МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление качеством

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_03_02_Мен-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.э.н., профессор, Воронкова Ольга Юрьевна

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Горбунова Алла Юрьевна

Рабочая программа дисциплины
Управление качеством

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ №7 от 12 января 2016 г.

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 24.05.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н., доцент Рудакова О.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 24.05.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.э.н., доцент Рудакова О.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины «Управление качеством» – четко и комплексно рассмотреть все важнейшие теоретические и практические аспекты управления качеством, его современную интерпретацию.
Изучение данного курса позволит получить представление о содержании, структуре и основных тенденциях философии качества, а также познакомиться с основными системами стандартов в области качества.
Задачи курса
– обеспечить необходимую основу для дальнейшего более глубокого изучения и делового усвоения данных вопросов управления качеством;
– изучить современную концепцию менеджмента качества;
– познакомить с отечественной и зарубежной историей качества;
– изучить основные формы оценки затрат на менеджмент качества;
– успешно применять инструменты и методы управления качеством, в том числе квалиметрию;
– изучить специфику и формы регулирования процессов стандартизации, метрологии и сертификации систем качества менеджмента в России и мировой экономике;
– успешно применить в практической управленческой деятельности полученные знания стандартов ИСО 9000;
- участвовать в управлении проектом, программой внедрения технологических и продуктовых инноваций или программой организационных изменений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 способностью участвовать в управлении проектом, программой внедрения технологических и продуктовых инноваций или программой организационных изменений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- суть современных теоретических и методологических вопросов управления качеством;
- основные категории и понятия, характеризующих структуру управления качеством;
- понятия технологических и продуктовых инноваций, основные этапы программы организационных изменений.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять на практике системы стандартов управления качеством;
- использовать современные способы использования экономической информации для внедрения инновационных программам в организации;
- участвовать в управлении проектом в условиях организационных измнений.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыки успешного применения инструментов и методов управления качеством;
- навыками применения опыта значимых отечественных и зарубежных достижениий в области изучения управления качеством в условиях организационных изменений;
- способностью участвовать в управлении проектом, программой внедрения технологических и продуктовых инноваций или программой организационных изменений.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в предмет «Управление качеством»
1.1. Введение в предмет «Управление качеством» Лекции 4 0 ПК-6 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Введение в предмет «Управление качеством» Практические 4 0 ПК-6 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Введение в предмет «Управление качеством» Сам. работа 4 12 ПК-6 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.4. История управления качеством Лекции 4 0 ПК-6 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.5. История управления качеством Практические 4 0 ПК-6 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.6. История управления качеством. Сам. работа 4 12 ПК-6 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Инструменты и методы управления качеством.
2.1. Инструменты и методы управления качеством. Лекции 4 1 ПК-6 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.2. Инструменты и методы управления качеством. Практические 4 1 ПК-6 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.3. Инструменты и методы управления качеством. Сам. работа 4 10 ПК-6 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.4. Основы стандартизации в управлении качеством Лекции 4 1 ПК-6 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.5. Основы стандартизации в управлении качеством Практические 4 1 ПК-6 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.6. Основы стандартизации в управлении качеством Сам. работа 4 10 ПК-6 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.7. Основы метрологии в управлении качеством. Лекции 4 1 ПК-6 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.8. Основы метрологии в управлении качеством. Практические 4 1 ПК-6 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.9. Основы метрологии в управлении качеством. Сам. работа 4 10 ПК-6 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.10. Основы сертификации продукции и систем качества. Лекции 4 1 ПК-6 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.11. Основы сертификации продукции и систем качества. Практические 4 1 ПК-6 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.12. Основы сертификации продукции и систем качества. Сам. работа 4 10 ПК-6 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.13. Стандарты серии ИСО 9000 и современная концепция менеджмента качества Лекции 4 1 ПК-6 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.14. Стандарты серии ИСО 9000 и современная концепция менеджмента качества Практические 4 1 ПК-6 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.15. Стандарты серии ИСО 9000 и современная концепция менеджмента качества Сам. работа 4 10 ПК-6 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.16. Оценка затрат на менеджмент качества. Лекции 4 1 ПК-6 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.17. Оценка затрат на менеджмент качества. Практические 4 1 ПК-6 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.18. Оценка затрат на менеджмент качества. Сам. работа 4 6 ПК-6 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.19. Аудит качества и премии качества. Лекции 4 0 ПК-6 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.20. Аудит качества и премии качества. Практические 4 0 ПК-6 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.21. Аудит качества и премии качества. Сам. работа 4 4 ПК-6 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.22. Отечественный опыт в управлении качеством продукции. Лекции 4 0 ПК-6 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.23. Отечественный опыт в управлении качеством продукции. Практические 4 0 ПК-6 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.24. Отечественный опыт в управлении качеством продукции. Сам. работа 4 8 ПК-6 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Д. Эванс. Управление качеством: учебное пособие М. :Юнити-Дана, 2017 biblioclub.ru
Л1.2 Тепман, Л.Н. Управление качеством: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления М. :Юнити-Дана, 2017 biblioclub.ru
Л1.3 Н. В. Кузнецова Управление качеством : учебное пособие Москва : ФЛИНТА, 2021 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Николаев, А. А. Стратегическое управление организацией: Учебник Москва : Прометей, 2023 URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=701072
Л2.2 Михеева, Е.Н. Управление качеством: учебник М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454086
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. www.aup.ru (Административно-управленческий портал).
Э2 2. www.fcsm.ru (Федеральная служба по финансовым рынкам).
Э3 3. www.cfin.ru (Корпоративный менеджмент).
Э4 4. www.kommersant.ru (Коммерсант).
Э5 5. www.raexpert.ru («ЭкспертРА»).
Э6 6. www.change-russia.com (Ассоциация менеджеров по управлению изменениями).
Э7 7. www.amr.ru (Ассоциация менеджеров России).
Э8 8. www.stplan.ru (Стратегическое управление и планирование).
Э9 9. www.StrategPlann.ru (Стратегическое планирование и стратегическое управление).
Э10 10. www.InvenTech.ru (Центр креативных технологий).
Э11 11. http:// www.pmo.ru
Э12 12. http:// www.e-xecutive.ru/kiosk/artikle_2035
Э13 13. http:// www. Pmforum.org/help/marlib/htm/
Э14 14. http:// www.pmibookstore.org/
Э15 Курс в Moodle "Управление качеством" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной
дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
Подробнее методические рекомендации по изучению курса представлены в Moodle на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=2535