Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 12 ЗЕТ |
Учебный план | 54_03_02_ДПИиНП-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | 1 (2) | 2 (3) | 2 (4) | Итого | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 16 | 22 | 16 | 22 | ||||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 60 | 60 | 72 | 72 | 72 | 72 | 72 | 72 | 276 | 276 |
Сам. работа | 12 | 12 | 45 | 45 | 36 | 36 | 9 | 9 | 102 | 102 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 0 | 0 | 27 | 27 | 54 | 54 |
Итого | 72 | 72 | 144 | 144 | 108 | 108 | 108 | 108 | 432 | 432 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины «Живопись» является формирование методов, средств и приёмов при создании живописного художественного образа, являющегося специфической формой отражения объективной действительности в изобразительном искусстве, и повышения профессиональных знаний и умений в академической живописи. Задачи: -изучить различные виды и техники живописи; -изучить принципы гармонизации цвета в живописной композиции; -научить использовать методы и приемы цвето-ритмической организации пространства; -обучить понятиям: локальный цвет, цветовые отношения, колорит, цветовая гармония; другие средства и закономерности живописи на основе натурных постановок. -научить моделированию пространства и объема посредством цвета и тона; -развить художественно-образное мышление и творческое воображение. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-2 | способностью владеть основами академической живописи, приемами работы с цветом и цветовыми композициями |
ПК-1 | способностью владеть навыками линейно-конструктивного построения и основами академической живописи, элементарными профессиональными навыками скульптора, современной шрифтовой культурой, приемами работы в макетировании и моделировании, приемами работы с цветом и цветовыми композициями |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Историю развития живописи, стилевые ообенности, технику и технологию выполнения живописных работ,правила и приемы создания цветовой гармонии в живописном произведении |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Изображать объёмно – пространственную среду средствами академической живописи; анализировать цветовое состояние натуры и передавать в творческой работе |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владеть навыками работы с натуры и по воображению;навыками передачи средствами живописи закономерностей создания цветового авыками передачи цветовогостроя и световоздушной среды. Имеет навыки творческой работы на пленэре; навыки работы различными живописными материалами для создания выразительных образов в учебных и творческих работах |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Тематический натюрморт с драпировками | ||||||
1.1. | Спектральный круг и цветовые гармонии | Практические | 1 | 4 | ОПК-2, ПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
1.2. | Теплохолодность в живописи | Практические | 1 | 4 | ОПК-2, ПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
1.3. | Рефлексы в живописи | Практические | 1 | 4 | ОПК-2 | Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
1.4. | Натюрмортиз 2-3 предметов простой формы на нейтральном фоне | Практические | 1 | 6 | ОПК-2, ПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
1.5. | Гризайль | Практические | 1 | 6 | ОПК-2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
1.6. | Учебный натюрморт в теплой гамме | Практические | 1 | 6 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
1.7. | Учебный натюрморт в холодной гамме | Практические | 1 | 6 | ОПК-2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
1.8. | Учебный натюрморт с белым предметом | Практические | 1 | 8 | ОПК-2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
1.9. | Учебный натюрморт в контрастной цветовой гамме | Практические | 1 | 8 | ОПК-2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
1.10. | Живопись драпировки со встречно бегущими складками | Практические | 1 | 8 | ОПК-2 | Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
1.11. | Приемы работы акварелью | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
1.12. | живопись овощей и фруктов | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-2, ПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
1.13. | Приемы стилизации натюрморта | Практические | 2 | 6 | ОПК-2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
1.14. | Приемы работы гуашевыми красками | Практические | 2 | 4 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
1.15. | Тематический натюрморт с введением двух - трёх драпировок разных по материальности | Практические | 2 | 6 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
1.16. | Натюрморт, состоящий из букета цветов в стеклянной посуде и цветной драпировки | Практические | 2 | 8 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
1.17. | Натюрморт, состоящий из букета осенних листьев, керамической посуды и яркой драпировки | Практические | 2 | 10 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
1.18. | Натюрморт с введением в композицию драпировок с орнаментом | Практические | 2 | 12 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
1.19. | Натюрморт с введением в композиции гипсовой головы и драпировок с орнаментом | Практические | 2 | 18 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
1.20. | Этюды тканей в складках | Практические | 2 | 8 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
1.21. | Этюды цветов, разных по цветовой гамме | Сам. работа | 2 | 8 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
1.22. | Этюды осенних листьев и деревьев | Сам. работа | 2 | 8 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
1.23. | Преобразование цветов и листьев в условно - плоскостную форму | Сам. работа | 2 | 12 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
1.24. | Этюды драпировок с орнаментом | Сам. работа | 2 | 17 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
1.25. | Тематический натюрморт с атрибутами искусства и гипсовой головой Венеры | Практические | 3 | 16 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
1.26. | Стилизация натюрморта | Практические | 3 | 12 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
1.27. | Сюжетно-тематический натюрморт "Чаепитие" | Практические | 3 | 12 | ОПК-2, ПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
1.28. | Живопись головы человека (гризайль) | Практические | 3 | 8 | ОПК-2, ПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
1.29. | Этюд головы натурщика на светлом фоне | Практические | 3 | 12 | ОПК-2 | Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
1.30. | Этюд головы натурщика на темном фоне | Практические | 3 | 12 | ОПК-2 | Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
1.31. | Преобразование натюрморта в условно - плоскостную форму | Сам. работа | 3 | 12 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
