МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методы разделения и очистки биополимеров

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки04.04.01. Химия
ПрофильРазработка биофармацевтических препаратов на основе рекомбинантных технологий
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план04_04_01_Химия-1-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 60
самостоятельная работа 57
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Лабораторные 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 57 57 57 57
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Методы разделения и очистки биополимеров

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 04.04.01 Химия (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 13.07.2017г. №655)

составлена на основании учебного плана:
04.04.01 Химия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 31.08.2018 г. № 11
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 31.08.2018 г. № 11
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Иметь представление о видах биополимеров, их физико-химических свойствах, о современных методах их разделения и очистки, методах анализа чистоты и гомогенности с целью получения фармацевтических субстанций и , лекарственных средств

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 Способен выполнять комплексные экспериментальные и расчетно-теоретические исследования в избранной области химии или смежных наук с использованием современных приборов, программного обеспечения и баз данных профессионального назначения
ОПК-2 Способен анализировать, интерпретировать и обобщать результаты экспериментальных и расчетно-теоретических работ в избранной области химии или смежных наук
ПК-1 Способен проводить работы по обработке и анализу научно-технической информации и результатов исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о видах биополимеров, их физико-химических свойствах, о современных методах их разделения и очистки, методах анализа чистоты и гомогенности с целью получения фармацевтических субстанций и , лекарственных средств
3.2.Уметь:
3.2.1.экстрагировать биополимеры из биоматериала, фракционировать их методами высаливания, ультрафильтрации, хроматографии, электрофореза, составлять лабораторные и технологические схемы очистки, анализировать чистоту и гомогенность получаемых субстанций
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть теоретическими представлениями о характере распределения биополимеров в растворителях, сорбции на сорбентах в зависимости от их физико-химических свойств

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные типы биополимеров. Их физико-химические свойства. Источники биополимеров
1.1. Нуклеиновые кислоты. Белки. Липиды. Углеводы. Многоатомные спирты, гликозиды, флавониды, антибиотики. Источники биополимеров Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
1.2. Основные типы биополимеров. Их физико-химические свойства. Источники биополимеров Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
1.3. Основные типы биополимеров. Их физико-химические свойства. Источники биополимеров Сам. работа 1 6 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Методы извлечения биополимеров из биоматериала
2.1. Методы извлечения биополимеров из биоматериала Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
2.2. Методы извлечения биополимеров из биоматериала Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
2.3. Методы извлечения биополимеров из биоматериала Сам. работа 1 6 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
2.4. Экстракция нуклеиновых кислот из клеток. Выделение и очистка суперскрученной ДНК плазмиды с использованием метода лизиса клеток, фракционирования в солевых растворах, растворах органических растворителей, и анализ ее электрофорезом в геле агарозы Лабораторные 1 4 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Методы «грубого» фракционирования биополимеров
3.1. Методы «грубого» фракционирования биополимеров Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
3.2. Разделение биополимеров методом осаждения в растворах солей, органических растворителей, полимеров. Разделение биополимеров методами фильтрации и диализа Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
3.3. Фракционирование и очистка иммуноглобулинов (IgG) из сыворотки крови методами солевого осаждения Лабораторные 1 1 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
3.4. Методы «грубого» фракционирования биополимеров Сам. работа 1 4 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Технологии разделения с использованием центрифугирования
4.1. Теоретические основы технологии разделения с использованием центрифугирования. Технологии разделения с использованием центрифугирования Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
4.2. Теоретические основы технологии разделения с использованием центрифугирования. Практическое применение технологии разделения с использованием центрифугирования Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
4.3. Разделение двуспиральной высокополимерной РНК в растворе хлористого лития методом центрифугирования Лабораторные 1 1 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
4.4. Технологии разделения с использованием центрифугирования Сам. работа 1 4 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Хроматографические методы разделения и очистки биополимеров
5.1. Теоретические основы хроматографических методов разделения и очистки биополимеров Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
5.2. Хроматографические методы разделения и очистки биополимеров. Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
5.3. Теоретические основы хроматографических методов разделения и очистки биополимеров. Хроматографические методы разделения и очистки биополимеров, - практическое применение Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
5.4. Фракционирование белков сыворотки крови методом гельфитрации Лабораторные 1 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
5.5. Хроматографические методы разделения и очистки биополимеров Сам. работа 1 7 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
Раздел 6. Электрофоретические методы разделения, очистки и анализа биополимеров
6.1. Теоретические основы электрофоретических методов разделения, очистки и анализа биополимеров Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
6.2. Электрофоретические методы разделения, очистки и анализа биополимеров Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
6.3. Теоретические основы электрофоретических методов разделения, очистки и анализа биополимеров, часть 1. Электрофоретические методы разделения, очистки и анализа биополимеров. Электрофоретические методы разделения, очистки и анализа биополимеров в агарозных гелях. Электрофоретические методы разделения, очистки и анализа биополимеров в полиакриламидных гелях Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
6.4. Разделение и анализ ДНК и РНК методом электрофореза Лабораторные 1 1 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
6.5. Разделение и анализ белков сыворотки крови электрофорезом в полиакриламидном геле Лабораторные 1 1 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
6.6. Электрофоретические методы разделения, очистки и анализа биополимеров Сам. работа 1 6 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
Раздел 7. Методы детекции биополимеров
7.1. Методы детекции и анализа биополимеров Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
7.2. Методы детекции и анализа биополимеров Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
7.3. Определение концентрации нуклеиновых кислот и белков спектрофотометрическими методами Лабораторные 1 1 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
7.4. Методы детекции биополимеров Сам. работа 1 6 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
Раздел 8. Определение чистоты биополимеров
8.1. Методы определения чистоты биополимеров Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
8.2. Методы определения чистоты биополимеров Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
8.3. Определение чистоты биополимеров Лабораторные 1 1 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
8.4. Определение чистоты биополимеров Сам. работа 1 6 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
Раздел 9. Требования GMP к процессам при разделении, очистке биополимеров и конечному продукту
9.1. Требования GMP к процессам при разделении, очистке биополимеров и конечному продукту Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
9.2. Требования GMP к процессам при разделении, очистке биополимеров и конечному продукту Сам. работа 1 6 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
Раздел 10. Примеры практического разделения и очистки биополимеров
10.1. Примеры практического разделения и очистки нуклеиновых кислот. Примеры практического разделения и очистки белков Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
10.2. Разделение и очистка дезоксирибонуклеиновых кислот. Разделение и очистка рибонуклеиновых кислот кислот. Разделение и очистка внеклеточных белков. Разделение и очистка внутриклеточных белков. Разделение и очистка липидов. Разделение и очистка углеводов Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
10.3. Выделение и очистка двуспиральной РНК из дрожжей и анализ ее электрофорезом в геле агарозы Лабораторные 1 4 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
10.4. Разделение и очистка полисахаридов: на примере получения крахмала Лабораторные 1 1 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
10.5. Получение липидов из плодов облепихи (облепихового масла) методом экстракции Лабораторные 1 1 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
10.6. Примеры практического разделения и очистки биополимеров Сам. работа 1 6 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
10.7. Экзамен 1 27 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы и задания приведены в фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств размещен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Уилсон, К Принципы и методы биохимии и молекулярной биологии : М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=214311
Л1.2 Коваленко, Л.В. Биохимические основы химии биологически активных веществ : учебное пособие М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=427724
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курсы в Moodle "Методы разделения и очистки биополимеров" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

К современному специалисту общество предъявляет достаточно широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпускников определенных способностей и умения самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной ситуации. Формирование такого умения происходит в течение всего периода обучения через участие студентов в лекционных и практических занятиях, при выполнении лабораторных работ. При этом самостоятельная работа студентов играет решающую роль в ходе всего учебного процесса.
Теоретический материал дисциплины «Методы разделения и очистки биополимеров» изучается в течение одного семестра (1 семестр 1 курса) по всем формам обучения в соответствии с учебным планом. Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet.
Основу теоретической подготовки по дисциплине «Методы разделения и очистки биополимеров» составляют лекции, которые представляются систематически в сочетании с семинарскими и лабораторными занятиями. Основные учения и владения отрабатываются и закрепляются на практических и лабораторных занятиях. Аудиторные занятия (лекции, семинары и лабораторные занятия) объединены с самостоятельной внеаудиторной работой студентов над рекомендуемой литературой, а также заданиями, которые выдаёт преподаватель и при подготовке к лабораторным занятиям.
При изучении дисциплины студентами могут использоваться следующие информационные технологии и инновационные методы:
- электронный вариант учебно-методического комплекса (с использованием системы Moodle);
- ресурсы электронной библиотечной системы;
- ресурсы Интернет;
- мультимедийная техника;
- студенты могут получать консультации по SKYPE, E-mail, ISQ, вебинару.
Преподаватель, читающий дисциплину, ведет учет посещаемости и осуществляет контроль за выполнением самостоятельной работы. Текущий контроль заключается в мониторинге выполнения учебной программы дисциплины на аудиторных занятиях и оценке работы на практических и лабораторных занятиях. Перед каждым лабораторным занятием студент обязан пройти собеседование и получить допуск к выполнению лабораторной работы.
В рамках текущего контроля работа студентов оценивается по следующим критериям:
- полнота ответов на теоретические вопросы дисциплины;
- правильность ответов на вопросы и задания практической направленности при выполнении лабораторных работ, качество выполнения лабораторных работ, полнота и точность ответов при защите отчетов по лабораторным работам;
- верное решение задач;
- эффективное участие в работе команды при обсуждении проблемных ситуаций;
- использование дополнительных материалов.
Промежуточный контроль осуществляется в форме экзамена.
Время на подготовку к экзамену студент регулирует самостоятельно.
1. Советы по планированию и организации времени, необходимого для изучения дисциплины. Рекомендуется следующим образом организовать время, необходимое для изучения дисциплины:
Изучение конспекта лекции в тот же день, после лекции – 10-15 минут.
Изучение конспекта лекции за день перед следующей лекцией – 10-15 минут.
Изучение теоретического материала по учебнику и конспекту – 1 час в неделю.
Подготовка к практическому занятию – 2 час.
Подготовка к лабораторному занятию – 2 час.
2. Описание последовательности действий студента («сценарий изучения дисциплины»).
Для понимания материала и качественного его усвоения рекомендуется такая последовательность действий:
После прослушивания лекции и окончания учебных занятий, при подготовке к занятиям следующего дня, нужно сначала просмотреть и обдумать текст лекции, прослушанной сегодня (10-15 минут).
При подготовке к лекции следующего дня, нужно просмотреть текст предыдущей лекции, подумать о том, какая может быть тема следующей лекции (10-15 минут).
В течение недели выбрать время (не менее 1час) для работы с литературой в библиотеке.
При подготовке к практическим занятиям следующего дня, необходимо сначала прочитать основные понятия и подходы по теме предстоящего занятия. При выполнении упражнения или задачи нужно сначала понять, что требуется в задаче, какой теоретический материал нужно использовать, наметить план решения задачи.
Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Рекомендуется использовать методические указания по курсу, текст лекций преподавателя (если он имеется).
Рекомендации по работе с литературой. Теоретический материал курса становится более понятным, когда дополнительно к прослушиванию лекции и изучению конспекта, изучаются и книги. Легче освоить курс придерживаясь одного учебника и конспекта. Рекомендуется, кроме «заучивания» материала, добиться состояния понимания изучаемой темы дисциплины. С этой целью рекомендуется после изучения очередного параграфа выполнить несколько простых упражнений на данную тему или/и ответить на вопросы для самоконтроля. Кроме того, очень полезно мысленно задать себе следующие вопросы (и попробовать ответить на них): о чем этот параграф?, какие новые понятия введены, каков их смысл?, что даст это на практике?.
10.2. Методические указания к практическим занятиям
При подготовке к практическим занятиям необходимо детального разобрать вопросы лекционного курса по изучаемой теме. Только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения (а именно с той, с которой он излагается на лекциях) он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения проблемных ситуаций. При этих условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции.
При самостоятельной подготовке к практическому занятию желательно составить краткий план решения проблемы. Решение проблемных ситуаций или примеров следует излагать подробно, действия располагать в строгом порядке. Решения при необходимости нужно сопровождать комментариями, схемами, чертежами и рисунками. Следует помнить, что решение каждой учебной задачи должно доводиться до окончательного логического ответа, которого требует условие, и по возможности с выводом. Самостоятельная работа с учебниками и книгами (а также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) – это важнейшее условие формирования у себя научного способа познания. Основные советы здесь можно свести к следующим:
• Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
• Сам такой перечень должен быть систематизированным.
Обязательно выписывать все выходные данные по каждой.
• Разобраться для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть.
• Если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием – научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать). Чтение научного текста является частью познавательной деятельности. Ее цель – извлечение из текста необходимой информации. От того на сколько осознанна читающим собственная внутренняя установка при обращении к печатному слову (найти нужные сведения, усвоить информацию полностью или частично, критически проанализировать материал и т.п.) во многом зависит эффективность осуществляемого действия. Выделяют четыре основные установки в чтении научного текста:
1. информационно-поисковый (задача – найти, выделить искомую информацию)
2. усваивающая (усилия читателя направлены на то, чтобы как можно полнее осознать и запомнить как сами сведения излагаемые автором, так и всю логику его рассуждений)
3. аналитико-критическая (читатель стремится критически осмыслить материал, проанализировав его, определив свое отношение к нему)
4. творческая (создает у читателя готовность в том или ином виде – как отправной пункт для своих рассуждений, как образ для действия по аналогии и т.п. – использовать суждения автора, ход его мыслей, результат наблюдения, разработанную методику, дополнить их, подвергнуть новой проверке).
С наличием различных установок обращения к научному тексту связано существование и нескольких видов чтения:
1. Библиографическое – просматривание карточек каталога, рекомендательных списков, сводных списков журналов и статей за год и т.п.;
2. Просмотровое – используется для поиска материалов, содержащих нужную информацию, обычно к нему прибегают сразу после работы со списками литературы и каталогами, в результате такого просмотра читатель устанавливает, какие из источников будут использованы в дальнейшей работе;
3. Ознакомительное – подразумевает сплошное, достаточно подробное прочтение отобранных статей, глав, отдельных страниц, цель – познакомиться с характером информации, узнать, какие вопросы вынесены автором на рассмотрение, провести сортировку материала;
4. Изучающее – предполагает доскональное освоение материала; в ходе такого чтения проявляется доверие читателя к автору, готовность принять изложенную информацию, реализуется установка на предельно полное понимание материала;
5. Аналитико-критическое и творческое чтение – два вида чтения близкие между собой тем, что участвуют в решении исследовательских задач. Первый из них предполагает направленный критический анализ, как самой информации, так и способов ее получения и подачи автором; второе – поиск тех суждений, фактов, по которым или в связи с которыми, читатель считает нужным высказать собственные мысли.
Из всех рассмотренных видов чтения основным для студентов является изучающее – именно оно позволяет в работе с учебной литературой накапливать знания в различных областях. Вот почему именно этот вид чтения в рамках учебной деятельности должен быть освоен в первую очередь. Кроме того, при овладении данным видом чтения формируются основные приемы, повышающие эффективность работы с научным текстом.
Основные виды систематизированной записи прочитанного:
1. Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
2. Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
1. Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
2. Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
3. Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.
Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта
Методические рекомендации по составлению конспекта:
1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
2. Выделите главное, составьте план;
3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля