Закреплена за кафедрой | Кафедра органической химии |
---|---|
Направление подготовки | 04.04.01. Химия |
Профиль | Сверхкритические флюидные технологии в производстве фармацевтических препаратов |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 04_04_01_СКФ-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 20 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 24 | 24 | 24 | 24 |
Лабораторные | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 36 | 36 | 36 | 36 |
Сам. работа | 111 | 111 | 111 | 111 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра органической химии
Протокол от 31.08.2018 г. № 11
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г., д.х.н. профессор
1.1. | Формирование представлений о методах инактивации микроорганизмов и использовании СКФ-обработки в промышленности для инактивиции микроорганизмов |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03 |
ОПК-1 | способностью использовать и развивать теоретические основы традиционных и новых разделов химии при решении профессиональных задач |
ОПК-3 | способностью реализовать нормы техники безопасности в лабораторных и технологических условиях |
ПК-2 | владением теорией и навыками практической работы в избранной области химии |
ПК-3 | готовностью использовать современную аппаратуру при проведении научных исследований |
ПСК-9 | Способность использовать знания о химических реакциях в сверхкритических средах для получения фармацевтических препаратов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | правила техники безопасности при работе в микробиологической лаборатории; особенности строения микроорганизмов; формы взаимоотношения микроорганизмов с биотическими и абиотическими факторами среды, биохимические и биофизические механизмы действия СКФ на микроорганизмы; особенности промышленного проведения стерилизации микроорганизмов с использованием СКФ обработок |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | проводить инактивацию микроорганизмов с использованием СКФ обработки; использовать методы и приемы инактивации микроорганизмов для промышленного проведения стерилизации |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками инактивировации микроорганизмов с использованием СКФ обработок; методами и приемами инактивации микроорганизмов для промышленного проведения стерилизации |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Строение микроорганизмов | ||||||
1.1. | Организация клеток прокариот. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-9 | Л1.1 |
1.2. | Морфологическое разнообразие прокариот. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-9 | Л1.1 |
1.3. | Структурные различия бактерий. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-9 | Л1.1 |
1.4. | Отличительные особенности строения мембран бактериальных клеток | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-9 | Л1.1 |
1.5. | Деление клетки и способы размножения микроорганизмов | Практические | 3 | 2 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-9 | Л2.1, Л1.1 |
1.6. | Подготовка к практическим занятиям | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-9 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 2. Рост и культивирование микроорганизмов | ||||||
2.1. | Рост и культивирование микроорганизмов | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-9 | Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Методы культивирования | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-9 | Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Механизм поступления питательных веществ в клетку бактерий | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-9 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.4. | Метаболизм. | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-9 | Л2.1, Л1.1 |
2.5. | Подготовка к практическим занятиям | Сам. работа | 3 | 8 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-9 | |
Раздел 3. Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы | ||||||
3.1. | Влияние физических факторов на микроорганизмы | Лекции | 3 | 1 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-9 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.2. | Влияние химических факторов на микроорганизмы | Лекции | 3 | 1 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-9 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.3. | Влияние СКФ на микроорганизмы | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-9 | Л2.1, Л1.2 |
3.4. | Устойчивость микроорганизмов к физическим и химическим факторам | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-9 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.5. | Подготовка к практическим занятиям | Сам. работа | 3 | 8 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-9 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 4. Оснащение микробиологической лаборатории | ||||||
4.1. | Методы и способы стерилизации в микробиологической лаборатории | Лекции | 3 | 1 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-9 | Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Современные методы контроля стерилизации | Лекции | 3 | 1 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-9 | Л2.1, Л1.1 |
4.3. | Оснащение микробиологической лаборатории. | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-9 | Л2.1, Л1.1 |
4.4. | Типы, состав, свойства питательных сред. | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-9 | Л2.1, Л1.1 |
4.5. | Требования к питательным средам. | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-9 | Л2.1, Л1.1 |
4.6. | Методы посева и роста микроорганизмов на различных средах | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-9 | Л2.1, Л1.1 |