1.32. | Преобразование драпировки с орнаментом в условно - декоративную форму | Сам. работа | 3 | 12 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
1.33. | Этюды головы человека.Акварель | Сам. работа | 3 | 12 | ОПК-2, ПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
1.34. | Экзамен | 2 | 27 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 | |
1.35. | Зачет | 3 | 0 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 | |
Раздел 2. Живопись фигуры человека | ||||||
2.1. | Этюд женской головы на цветном фоне. Длительная постановка: женский портрет в головном уборе, на цветном фоне. Гуашь | Практические | 4 | 12 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
2.2. | Этюд пожилого человека с плечевым поясом на темном фоне. Акварель. | Практические | 4 | 12 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
2.3. | Этюд женской головы в темном платке на светлом фоне | Практические | 4 | 12 | ОПК-2 | Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
2.4. | Поколенное изображение фигуры человека. Этюд фигуры натурщика на светлом фоне. Акварель. | Практические | 4 | 12 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
2.5. | Этюдное изображение фигуры человека в полный рост. Одетая модель. Гуашь. | Практические | 4 | 12 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
2.6. | Преобразование гипсового слепка античной головы - реалистического изображения в декоративную форму. Гуашь. | Практические | 4 | 12 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
2.7. | Преобразование портрета в - реалистического изображения в условно - плоскостную форму | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
2.8. | Этюды женской и мужской полуфигуры. Акварель. Гуашь. | Сам. работа | 4 | 2 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
2.9. | Этюды женской и мужской фигуры. Акварель, гуашь. | Сам. работа | 4 | 3 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
2.10. | Экзамен | 4 | 27 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
смотри в приложении |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
смотри в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Мациевский Д. Е. | От линии до пространственной структуры: учебное пособие: учеб. пособие | Издательство Орловского филиала РАНХиГС, 2017 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Коробейников, В.Н. | Академическая живопись: учебное пособие | Кемерово : КемГИК, 2016 | e.lanbook.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Вишняков С.А. | Культура России в историческом ракурсе: архитектура, литература, живопись, музыкальное искусство, театральное искусство, кинематограф, современное культурное пространство: учебное пособие по культуроведению России | М.: Флинта : Наука // ЭБС «Лань», 2012 | ЭБС «Лань»: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103495 |
Л2.2 | Бесчастнов Н. П. | Цветная графика: учебное пособие | Гум.издательский центр "Владос", 2014 | biblioclub.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Киселева Н. Е. | Основные положения изображения живой натуры в живописи: Учебное пособие | Изд-во АлтГу, 2013 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 1. http://www.artsait.ru/ Энциклопедия русской живописи. url | |||
Э2 | 2. http://artrus.tanais.info/ шедевры русской живописи | |||
Э3 | 3.http://www.liart.ru/ Российская государственная библиотека по искусству | |||
Э4 | Курс «Живопись» в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). 4. Электронная библиотечная система ЮРАЙТ https://biblio-online.ru; 5. Электронная библиотечная система ЛАНЬ https://e.lanbook.com/; |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
25Д | склад (натюрмортный фонд) - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Стеллажи с оборудованием и инструментами |
27Д | класс рисунка и живописи - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стеллажи для хранения натюрмортного фонда; голова Апполона; столик для натюрморта; глаз; глаз большой (гипсовая модель); голова Сократа АР-512; горка выставка; деталь губы малые; глаз большой (гипсовая модель); деталь губы малые АР-512; деталь губы малые АР - 512; кисть женская АР-341; кистьруки большая; конус; мольберт; конус АР-106; конус АР-101; куб большой; куб малый; мольберт 4-х ножный складной со съемным планшетом; натюрмортный столик; нос Давида АР-375; обрубовка черепа АР-497; орнамент №22 "Трилистник" АР-2122; орнамент №28 "Ветка винограда" АР-2128; орнамент №32 "ветка яблони"; орнамент 19 АР-2119; пирамида малая; орнамент №33 "ветка лотоса" (выпуклая) АР-2133; орнамент №6 "Лист клена" АР-2106; орнамент №7 АР-2107; цилиндр малый; рот; орнамент №9 "ветка лотоса" (вогнутая); пирамида АР-107; призма АР-105; стопа натуральная АР-331; трилистник большой; череп анатомический АР-497; шар большой; цилиндр АР-102; цилиндр малый; череп; череп анатомический АР-497; череп женский; череп мужской; череп обрубовка АР-496; череп обрубовочный; шар АР-103; шар большой |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Обучение живописи сопровождается выполнением самостоятельных (домашних) работ. Самостоятельные работы представляют собой – этюды и длительные работы по текущим разделам и темам, и также преобразование учебных реалистических постановок в условно – декоративное изображение, что, безусловно, способствует развитию образно - творческого мышления будущих художников-прикладников. Для того чтобы закрепить полученные на практических занятиях знания, умения, навыки, студенты должны как можно больше самостоятельно рисовать. Это могут быть быстрые этюды, более продолжительные работы. Также для того, чтобы изображения живописных предметов было приближено к реальности необходимо развивать умение наблюдать и анализировать окружающий мир, природу, объекты. При обучении живописи необходимо изучить все виды живописных материалов, таких как акварель, гуашь, пастель и т.д., и технику работы ими. Во время выполнения самостоятельной работы студенты закрепляют и развивают навыки живописной техники, композиционного решения орнамента, полученные на аудиторных занятиях, выполняя зарисовки с натуры, а также используя элементы стилизации и декоративно-графического решения. Наброски и зарисовки с натуры, этюды и композиционные поиски с использованием различных материалов являются важнейшим условием подготовки будущего художника прикладного искусства. Студенты должны на основе выполненных с натуры зарисовок, используя элементы стилизации и декоративно – графического решения разработать выразительные композиции. Для выполнения преобразований реалистического изображения в условно – плоскостное необходимо делать множество эскизов и поисков, как в тоновом решении, так и в цвете, чтобы выбрать наиболее удачный вариант. Преобразования выполняются на планшете, обтянутом бумагой. Работа должна быть выполнена аккуратно. |