Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.03.02. Журналистика |
Профиль | Универсальная журналистика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 42_03_02_УЖ-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 45 | 45 | 45 | 45 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.
1.1. | Целью курса «Основы теории коммуникации» является ознакомление с теорией коммуникации как структуры, процесса и вида деятельности с учетом системы факторов, действующих в реальном социальном пространстве и влияющих на характер коммуникации. Задачи курса – представить специфику социокультурных феноменов, раскрыть со-циальную сущность массовой коммуникации, культурные феномены, процессы и практики информационного общества, познакомить студентов с методологией их изучения, с современными критическими теориями меди В курсе специальное внимание уделяется самостоятельной работе студентов: освое-нию исследовательской литературы, анализу источников Курс сосредотачивается на проблемах, с которыми сталкивается выпускник в прак-тике работы в структурах, занятых различными видами коммуникационной деятельности (журналистика, деятельность в сфере рекламы и связей с общественностью) |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ОПК-2 | Способен учитывать тенденции развития общественных и государственных институтов для их разностороннего освещения в создаваемых медиатекстах и (или) медиапродуктах, и (или) коммуникационных продуктах |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | общими тенденциями развития общественных и государственных институтов для их разностороннего освещения в создаваемых медиатекстах и (или) медиапродуктах, и(или) коммуникационных продуктах |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | соблюдать принцип объективности в создаваемых журналистских текстах и (или) продуктах при освещении деятельности общественных и государственных институтов. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | систему общественных и государственных институтов, механизмы их функционирования и тенденции развития |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в теорию коммуникации | ||||||
1.1. | Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина. Предмет теории коммуникации. Законы и категории теории коммуникации. Методы и функции теории коммуникации. Коммуникативная компетентность в системе профессиональной подготовки специалиста. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-2 | Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Индивидуальное домашнее задание | Практические | 1 | 2 | ОПК-2 | Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Выявите этапы конструирования реальности средствами массовой информации | Сам. работа | 1 | 7 | ОПК-2 | |
Раздел 2. История коммуникации | ||||||
2.1. | Антропосоциогенез и социальная коммуникация. Понятие коммуникации, виды коммуникации, суть символического взаимодействия. Установки теории символического интеракционизма. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-2 | Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Межличностная, групповая, публичная и массовая коммуникации. Массовое общество и СМИ. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-2 | Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Мультимедийные презентации | Практические | 1 | 2 | ОПК-2 | Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Опишите этапы процесса легализации недопустимого, по Овертону | Сам. работа | 1 | 8 | ОПК-2 | |
Раздел 3. Теории коммуникативного процесса и его структуры | ||||||
3.1. | Главные этапы развития коммуникативной теории в XX веке. Идеи М. Маклюэна. Структуралистские концепции коммуникации. Теории коммуникативного процесса и его структуры. Модель Якобсона. Модель Шеннона-Вивера. Модель Ньюкома. Модель Лотмана. Модель Эко. Модель Барта. Модель знака. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-2 | Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Посмотрите учебные фильмы и опишите 1. Технологические основы печатных СМИ 2. Технологические основы радиожурналистики 3. Технологические основы телевидения 4. Технологические основы интернет-коммуникации | Сам. работа | 1 | 24 | ОПК-2 | |
Раздел 4. Сущность и функции массовой коммуникации | ||||||
4.1. | Коммуникация как структура: коммуникатор, средства коммуникации, сообщение, получатель сообщения. Коммуникация как процесс: стадии коммуникации, эффекты коммуникации и эффективность коммуникативной деятельности, контекст коммуникации. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-2 | Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Коммуникация как деятельность: деятельность по производству и потреблению информации, массовая коммуникация как бизнес | Практические | 1 | 2 | ОПК-2 | Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 5. Проблема дисфункций массовой коммуникации | ||||||
5.1. | Содержание понятия «дисфункции массовой коммуникации». Понятие манипуляции, манипулятивные техники современности.Категория дезинформации. Суть информационных войн. Консумеризм современных СМИ. Проблема мифотворчества СМИ. | Практические | 1 | 2 | ОПК-2 | Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 6. Межкультурная коммуникация | ||||||
6.1. | Понятие межкультурной коммуникации, ее уровни и формы. Субъекты межкультурной коммуникации. | Лекции | 1 | 4 | ОПК-2 | Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
6.2. | Лингвокультурологические аспекты межкультурной коммуникации. | Практические | 1 | 4 | ОПК-2 | Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
6.3. | Планетарная коммуникация в условиях глобализации. Изменение сущности коммуникации в информационном обществе. | Лекции | 1 | 4 | ОПК-2 | Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
6.4. | Прочтите главы книг М. Маклюэна «Галактика Гутенберга» проанализируйте, в чем вы согласны и в чем не согласны с позицией технологического детерминизма в определении социальной роли коммуникации | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-2 | Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
6.5. | Тест | Практические | 1 | 6 | ОПК-2 | Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
6.6. | Экзамен | 1 | 27 | ОПК-2 | Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Кашкин, Вячеслав Борисович | Основы теории коммуникации : учебное пособие | Восток-Запад, 2007 | |
Л1.2 | Гавра, Дмитрий Петрович | Основы теории коммуникации : для бакалавров и специалистов : учеб. пособие для вузов | Питер, 2011 | |
Л1.3 | Шарков, Феликс Изосимович | Коммуникология: основы теории коммуникации : учебник | Дашков и К°, 2010 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Яшин, Б.Л. | Культура общения: теория и практика коммуникаций : учебное поосбие | Директ-Медиа, 2015 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429211 |
Л2.2 | под ред. М. А. Василика | Основы теории коммуникации: учеб. для вузов | М. : Гардарики, 2005 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронно-библиотечная система издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э2 | Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» | biblioclub.ru | ||
Э3 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Выполнение практических заданий оценивается исходя из отмеченных выше требований. Ответы представляются в устной форме непосредственно на занятиях. Задания для самостоятельной работы оцениваются исходя из отмеченных выше требований. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной, в последнем случае они вносятся в автоматизированную систему Moodle. За выполнение задания студент может получить максимально 30 баллов. Тестирование проводится с помощью автоматизированной программы Moodle. 81-100% ответов правильны, существенных ошибок нет, тест пройден своевременно - отлично 65-80% ответов правильны, или 81-100% ответов правильны, но тест выполнен несвоевременно- хорошо а) тест выполнен своевременно; 51-65% ответов правильны, б) 65-80% ответов правильны, но тест выполнен несвоевременно удовлетворительно тест выполнен несвоевременно; менее 50% ответов правильны - неудовлетворительно При данной системе все знания, умения и навыки, приобретаемые студентами в результате изучения дисциплины, оцениваются в баллах. Оценка качества работы в данной системе является накопительной и используется для оценивания системной работы студентов в течение всего периода обучения Результаты работы студентов фиксируются преподавателем в журнале успеваемости. По итогам работы в семестре студент может получить максимально 100 баллов. Оценку студент получает в зависимости от набранной суммы баллов в течение семестра. Итого: 100 баллов – максимально и 50 балл – минимально. |