4.7. | Оснащение микробиологической лаборатории. Посуда | Лабораторные | 3 | 2 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-9 | Л2.1, Л1.1 |
4.8. | Приготовление препаратов живых микроорганизмов. Приготовление мазков по Грамму. Микрокопирование | Лабораторные | 3 | 4 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-9 | Л2.1, Л1.1 |
4.9. | Приготовление питательных сред | Лабораторные | 3 | 2 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-9 | Л2.1, Л1.1 |
4.10. | Культивирование микроорганизмов | Лабораторные | 3 | 4 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-9 | Л2.1, Л1.1 |
4.11. | Подготовка к практическим и лабораторным занятиям | Сам. работа | 3 | 35 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-9 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 5. Требования промышленной безопасности к эксплуатации сосудов, работающих под давлением | ||||||
5.1. | Требования промышленной безопасности к эксплуатации сосудов, работающих под давлением | Лекции | 3 | 2 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-9 | Л1.2, Л1.1 |
5.2. | Обязанности работников, работающих с сосудами под давлением. | Лекции | 3 | 0 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-9 | Л1.2, Л1.1 |
5.3. | Меры безопасности при выполнении работ с сосудами под давлением | Лекции | 3 | 0 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-9 | Л1.2, Л1.1 |
5.4. | Нормативные документы, регламентирующие эксплуатацию сосудов под давлением. | Практические | 3 | 2 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-9 | Л1.2, Л1.1 |
5.5. | Конструкция сосудов под давлением | Практические | 3 | 2 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-9 | Л1.1 |
5.6. | Контрольно-измерительные приборы, предохранительные устройства. | Практические | 3 | 2 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-9 | Л1.1 |
5.7. | Общие требования безопасности при эксплуатации сосудов, работающих под давлением | Практические | 3 | 2 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-9 | Л1.1 |
5.8. | Пожарная опасность и противопожарные мероприятия в лаборатории, где установлены сосуды, работающие под давлением. | Практические | 3 | 2 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-9 | Л2.1, Л1.1 |
5.9. | Подготовка к практическим занятиям | Сам. работа | 3 | 20 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-9 | Л1.1 |
Раздел 6. Использование сверхкритической флюидной обработки в промышленности для инактивации микроорганизмов | ||||||
6.1. | Использование сверхкритической флюидной обработки в формации для инактивации микроорганизмов | Лекции | 3 | 1 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-9 | Л1.2 |
6.2. | Инактивация микроорганизмов в фармации как фактором сохранения здоровья населения | Лекции | 3 | 1 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-9 | Л1.2 |
6.3. | Инактивация микроорганизмов в среде сжиженных газов | Лекции | 3 | 1 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-9 | Л1.2 |
6.4. | Эффективность стерилизации в среде сжиженного СО2 | Лекции | 3 | 1 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-9 | Л1.2 |
6.5. | Современные использования сверхкритической флюидной обработки в промышленности для инактивации микроорганизмов в России | Практические | 3 | 4 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-9 | Л1.2 |
6.6. | Современные использования сверхкритической флюидной обработки в промышленности для инактивации микроорганизмов в фармации за рубежом | Практические | 3 | 4 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-9 | Л1.2 |
6.7. | Анализ эффективности методов и приемов инактивации микроорганизмов для промышленного проведения стерилизации, в том числе, в среде диоксида углерода | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-9 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
6.8. | Стерилизация питательных сред, посуды, инструментов. инактивирование культур микроорганизмов. | Лабораторные | 3 | 2 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-9 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
6.9. | Проведение инактивации микроорганизмов методом стерилизации, в среде диоксида углерода | Лабораторные | 3 | 4 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-9 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
6.10. | Подготовка к практическим и лабораторным занятиям | Сам. работа | 3 | 30 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-9 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
представлен в приложении |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
представлен в приложении |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
представлен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Шуваева Г.П., Свиридова Т.В., Корнеева О.С., Мальцева О.Ю., Мещерякова О.Л., Мотина Е.А. | Микробиология с основами биотехнологии (теория и практика) [Электронный ресурс]: учеб. пособие / -- : | Воронеж : ВГУИТ, 2017. , | www.studentlibrary.ru |
Л1.2 | А. В. Суслов, И.Н. Суслова, Б.Ф. Яровой, А.Ю. Шадрин, А.А. Мурзин, Н.В. Сапожникова, | Инактивация микроорганизмов в среде сверхкритического CO2: | , | scf-tp.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Е.С. Алешина, Е.А. Дроздова, Н.А. Романенко | Культивирование микроорганизмов как основа биотехнологического процесса : учебное пособие /: | Оренбург : ООО ИПК «Университет», 2017. , | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | www.konkurs.dnttm.ru – обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр | |||
Э2 | http://www.inion.ru/product/db_2.htm - Институт научной информации по общественным наукам Российской Академии Наук (ИНИОН РАН) | |||
Э3 | http://fuji.viniti.msk.su/ - Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ) | |||
Э4 | http://www.nlr.ru:8101/ - Российская национальная библиотека | |||
Э5 | Доступ онлайн Электронная библиотека eLIBRARY.RU | |||
Э6 | Сайт библиотеки АлтГУ www.lib.asu.ru | |||
Э7 | Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» www.biblioclub.ru | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Мicrosoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Сайт библиотеки АлтГУ www.lib.asu.ru Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» www.biblioclub.ru Доступ онлайн Электронная библиотека eLIBRARY.RU http://fuji.viniti.msk.su/ - Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ) http://www.scf-tp.ru/ "Сверхкритические Флюиды:Теория и Практика" (СКФ-ТП) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
007К | учебно-научная лаборатория биотехнологии - для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Лабораторные столы, стулья и шкафы; весовой стол; устройство для сушки посуды; термометры ртутные; штативы; автоклав (стерилизатор паровой ГК – 25); микроскоп биологический Микромед 1 (вар. 3-20); металлический стеллаж Титан-МС 2000*1000*600 мм (4 полки); бокс бактериальной воздушной среды БАВп-01- «Ламинар-С» -1,2 (221.120); ламинарный бокс NuAire Eppendorf NU-437-400; электроплитка; респиратор; противогаз; наборы химической посуды; наборы химических реактивов. |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Теоретический материал дисциплины изучается в течение третьего семестра по всем формам обучения в соответствии с учебным планом. Основу теоретической подготовки по дисциплине составляют лекции, которые представляются систематически в сочетании с семинарскими и лабораторными занятиями. Основные учения и владения отрабатываются и закрепляются на практических и лабораторных занятиях. Аудиторные занятия (лекции, семинары и лабораторные занятия) объединены с самостоятельной внеаудиторной работой студентов над рекомендуемой литературой, а также заданиями, которые выдаёт преподаватель и при подготовке к лабораторным занятиям. При изучении дисциплины студентами могут использоваться следующие информационные технологии и инновационные методы: - электронный вариант учебно-методического комплекса (с использованием системы Moodle); - ресурсы электронной библиотечной системы; - ресурсы Интернет; - мультимедийная техника; - студенты могут получать консультации по SKYPE, E-mail, ISQ, вебинару. Преподаватель, читающий дисциплину, ведет учет посещаемости и осуществляет контроль за выполнением самостоятельной работы. Текущий контроль заключается в мониторинге выполнения учебной программы дисциплины на аудиторных занятиях и оценке работы на практических (семинарских) и лабораторных занятиях. Перед каждым лабораторным занятием студент обязан пройти собеседование и получить допуск к выполнению лабораторной работы. В рамках текущего контроля работа студентов оценивается по следующим критериям: - полнота ответов на теоретические вопросы дисциплины; - правильность ответов на вопросы и задания практической направленности при выполнении лабораторных работ, качество выполнения лабораторных работ, полнота и точность ответов при защите отчетов по лабораторным работам; - верное решение задач; - эффективное участие в работе команды при обсуждении проблемных ситуаций; - использование дополнительных материалов. Промежуточный контроль по дисциплине в форме экзамена в 3семестре. Время на подготовку к экзамену студент регулирует самостоятельно. Советы по планированию и организации времени, необходимого для изучения дисциплины. Рекомендуется следующим образом организовать время, необходимое для изучения дисциплины: Изучение конспекта лекции в тот же день, после лекции – 10-15 минут. Изучение конспекта лекции за день перед следующей лекцией – 10-15 минут. Изучение теоретического материала по учебнику и конспекту – 1 час в неделю. Подготовка к практическому занятию – 2 час. Подготовка к лабораторному занятию – 2 час. Описание последовательности действий студента («сценарий изучения дисциплины»). Для понимания материала и качественного его усвоения рекомендуется такая последовательность действий: После прослушивания лекции и окончания учебных занятий, при подготовке к занятиям следующего дня, нужно сначала просмотреть и обдумать текст лекции, прослушанной сегодня (10-15 минут). При подготовке к лекции следующего дня, нужно просмотреть текст предыдущей лекции, подумать о том, какая может быть тема следующей лекции (10-15 минут). В течение недели выбрать время (не менее 1час) для работы с литературой в библиотеке. При подготовке к практическим занятиям следующего дня, необходимо сначала прочитать основные понятия и подходы по теме предстоящего занятия. При выполнении упражнения или задачи нужно сначала понять, что требуется в задаче, какой теоретический материал нужно использовать, наметить план решения задачи. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Рекомендуется использовать методические указания по курсу, текст лекций преподавателя (если он имеется). Рекомендации по работе с литературой. Теоретический материал курса становится более понятным, когда дополнительно к прослушиванию лекции и изучению конспекта, изучаются и книги. Легче освоить дисциплину, придерживаясь одного учебника и конспекта. Рекомендуется, кроме «заучивания» материала, добиться состояния понимания изучаемой темы дисциплины. С этой целью рекомендуется после изучения очередного параграфа выполнить несколько простых упражнений на данную тему или/и ответить на вопросы для самоконтроля. Кроме того, очень полезно мысленно задать себе следующие вопросы (и попробовать ответить на них): о чем этот параграф?, какие новые понятия введены, каков их смысл?, что даст это на практике?. |