6 | Л1.1 |
1.6. | Основные понятия и методы микробиологии. Теоретические основы микробиологии. Особенности строения, химический состав бактериальной клетки | Сам. работа | 3 | 28 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-6 | Л1.1 |
Раздел 2. Методы культивирования прокариот | ||||||
2.1. | Классификация и систематика бактерий | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-6 | Л1.1 |
2.2. | Культивирование фототрофных бактерий, цианобактерий, пурпурных фотобактерий, зеленых фотобактерий | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-6 | Л1.1 |
2.3. | Разделение бактерий на эубактерии и архебактерии | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-6 | Л1.1 |
2.4. | Особенности культивированияграмотрицательных эубактерий. Особенности культивированияграмположительных эубактерий | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-6 | Л1.1 |
2.5. | Строение клеточной стенки. Специфические полисахариды, триглицериды и др | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-6 | Л1.1 |
2.6. | Формирование эндоспоры. Параспоральные тельца. Капсулы и слизистые слои. Химический состав | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-6 | Л1.1 |
2.7. | Выделение чистой культуры бактерий. Морфологическая характеристика чистой культуры | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-6 | Л1.1 |
2.8. | Физиологическая и биохимическая характеристика чистой культуры | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-6 | Л1.1 |
2.9. | Фиксированные препараты бактерий аналиновыми красителями. Определение формы предложенных культур микроорганизмов (7-8 культур), используя простой метод окраски | Лабораторные | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-6 | Л1.1 |
2.10. | Строение клеточной стенки Грам+ и Грам- бактерий. Реакция взаимодействия полисахаридов клеточной стенки с красителями. Определение типа клеточной стенки методом окрашивания по Граму (5-6 культур) | Лабораторные | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-6 | Л1.1 |
2.11. | Химические процессы формирование эндоспоры. Параспоральные тельца. Капсулы и слизистые слои. Определение формы и расположения споры и типа спорообразования (3-4 культуры) | Лабораторные | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-6 | Л1.1 |
2.12. | Выделение чистой культуры бактерий. Метод разведений. Метод истощающего штриха | Лабораторные | 3 | 4 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-6 | Л1.1 |
2.13. | Методы культивирования прокариот | Сам. работа | 3 | 28 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-6 | Л1.1 |
Раздел 3. Методы культивирования вирусов | ||||||
3.1. | Классификация и систематика вирусов. Особенности культивирования вирусов бактерий, животных и растений | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-6 | Л1.1 |
3.2. | Культивирование бактериофагов. Культивирование вирусов человека и животных | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-6 | Л1.1 |
3.3. | Химическое строение бактериофагов. Титрование нитчатых бактериофагов методом агаровых слоев по Грациа | Лабораторные | 3 | 4 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-6 | Л1.1 |
3.4. | Идентификация (серотипирование) штаммов вируса гриппа в реакции торможения гемагглютинации | Лабораторные | 3 | 4 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-6 | Л1.1 |
3.5. | Процесс периодического культивирования бактерий для микробилогического синтеза | Лабораторные | 3 | 4 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-6 | Л1.1 |
3.6. | Методы культивирования вирусов | Сам. работа | 3 | 28 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-6 | Л1.1 |
Раздел 4. Микробиологический синтез биологически активных веществ | ||||||
4.1. | Морфологические и физиологические особенности микроорганизмов-продуцентов | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-6 | Л1.1 |
4.2. | Специализированные типы биотехнологических процессов и аппаратов | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-6 | Л1.1 |
4.3. | Кинетика роста продуцента. Продуктивность. Выход продукта. Химическая чистота | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-6 | Л1.1 |
4.4. | Международная практика производства | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-6 | Л1.1 |
4.5. | Морфологическая характеристика выделенной чистой культуры: характеристика колонии, форма бактерий, тип клеточной стенки, способность к спорообразованию | Лабораторные | 3 | 4 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-6 | Л1.1 |
4.6. | Физиологическая и биохимическая характеристика выделенной чистой культуры: потребность в кислороде, каталазная и оксидазная активность, определение активности пероксидазы, сахаролитических ферментов, др. тесты | Лабораторные | 3 | 4 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-6 | Л1.1 |
4.7. | Выделение, очистка концентрирование продуктов микробиологического синтеза | Лабораторные | 3 | 4 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-6 | Л1.1 |
4.8. | Микробиологический синтез биологически активных веществ | Сам. работа | 3 | 33 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-6 | Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Контрольные вопросы и задания приведены в фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств размещен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | К.С. Болотова и др. - | Классификация и морфологические особенности микроорганизмов [Электронный ресурс]: учебно-методич. пособие / : | Архангельск : ИД САФУ, , 2016. - | www.studentlibrary.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Не используется | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office PowerPoint Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
122Л | лаборатория микробиологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; микроскоп монокулярный Микмед 1 – 6 шт.; термостат с охлаждением ТСО – 1/80; иономер Анион – 7000; камера климатическая ICN750L Memmert; микроскоп Альтами – 2 шт.; микроскоп Бимам ЕСС-Р-11; бокс абактериальной воздушной среды 2 класса биологической безопасности БАВнп-01; шкаф для хранения абораторной посуды и реактивов – 1 шт.; набор реактивов и химической посуды для микробиологии и биотехнологии; раковина. |
К современному специалисту общество предъявляет достаточно широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпускников определенных способностей и умения самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной ситуации. Формирование такого умения происходит в течение всего периода обучения через участие студентов в лекционных и практических занятиях, при выполнении лабораторных работ. При этом самостоятельная работа студентов играет решающую роль в ходе всего учебного процесса. Теоретический материал дисциплины «Бактериофаги. Методы комбинаторной биологии на основе бактериофагов» изучается в течение одного семестра (1 семестр первого курса) по всем формам обучения в соответствии с учебным планом. Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet. Основу теоретической подготовки по дисциплине «Бактериофаги. Методы комбинаторной биологии на основе бактериофагов» составляют лекции, которые представляются систематически в сочетании с практическими и лабораторными занятиями. Основные учения и владения отрабатываются и закрепляются на практических и лабораторных занятиях. Аудиторные занятия (лекции, практические и лабораторные занятия) объединены с самостоятельной внеаудиторной работой студентов над рекомендуемой литературой, а также заданиями, которые выдаёт преподаватель и при подготовке к лабораторным занятиям. При изучении дисциплины студентами могут использоваться следующие информационные технологии и инновационные методы: - электронный вариант учебно-методического комплекса (с использованием системы Moodle); - ресурсы электронной библиотечной системы; - ресурсы Интернет; - мультимедийная техника; - студенты могут получать консультации по SKYPE, E-mail, ISQ, вебинару. Преподаватель, читающий дисциплину, ведет учет посещаемости и осуществляет контроль за выполнением самостоятельной работы. Текущий контроль заключается в мониторинге выполнения учебной программы дисциплины на аудиторных занятиях и оценке работы на практических и лабораторных занятиях. Перед каждым лабораторным занятием студент обязан пройти собеседование и получить допуск к выполнению лабораторной работы. В рамках текущего контроля работа студентов оценивается по следующим критериям: - полнота ответов на теоретические вопросы дисциплины; - правильность ответов на вопросы и задания практической направленности при выполнении лабораторных работ, качество выполнения лабораторных работ, полнота и точность ответов при защите отчетов по лабораторным работам; - верное решение задач; - эффективное участие в работе команды при обсуждении проблемных ситуаций; - использование дополнительных материалов. Промежуточный контроль заключается в сдаче экзамена (результаты обучения сформулированы в карте компетенции – второй уровень). 1. Советы по планированию и организации времени, необходимого для изучения дисциплины. Рекомендуется следующим образом организовать время, необходимое для изучения дисциплины: Изучение конспекта лекции в тот же день, после лекции – 10-15 минут. Изучение конспекта лекции за день перед следующей лекцией – 10-15 минут. Изучение теоретического материала по учебнику и конспекту – 1 час в неделю. Подготовка к практическому занятию – 2 час. Подготовка к лабораторному занятию – 2 час. 2. Описание последовательности действий студента («сценарий изучения дисциплины»). Для понимания материала и качественного его усвоения рекомендуется такая последовательность действий: А. После прослушивания лекции и окончания учебных занятий, при подготовке к занятиям следующего дня, нужно сначала просмотреть и обдумать текст лекции, прослушанной сегодня (10-15 минут). Б. При подготовке к лекции следующего дня, нужно просмотреть текст предыдущей лекции, подумать о том, какая может быть тема следующей лекции (10-15 минут). В. В течение недели выбрать время (не менее 1час) для работы с литературой в библиотеке. Г. При подготовке к практическим занятиям следующего дня, необходимо сначала прочитать основные понятия и подходы по теме предстоящего занятия. При выполнении упражнения или задачи нужно сначала понять, что требуется в задаче, какой теоретический материал нужно использовать, наметить план решения задачи. Д. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Рекомендуется использовать методические указания по курсу, текст лекций преподавателя (если он имеется). Е. Рекомендации по работе с литературой. Теоретический материал курса становится более понятным, когда дополнительно к прослушиванию лекции и изучению конспекта, изучаются и книги. Легче освоить курс придерживаясь одного учебника и конспекта. Рекомендуется, кроме «заучивания» материала, добиться состояния понимания изучаемой темы дисциплины. С этой целью рекомендуется после изучения очередного параграфа выполнить несколько простых упражнений на данную тему или/и ответить на вопросы для самоконтроля. Кроме того, очень полезно мысленно задать себе следующие вопросы (и попробовать ответить на них): о чем этот параграф?, какие новые понятия введены, каков их смысл?, что даст это на практике?. |