МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Историческая психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.03.02. Регионоведение России
ПрофильНациональная политика, межрегиональное и международное сотрудничество России
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план41_03_02_РР-1-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 62
самостоятельная работа 127
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 18 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 12 12 22 22
Практические 20 20 20 20 40 40
Сам. работа 42 42 85 85 127 127
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 144 144 216 216

Программу составил(и):
к.и.н., ст. преподаватель, К.А. Тишкина;преподаватель , А.Н. Ожиганов

Рецензент(ы):
к.и.н., ст.преподаватель, М.В. Кащаева

Рабочая программа дисциплины
Историческая психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.02 Регионоведение России (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017г. №554)

составлена на основании учебного плана:
41.03.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Освоить научные основания формирования «Исторической психологии» как особого направления гуманитарных исследований.
Рассмотреть основные подходы и концепции используемые исследователями для изучения отдельных исторических периодов и народов.
Сформировать умение и анализ изучения отдельных исторических периодов и народов используя методы и подходы «Исторической психологии»
Выявить современные историко-психологические факторы и тенденции влияющие на развитие общества
Выявить основные этапы формирования психологических факторов поведения индивида и общества, влияющие на их развитие и историю.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
ПК-10 Владением навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности историко-психического человека в рамках психологических теорий; особенности поведения и деятельности человека в рамках историко-психологических теорий
3.2.Уметь:
3.2.1.применять анализ категорий исторической психологии при рассмотрении особенностей политической культуры, психологии и менталитета народов Российской Федерации; использовать историко-психологические теории, понятия и методы для анализа символов, ценностей культуры и исторических примеров
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками работы с первоисточниками и анализа основных теоретических положений Исторической психологии; навыком поиска источников и литературы для подготовки научных обзоров, описаний и составления характеристик различных исторических эпох, используя методы Исторической психологии

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Историческая психология, как наука
1.1. Общая храктеристика "Исторической психологии" как науки Лекции 5 2 УК-5, ПК-10 Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.5
1.2. Введение в «Историческую психологию». Практические 5 4 УК-5, ПК-10 Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.5
1.3. История становления и развития «Исторической психологии» Лекции 5 2 УК-5, ПК-10 Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.5
1.4. Специальные историко-психологические теории Практические 5 2 УК-5, ПК-10 Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.5
1.5. Междисциплинарность и интеграция истории и психологии Лекции 5 2 УК-5, ПК-10 Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.5
1.6. Теоретические принципы критики источников и источниковедческого анализа в Исторической психологии. Школа «Анналов» и ее представители Люсьен Февр и Марк Блок Практические 5 2 УК-5, ПК-10 Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.5
1.7. Основные проблемы «Исторической психологии» Лекции 5 2 УК-5, ПК-10 Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.5
1.8. Праздничные даты – как пример изучения общества в разные временные эпохи. Практические 5 2 УК-5, ПК-10 Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.5
1.9. Основные историко-психологические проблемы антропогенеза. Лекции 5 2 УК-5, ПК-10 Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.5
1.10. Этапы развития историко-психологической мысли. Практические 5 4 УК-5, ПК-10 Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.5
1.11. Теории влияния эпохи на личность и ее формирование. Практические 5 4 УК-5, ПК-10 Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.5
1.12. Повседневная жизнь человека – как источник об эпохе. Период ХХ в. СССР-РФ. Психологический портрет представителей: молодежи, интеллигенции, городского и сельского жителя и др. Практические 5 2 УК-5, ПК-10 Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.5
1.13. Введение в «Историческую психологию». Специальные историко-психологические теории Сам. работа 5 10 УК-5, ПК-10 Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.5
1.14. Теоретические принципы критики источников и источниковедческого анализа в Исторической психологии. Школа «Анналов» и ее представители Люсьен Февр и Марк. Этапы развития историко-психологической мысли. Сам. работа 5 10 УК-5, ПК-10 Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.5
1.15. Праздничные даты – как пример изучения общества в разные временные эпохи. Теории влияния эпохи на личность и ее формирование. Сам. работа 5 10 УК-5, ПК-10 Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.5
1.16. Повседневная жизнь человека – как источник об эпохе. Период ХХ в. СССР-РФ. Психологический портрет представителей: молодежи, интеллигенции, городского и сельского жителя и др. Сам. работа 5 12 УК-5, ПК-10 Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.5
1.17. Зачет 5 0 УК-5, ПК-10 Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.5
Раздел 2. История развития общественного сознания
2.1. Особенности сознания человека первобытной эпохи Лекции 6 2 УК-5, ПК-10 Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.5
2.2. Мифологическое сознание и магия Лекции 6 2 УК-5, ПК-10 Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.5
2.3. Психологические особенности первобытного общества Практические 6 2 УК-5, ПК-10 Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.5
2.4. Психологические особенности Мифологического сознания и магии Практические 6 2 УК-5, ПК-10 Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.5
2.5. Психологические основы эпохи античности Лекции 6 2 УК-5, ПК-10 Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.5
2.6. Психологическая характеристика эпохи античности Практические 6 2 УК-5, ПК-10 Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.5
2.7. Психолого-истоическая реконструкция менталитета Древней Греции периода архаики Практические 6 2 УК-5, ПК-10 Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.5
2.8. Психологическая жизнь эпохи средневековья Лекции 6 2 УК-5, ПК-10 Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.5
2.9. Психология человека эпохи средневековья Практические 6 2 УК-5, ПК-10 Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.5
2.10. Психологическая атмосфера эпохи Возрождения и Нового времени Лекции 6 2 УК-5, ПК-10 Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.5
2.11. Ментальность Нового времени и рационализм Практические 6 2 УК-5, ПК-10 Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.5
2.12. Психологическая картина современного мира Лекции 6 2 УК-5, ПК-10 Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.5
2.13. Психологическая картина современного мира Практические 6 2 УК-5, ПК-10 Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.5
2.14. От современности к постсовременности Практические 6 4 УК-5, ПК-10 Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.5
2.15. Психологический портрет современного человека Практические 6 2 УК-5, ПК-10 Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.5
2.16. Психологические особенности первобытного общества Сам. работа 6 10 УК-5, ПК-10 Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.5
2.17. Психологические особенности Мифологического сознания и магии Сам. работа 6 10 УК-5, ПК-10 Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.5
2.18. Психологические основы эпохи античности. Психолого-историческая реконструкция менталитета Древней Греции периода архаики Сам. работа 6 12 УК-5, ПК-10 Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.5
2.19. Психологическая жизнь эпохи средневековья Сам. работа 6 12 УК-5, ПК-10 Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.5
2.20. Ментальность Нового времени и рационализм Сам. работа 6 12 УК-5, ПК-10 Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.5
2.21. Психологическая картина современного мира. От современности к постсовременности Сам. работа 6 12 УК-5, ПК-10 Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.5
2.22. Психологический портрет современного человека Сам. работа 6 17 УК-5, ПК-10 Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.5
2.23. Экзамен 6 27 УК-5, ПК-10 Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Представлены в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н. М. Лебедева Этнопсихология: учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Крысько В.Г. Этническая психология: учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Ступницкий В. П. , Щербакова О. И. , Степанов В. Е. Психология: учебник Москва: Дашков и К°, 2021 biblioclub.ru
Л1.4 Л.Г. Почебут Кросс-культурная и этническая психология: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2018. — 335 с. — (Серия : , 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Стефаненко Т.Г. Этнопсихология : учебник М.: Аспект Пресс, , 2009.
Л2.2 Г. Лебон Психология народов и масс: Москва : Директ-Медиа, 2007 biblioclub.ru
Л2.3 Выготский Л. С. Психология развития человека: учебник М.: Смысл, 2005
Л2.4 Шкуратов В.А. Новая историческая психология: учебное пособие Москва : Издательство ЮФУ, 2009 www.studentlibrary.ru
Л2.5 История психологии XX век: Хрестоматия для высшей школы Москва: Директ-Медиа, 2008 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Windows
Microsoft Office
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс состоит из лекционных и практических занятий, самостоятельной работы студентов.
Прежде всего, студенты должны уяснить предложенный план занятия, осмыслить вынесенные для обсуждения вопросы, место каждого из вопросов в раскрытии темы занятий.
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать преподавателю на практическом занятии или лекции, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. В процессе подготовки к занятию закрепляется и уточняется уже известный материал и осваивается новый. Сталкиваясь в ходе подготовки с недостаточно понятными моментами темы, студенты находят ответы самостоятельно или фиксируют свои вопросы для постановки и уяснения их на самом практическом занятии. На следующем этапе практического занятия студентами осуществляется работа по углубленному проникновению в суть вынесенной для обсуждения проблемы. В ходе занятия студент учится публично выступать, видеть реакцию слушателей, логично, ясно, четко, грамотно излагать свои мысли, проводить доводы, формулировать аргументы в защиту своей позиции. Обязательным при подготовке к практическому занятию является выделение проблемных областей.
В период обучения студентом также подготавливается доклад по предложенным темам. При подготовке доклада учитывается самостоятельность выбора темы студентом и подбор актуальной литературы, а также навык ведения научной дискуссии. На доклад студенту выделяется 10 минут времени, и оценивается насколько студент способен логично и кратко излагать изученную информацию. На обсуждения каждого доклада выделяется 10 минут, в рамках которых студент должен показать свои знания и правила ведения научной дискуссии. В рамках подготовки к докладу студент расширяет свой понятийный аппарат, выделяет проблемное поле дискуссии. После выступления происходит обсуждение основных положений доклада как с выступающим, так и с аудиторией.
Самостоятельная работа студентов при изучении курса предполагает более глубокое изучение тем. Контроль самостоятельной работы студентов по изучению отдельных тем осуществляется путем проверки конспектов, проведения индивидуальных собеседований и фронтальных опросов, заданий на выполнение докладов и выполнения практических заданий которые позволяют проверять уровень освоение студентами пройденного материала и степень ориентирования в теме.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется два теоретических вопроса и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий.