Закреплена за кафедрой | Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.02. Регионоведение России |
Профиль | Национальная политика, межрегиональное и международное сотрудничество России |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 5 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_02_РР-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 26 | 26 | 26 | 26 |
Сам. работа | 107 | 107 | 107 | 107 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 180 | 180 | 180 | 180 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский
1.1. | 1.1 Знакомство с историей формирования культурно-исторического наследия народов России 1.2 Знание типов, особенностей, традиций и других характерных черт объектов материальной и нематериальной культуры Российской Федерации 1.3 Умение формировать основные угрозы и факторы влияющие на сохранение культурно-исторического наследия России 1.4 Знакомство с основными мерами в области государственной политики по отношению к сохранению и поддержки культурного и самобытного разнообразия. 1.5 Формирования умения научного исследований и изучения, анализа и презентации по теме культурно-исторического наследия российской Федерации. 1.6 Международный опыт по сохранению и изучению культурно-исторического наследия. 1.7 Изучить роль и значение культурно-исторического наследия на современном этапе |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.01 |
УК-5 | Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах |
ПК-7 | Способен выявить научную проблематику в исследовании общественно-политических, социально-экономических, историко-культурных, этноконфессиональных и внешнеполитических процессов регионов России, определить научную проблему и разработать основные направления ее разработки |
ПК-11 | Владеет навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых иссследований, приемами библиографического описания; знанием основных библиогграфических источников и поисковых систем |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | источники и литературу связанные с культурно-историческим наследием народов Российской Федерации, объектами культурно-исторического наследия Российской Федерации, их видами и характеристиками. Известные памятниками и объекты истории и культуры России |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | определять значение объектов культурно-исторического наследия России, характеризовать использование культурно-исторического наследия, работы с основными библиографическими источниками |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками использования знаний в примерах и видах культурно-исторического наследия России, для составления научного описаний и обзоров с использованием библиографических источников и других источников |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Культурно-историческое наследие России. Определение понятия. | ||||||
1.1. | Понятие и содержание термина «Культурно-историческое наследие». Задачи, функции КИН. Типы КИН: виды, отличия, определение.Этапы изучения КИН. | Лекции | 3 | 2 | УК-5, ПК-7, ПК-11 | Л2.3, Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л2.7 |
1.2. | Структура культурно-исторического наследия | Практические | 3 | 2 | УК-5, ПК-7, ПК-11 | Л2.3, Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л2.7 |
1.3. | Видовое разнообразие объектов культурно-исторического наследия | Практические | 3 | 4 | УК-5, ПК-7, ПК-11 | Л2.3, Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л2.7 |
1.4. | Исторические поселения России | Практические | 3 | 2 | УК-5, ПК-7, ПК-11 | Л2.3, Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л2.7 |
1.5. | Нематериальное культурно-историческое наследие | Практические | 3 | 4 | УК-5, ПК-7, ПК-11 | Л2.3, Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л2.7 |
1.6. | Материальное культурно-историческое наследие. | Практические | 3 | 4 | УК-5, ПК-7, ПК-11 | Л2.3, Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л2.7 |
1.7. | Наиболее ценные объекты культурно-исторического наследия России | Практические | 3 | 2 | УК-5, ПК-7, ПК-11 | Л2.3, Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л2.7 |
1.8. | Объекты культурно-исторического наследия Барнаула. | Практические | 3 | 8 | УК-5, ПК-7, ПК-11 | Л2.3, Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.6, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.4, Л2.7 |
1.9. | Структура культурно-исторического наследия. Видовое разнообразие объектов культурно-исторического наследия | Сам. работа | 3 | 16 | УК-5, ПК-7, ПК-11 | Л2.3, Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л2.7 |
1.10. | Исторические поселения России | Сам. работа | 3 | 13 | УК-5, ПК-7, ПК-11 | Л2.3, Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л2.7 |
1.11. | Нематериальное культурно-историческое наследие. Материальное культурно-историческое наследие | Сам. работа | 3 | 14 | УК-5, ПК-7, ПК-11 | Л2.3, Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л2.7 |
Раздел 2. Отношение общества к культурному и историческому наследию | ||||||
2.1. | Отношение общества к культурному и историческому наследию в XVIII в. | Лекции | 3 | 2 | УК-5, ПК-7, ПК-11 | Л2.3, Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л2.7 |
2.2. | Отношение общества к культурному и историческому наследию в XIX в. | Лекции | 3 | 2 | УК-5, ПК-7, ПК-11 | Л2.3, Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л2.7 |
2.3. | Отношение общества к культурному и историческому наследию в начале XX в. | Лекции | 3 | 2 | УК-5, ПК-7, ПК-11 | Л2.3, Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л2.7 |
2.4. | Отношение общества к культурному и историческому наследию в СССР. | Лекции | 3 | 2 | УК-5, ПК-7, ПК-11 | Л2.3, Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л2.7 |
2.5. | Отношение общества к культурному и историческому наследию в XVIII в. | Сам. работа | 3 | 4 | УК-5, ПК-7, ПК-11 | Л2.3, Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л2.7 |
2.6. | Отношение общества к культурному и историческому наследию в XIX в. | Сам. работа | 3 | 4 | УК-5, ПК-7, ПК-11 | Л2.3, Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л2.7 |
2.7. | Отношение общества к культурному и историческому наследию в начале XX в. | Сам. работа | 3 | 4 | УК-5, ПК-7, ПК-11 | Л2.3, Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л2.7 |
Раздел 3. Правовые основы сохранения и охраны культурно-исторического наследия России. | ||||||
3.1. | XVIII в. «Время государственных инструкций» | Лекции | 3 | 2 | УК-5, ПК-7, ПК-11 | Л2.3, Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л2.7 |
3.2. | XIX — начало XX в. Проекты специального закона об охране российской старины. | Лекции | 3 | 2 | УК-5, ПК-7, ПК-11 | Л2.3, Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л2.7 |
3.3. | 1920—1930-е годы. Политика советского государства по отношению к культурно-историческому наследию | Лекции | 3 | 2 | УК-5, ПК-7, ПК-11 | Л2.3, Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л2.7 |
3.4. | Объекты КИН в период войны 1941—1945 гг. Судьба культурного наследия на оккупированной территории СССР | Лекции | 3 | 2 | УК-5, ПК-7, ПК-11 | Л2.3, Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л2.7 |
3.5. | Объекты КИН в послевоенный приод. Судьба культурно-исторического наследия в эпоху перестройки и постсоветский период | Лекции | 3 | 2 | УК-5, ПК-7, ПК-11 | Л2.3, Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л2.7 |
3.6. | XVIII в. «Время государственных инструкций» | Сам. работа | 3 | 12 | УК-5, ПК-7, ПК-11 | Л2.3, Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л2.7 |
3.7. | XIX — начало XX в. Проекты специального закона об охране российской старины. | Сам. работа | 3 | 12 | УК-5, ПК-7, ПК-11 | Л2.3, Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л2.7 |
3.8. | 1920—1930-е годы. Политика советского государства по отношению к культурно-историческому наследию | Сам. работа | 3 | 14 | УК-5, ПК-7, ПК-11 | Л2.3, Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л2.7 |
3.9. | Объекты КИН в период войны 1941—1945 гг. Судьба культурного наследия на оккупированной территории СССР. Объекты КИН в послевоенный период. Судьба культурно-исторического наследия в эпоху перестройки и постсоветский период | Сам. работа | 3 | 14 | УК-5, ПК-7, ПК-11 | Л2.3, Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л2.7 |
3.10. | Экзамен | 3 | 27 | УК-5, ПК-7, ПК-11 | Л2.3, Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л2.7 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Представлены в Фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Письменные работы не предусмотренны |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств представлен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Т. М. Степанская | Архитектура городов Алтая - наследие России: монография | Изд-во АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Кулемзин А. М. | Историко-культурное наследие и общество : теория и методика охраны памятников: учебное пособие: | Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры (КемГИК), 2018 | biblioclub.ru |
Л1.3 | С. П. Грушин, И. И. Назаров | Историко-культурное наследие Алтая: метод. материалы по дисциплине | Изд-во АлтГУ, 2018 | elibrary.asu.ru |
Л1.4 | Под редакцией: Боголюбова Н.М., Фокин В.И.// Университетская библиотека "Онлайн" | Всемирное культурное наследие: Учебник | Издательство: Издательство Санкт-Петербургского Государственного Университета, 2015 г. | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Т. Г. Гребенникова | Культурный туризм и музеи: учеб. пособие | Перо, 2014 | |
Л2.2 | [К. Ю. Кирюшин и др.] | Историко-культурное наследие "Бирюзовой Катуни" (опыт интеграции в сфере туризма): монография | Изд-во АлтГУ, 2013 | elibrary.asu.ru |
Л2.3 | Горелов А. А. | История мировой культуры: Учебное пособие | Москва: ФЛИНТА, 2021 | biblioclub.ru |
Л2.4 | Именнова, Л.С. | Музейная дестинация в системе культурного туризма: социокультурный анализ: | М. : Логос // ЭБС «Университетская библиотека online», 2011 | biblioclub.ru |
Л2.5 | А.А. Пронин | Культурология в вопросах и ответах : | М.: Берлин: Директ-Медиа, - // ЭБС «Университетская библиотека on-line», 2014 | biblioclub.ru |
Л2.6 | Музееведение и историко-культурное наследие.: Сборник статей. | Кемерово : КемГУКИ, 2008 | biblioclub.ru | |
Л2.7 | Комарова О.С. // Электронная библиотека университета | Сохранение природного и культурного наследия (экология культуры): Учебное пособие | Барнаул: Изд-во Алтю гос. ун-т., 2013 г. | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Курс состоит из лекционных и практических занятий, самостоятельной работы студентов. Прежде всего, студенты должны уяснить предложенный план занятия, осмыслить вынесенные для обсуждения вопросы, место каждого из вопросов в раскрытии темы занятий. Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать преподавателю на практическом занятии или лекции, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете. Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. В процессе подготовки к занятию закрепляется и уточняется уже известный материал и осваивается новый. Сталкиваясь в ходе подготовки с недостаточно понятными моментами темы, студенты находят ответы самостоятельно или фиксируют свои вопросы для постановки и уяснения их на самом практическом занятии. На следующем этапе практического занятия студентами осуществляется работа по углубленному проникновению в суть вынесенной для обсуждения проблемы. В ходе занятия студент учится публично выступать, видеть реакцию слушателей, логично, ясно, четко, грамотно излагать свои мысли, проводить доводы, формулировать аргументы в защиту своей позиции. Обязательным при подготовке к практическому занятию является выделение проблемных областей. В период обучения студентом также подготавливается доклад по предложенным темам. При подготовке доклада учитывается самостоятельность выбора темы студентом и подбор актуальной литературы, а также навык ведения научной дискуссии. На доклад студенту выделяется 10 минут времени, и оценивается насколько студент способен логично и кратко излагать изученную информацию. На обсуждения каждого доклада выделяется 10 минут, в рамках которых студент должен показать свои знания и правила ведения научной дискуссии. В рамках подготовки к докладу студент расширяет свой понятийный аппарат, выделяет проблемное поле дискуссии. После выступления происходит обсуждение основных положений доклада как с выступающим, так и с аудиторией. Самостоятельная работа студентов при изучении курса предполагает более глубокое изучение тем. Контроль самостоятельной работы студентов по изучению отдельных тем осуществляется путем проверки конспектов, проведения индивидуальных собеседований и фронтальных опросов, заданий на выполнение докладов и выполнения практических заданий которые позволяют проверять уровень освоение студентами пройденного материала и степень ориентирования в теме. Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется два теоретических вопроса и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. |