Закреплена за кафедрой | Кафедра органической химии |
---|---|
Направление подготовки | 04.04.01. Химия |
Профиль | Разработка биофармацевтических препаратов на основе рекомбинантных технологий |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 04_04_01_Химия-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 20 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 24 | 24 | 24 | 24 |
Лабораторные | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 57 | 57 | 57 | 57 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра органической химии
Протокол от 31.08.2018 г. № 11
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.
1.1. | Иметь представление о видах биополимеров, их физико-химических свойствах, о современных методах их разделения и очистки, методах анализа чистоты и гомогенности с целью получения фармацевтических субстанций и , лекарственных средств |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.03 |
ОПК-1 | Способен выполнять комплексные экспериментальные и расчетно-теоретические исследования в избранной области химии или смежных наук с использованием современных приборов, программного обеспечения и баз данных профессионального назначения |
ОПК-2 | Способен анализировать, интерпретировать и обобщать результаты экспериментальных и расчетно-теоретических работ в избранной области химии или смежных наук |
ПК-1 | Способен проводить работы по обработке и анализу научно-технической информации и результатов исследований |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | о видах биополимеров, их физико-химических свойствах, о современных методах их разделения и очистки, методах анализа чистоты и гомогенности с целью получения фармацевтических субстанций и , лекарственных средств |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | экстрагировать биополимеры из биоматериала, фракционировать их методами высаливания, ультрафильтрации, хроматографии, электрофореза, составлять лабораторные и технологические схемы очистки, анализировать чистоту и гомогенность получаемых субстанций |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | владеть теоретическими представлениями о характере распределения биополимеров в растворителях, сорбции на сорбентах в зависимости от их физико-химических свойств |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основные типы биополимеров. Их физико-химические свойства. Источники биополимеров | ||||||
1.1. | Нуклеиновые кислоты. Белки. Липиды. Углеводы. Многоатомные спирты, гликозиды, флавониды, антибиотики. Источники биополимеров | Лекции | 1 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
1.2. | Основные типы биополимеров. Их физико-химические свойства. Источники биополимеров | Практические | 1 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
1.3. | Основные типы биополимеров. Их физико-химические свойства. Источники биополимеров | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
Раздел 2. Методы извлечения биополимеров из биоматериала | ||||||
2.1. | Методы извлечения биополимеров из биоматериала | Лекции | 1 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
2.2. | Методы извлечения биополимеров из биоматериала | Практические | 1 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
2.3. | Методы извлечения биополимеров из биоматериала | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
2.4. | Экстракция нуклеиновых кислот из клеток. Выделение и очистка суперскрученной ДНК плазмиды с использованием метода лизиса клеток, фракционирования в солевых растворах, растворах органических растворителей, и анализ ее электрофорезом в геле агарозы | Лабораторные | 1 | 4 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
Раздел 3. Методы «грубого» фракционирования биополимеров | ||||||
3.1. | Методы «грубого» фракционирования биополимеров | Лекции | 1 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
3.2. | Разделение биополимеров методом осаждения в растворах солей, органических растворителей, полимеров. Разделение биополимеров методами фильтрации и диализа | Практические | 1 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
3.3. | Фракционирование и очистка иммуноглобулинов (IgG) из сыворотки крови методами солевого осаждения | Лабораторные | 1 | 1 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
3.4. | Методы «грубого» фракционирования биополимеров | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
Раздел 4. Технологии разделения с использованием центрифугирования | ||||||
4.1. | Теоретические основы технологии разделения с использованием центрифугирования. Технологии разделения с использованием центрифугирования | Лекции | 1 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
4.2. | Теоретические основы технологии разделения с использованием центрифугирования. Практическое применение технологии разделения с использованием центрифугирования | Практические | 1 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
4.3. | Разделение двуспиральной высокополимерной РНК в растворе хлористого лития методом центрифугирования | Лабораторные | 1 | 1 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
4.4. | Технологии разделения с использованием центрифугирования | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
Раздел 5. Хроматографические методы разделения и очистки биополимеров | ||||||
5.1. | Теоретические основы хроматографических методов разделения и очистки биополимеров | Лекции | 1 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
5.2. | Хроматографические методы разделения и очистки биополимеров. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
5.3. | Теоретические основы хроматографических методов разделения и очистки биополимеров. Хроматографические методы разделения и очистки биополимеров, - практическое применение | Практические | 1 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
5.4. | Фракционирование белков сыворотки крови методом гельфитрации | Лабораторные | 1 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
5.5. | Хроматографические методы разделения и очистки биополимеров | Сам. работа | 1 | 7 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
Раздел 6. Электрофоретические методы разделения, очистки и анализа биополимеров | ||||||
6.1. | Теоретические основы электрофоретических методов разделения, очистки и анализа биополимеров | Лекции | 1 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
6.2. | Электрофоретические методы разделения, очистки и анализа биополимеров | Лекции | 1 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
6.3. | Теоретические основы электрофоретических методов разделения, очистки и анализа биополимеров, часть 1. Электрофоретические методы разделения, очистки и анализа биополимеров. Электрофоретические методы разделения, очистки и анализа биополимеров в агарозных гелях. Электрофоретические методы разделения, очистки и анализа биополимеров в полиакриламидных гелях | Практические | 1 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
6.4. | Разделение и анализ ДНК и РНК методом электрофореза | Лабораторные | 1 | 1 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
6.5. | Разделение и анализ белков сыворотки крови электрофорезом в полиакриламидном геле | Лабораторные | 1 | 1 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
6.6. | Электрофоретические методы разделения, очистки и анализа биополимеров | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
Раздел 7. Методы детекции биополимеров | ||||||
7.1. | Методы детекции и анализа биополимеров | Лекции | 1 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
7.2. | Методы детекции и анализа биополимеров | Практические | 1 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
7.3. | Определение концентрации нуклеиновых кислот и белков спектрофотометрическими методами | Лабораторные | 1 | 1 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
7.4. | Методы детекции биополимеров | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
Раздел 8. Определение чистоты биополимеров | ||||||
8.1. | Методы определения чистоты биополимеров | Лекции | 1 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
8.2. | Методы определения чистоты биополимеров | Практические | 1 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
8.3. | Определение чистоты биополимеров | Лабораторные | 1 | 1 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
8.4. | Определение чистоты биополимеров | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
Раздел 9. Требования GMP к процессам при разделении, очистке биополимеров и конечному продукту | ||||||
9.1. | Требования GMP к процессам при разделении, очистке биополимеров и конечному продукту | Лекции | 1 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
9.2. | Требования GMP к процессам при разделении, очистке биополимеров и конечному продукту | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
Раздел 10. Примеры практического разделения и очистки биополимеров | ||||||
10.1. | Примеры практического разделения и очистки нуклеиновых кислот. Примеры практического разделения и очистки белков | Лекции | 1 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
10.2. | Разделение и очистка дезоксирибонуклеиновых кислот. Разделение и очистка рибонуклеиновых кислот кислот. Разделение и очистка внеклеточных белков. Разделение и очистка внутриклеточных белков. Разделение и очистка липидов. Разделение и очистка углеводов | Практические | 1 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
10.3. | Выделение и очистка двуспиральной РНК из дрожжей и анализ ее электрофорезом в геле агарозы | Лабораторные | 1 | 4 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
10.4. | Разделение и очистка полисахаридов: на примере получения крахмала | Лабораторные | 1 | 1 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
10.5. | Получение липидов из плодов облепихи (облепихового масла) методом экстракции | Лабораторные | 1 | 1 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
10.6. | Примеры практического разделения и очистки биополимеров | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
10.7. | Экзамен | 1 | 27 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Контрольные вопросы и задания приведены в фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств размещен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Уилсон, К | Принципы и методы биохимии и молекулярной биологии : | М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 | URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=214311 |
Л1.2 | Коваленко, Л.В. | Биохимические основы химии биологически активных веществ : учебное пособие | М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 | URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=427724 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курсы в Moodle "Методы разделения и очистки биополимеров" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office PowerPoint Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
К современному специалисту общество предъявляет достаточно широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпускников определенных способностей и умения самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной ситуации. Формирование такого умения происходит в течение всего периода обучения через участие студентов в лекционных и практических занятиях, при выполнении лабораторных работ. При этом самостоятельная работа студентов играет решающую роль в ходе всего учебного процесса. Теоретический материал дисциплины «Методы разделения и очистки биополимеров» изучается в течение одного семестра (1 семестр 1 курса) по всем формам обучения в соответствии с учебным планом. Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet. Основу теоретической подготовки по дисциплине «Методы разделения и очистки биополимеров» составляют лекции, которые представляются систематически в сочетании с семинарскими и лабораторными занятиями. Основные учения и владения отрабатываются и закрепляются на практических и лабораторных занятиях. Аудиторные занятия (лекции, семинары и лабораторные занятия) объединены с самостоятельной внеаудиторной работой студентов над рекомендуемой литературой, а также заданиями, которые выдаёт преподаватель и при подготовке к лабораторным занятиям. При изучении дисциплины студентами могут использоваться следующие информационные технологии и инновационные методы: - электронный вариант учебно-методического комплекса (с использованием системы Moodle); - ресурсы электронной библиотечной системы; - ресурсы Интернет; - мультимедийная техника; - студенты могут получать консультации по SKYPE, E-mail, ISQ, вебинару. Преподаватель, читающий дисциплину, ведет учет посещаемости и осуществляет контроль за выполнением самостоятельной работы. Текущий контроль заключается в мониторинге выполнения учебной программы дисциплины на аудиторных занятиях и оценке работы на практических и лабораторных занятиях. Перед каждым лабораторным занятием студент обязан пройти собеседование и получить допуск к выполнению лабораторной работы. В рамках текущего контроля работа студентов оценивается по следующим критериям: - полнота ответов на теоретические вопросы дисциплины; - правильность ответов на вопросы и задания практической направленности при выполнении лабораторных работ, качество выполнения лабораторных работ, полнота и точность ответов при защите отчетов по лабораторным работам; - верное решение задач; - эффективное участие в работе команды при обсуждении проблемных ситуаций; - использование дополнительных материалов. Промежуточный контроль осуществляется в форме экзамена. Время на подготовку к экзамену студент регулирует самостоятельно. 1. Советы по планированию и организации времени, необходимого для изучения дисциплины. Рекомендуется следующим образом организовать время, необходимое для изучения дисциплины: Изучение конспекта лекции в тот же день, после лекции – 10-15 минут. Изучение конспекта лекции за день перед следующей лекцией – 10-15 минут. Изучение теоретического материала по учебнику и конспекту – 1 час в неделю. Подготовка к практическому занятию – 2 час. Подготовка к лабораторному занятию – 2 час. 2. Описание последовательности действий студента («сценарий изучения дисциплины»). Для понимания материала и качественного его усвоения рекомендуется такая последовательность действий: После прослушивания лекции и окончания учебных занятий, при подготовке к занятиям следующего дня, нужно сначала просмотреть и обдумать текст лекции, прослушанной сегодня (10-15 минут). При подготовке к лекции следующего дня, нужно просмотреть текст предыдущей лекции, подумать о том, какая может быть тема следующей лекции (10-15 минут). В течение недели выбрать время (не менее 1час) для работы с литературой в библиотеке. При подготовке к практическим занятиям следующего дня, необходимо сначала прочитать основные понятия и подходы по теме предстоящего занятия. При выполнении упражнения или задачи нужно сначала понять, что требуется в задаче, какой теоретический материал нужно использовать, наметить план решения задачи. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Рекомендуется использовать методические указания по курсу, текст лекций преподавателя (если он имеется). Рекомендации по работе с литературой. Теоретический материал курса становится более понятным, когда дополнительно к прослушиванию лекции и изучению конспекта, изучаются и книги. Легче освоить курс придерживаясь одного учебника и конспекта. Рекомендуется, кроме «заучивания» материала, добиться состояния понимания изучаемой темы дисциплины. С этой целью рекомендуется после изучения очередного параграфа выполнить несколько простых упражнений на данную тему или/и ответить на вопросы для самоконтроля. Кроме того, очень полезно мысленно задать себе следующие вопросы (и попробовать ответить на них): о чем этот параграф?, какие новые понятия введены, каков их смысл?, что даст это на практике?. 10.2. Методические указания к практическим занятиям При подготовке к практическим занятиям необходимо детального разобрать вопросы лекционного курса по изучаемой теме. Только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения (а именно с той, с которой он излагается на лекциях) он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения проблемных ситуаций. При этих условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции. При самостоятельной подготовке к практическому занятию желательно составить краткий план решения проблемы. Решение проблемных ситуаций или примеров следует излагать подробно, действия располагать в строгом порядке. Решения при необходимости нужно сопровождать комментариями, схемами, чертежами и рисунками. Следует помнить, что решение каждой учебной задачи должно доводиться до окончательного логического ответа, которого требует условие, и по возможности с выводом. Самостоятельная работа с учебниками и книгами (а также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) – это важнейшее условие формирования у себя научного способа познания. Основные советы здесь можно свести к следующим: • Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; • Сам такой перечень должен быть систематизированным. Обязательно выписывать все выходные данные по каждой. • Разобраться для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть. • Если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием – научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать). Чтение научного текста является частью познавательной деятельности. Ее цель – извлечение из текста необходимой информации. От того на сколько осознанна читающим собственная внутренняя установка при обращении к печатному слову (найти нужные сведения, усвоить информацию полностью или частично, критически проанализировать материал и т.п.) во многом зависит эффективность осуществляемого действия. Выделяют четыре основные установки в чтении научного текста: 1. информационно-поисковый (задача – найти, выделить искомую информацию) 2. усваивающая (усилия читателя направлены на то, чтобы как можно полнее осознать и запомнить как сами сведения излагаемые автором, так и всю логику его рассуждений) 3. аналитико-критическая (читатель стремится критически осмыслить материал, проанализировав его, определив свое отношение к нему) 4. творческая (создает у читателя готовность в том или ином виде – как отправной пункт для своих рассуждений, как образ для действия по аналогии и т.п. – использовать суждения автора, ход его мыслей, результат наблюдения, разработанную методику, дополнить их, подвергнуть новой проверке). С наличием различных установок обращения к научному тексту связано существование и нескольких видов чтения: 1. Библиографическое – просматривание карточек каталога, рекомендательных списков, сводных списков журналов и статей за год и т.п.; 2. Просмотровое – используется для поиска материалов, содержащих нужную информацию, обычно к нему прибегают сразу после работы со списками литературы и каталогами, в результате такого просмотра читатель устанавливает, какие из источников будут использованы в дальнейшей работе; 3. Ознакомительное – подразумевает сплошное, достаточно подробное прочтение отобранных статей, глав, отдельных страниц, цель – познакомиться с характером информации, узнать, какие вопросы вынесены автором на рассмотрение, провести сортировку материала; 4. Изучающее – предполагает доскональное освоение материала; в ходе такого чтения проявляется доверие читателя к автору, готовность принять изложенную информацию, реализуется установка на предельно полное понимание материала; 5. Аналитико-критическое и творческое чтение – два вида чтения близкие между собой тем, что участвуют в решении исследовательских задач. Первый из них предполагает направленный критический анализ, как самой информации, так и способов ее получения и подачи автором; второе – поиск тех суждений, фактов, по которым или в связи с которыми, читатель считает нужным высказать собственные мысли. Из всех рассмотренных видов чтения основным для студентов является изучающее – именно оно позволяет в работе с учебной литературой накапливать знания в различных областях. Вот почему именно этот вид чтения в рамках учебной деятельности должен быть освоен в первую очередь. Кроме того, при овладении данным видом чтения формируются основные приемы, повышающие эффективность работы с научным текстом. Основные виды систематизированной записи прочитанного: 1. Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения; 2. Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала; 1. Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала; 2. Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора; 3. Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного. Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта Методические рекомендации по составлению конспекта: 1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта; 2. Выделите главное, составьте план; 3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора; 4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно. 5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли. В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля |