Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 54.03.03. Искусство костюма и текстиля |
Профиль | Художественное проектирование костюма |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 13 ЗЕТ |
Учебный план | 54_03_03_ХПКпр-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | 1 (2) | 2 (3) | 2 (4) | Итого | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 15,5 | 23,5 | 15 | 21 | ||||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 2 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 2 |
Практические | 52 | 52 | 90 | 90 | 18 | 18 | 18 | 18 | 178 | 178 |
Сам. работа | 54 | 54 | 54 | 54 | 18 | 18 | 135 | 135 | 261 | 261 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 144 | 144 | 36 | 36 | 180 | 180 | 468 | 468 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 29.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой кандидат искусствоведения, доцент Черняева И.В.
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины « Рисунок» является формирование средств и приёмов при создании художественного образа, являющегося специфической формой отражения объективной действительности в изобразительном искусстве и повышения профессионального качественного уровня учебных работ студентов. Задачи: -обучить законам изобразительной грамоты; -обучить законам линейно - воздушной перспективы; -изучить техники тонального и линейного рисунка; -научить применть техники и технологии изобразительных материалов; -научить фактурному изображению и методу рисунка по памяти. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-1 | способностью применять методы теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности |
ПК-4 | способностью формулировать цели и задачи художественного проекта, к выявлению приоритетов в решении задач с учетом эстетических, этических и иных аспектов деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | теоретические и методологические основы исследования, понятие «художественный проект»; основные эстетические категории художественного проекта, основые законы композиции худножественного проекта. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | реферировать современную научную литературу по специальности, анализировать с применением современных теоретических подходов закономерности создания художественного проекта, рисовать с натуры, по памяти, по представлению и воображению объекты реальной действительности (натюрморт,интерьер, пейзаж;рисовать животных и птиц, передавая их характеристику и повадки; рисовать человека с передачей портретной характеристики; изображать человека в различных ракурсах и движениях в заданной среде;выполнять рисунки различной продолжительности; правильно и выразительно компоновать изображения;передавать графическими средствами объем, фактуру, текстуру материалов изображаемых объектов; графическими средствами проводить декоративную стилизацию реалистических изображений. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | современными методами художественного проектирования,основными методами и приемами графического изображения, навыками ведения длительной работы над художественным проектом, различными графическими техниками создания художественного проекта. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Линейная и воздушная перспектива | ||||||
1.1. | Законы линейной и воздушной персспективы. Точка схода. | Лекции | 1 | 2 | ПК-4 | Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Рисование плоскостных предметов с применением воздушной и линейной перспективы | Практические | 1 | 2 | ПК-4 | Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Линейно – конструктивное построение гипсового куба, цилиндра, конуса и шара | Практические | 1 | 6 | ПК-4 | Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Линейно – конструктивное построение 2-3 бытовых предметов, имеющих в основе конструкции формы геометрические тела (коробка, бидон, яйцо) | Практические | 1 | 6 | ПК-4 | Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Зарисовки интерьера комнаты | Сам. работа | 1 | 8 | ОПК-1, ПК-4 | Л3.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.6. | Зарисовки интерьера мягкими материалами (соус, сангина) | Сам. работа | 1 | 8 | ОПК-1, ПК-4 | Л3.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.7. | Рисование предметов быта, имеющих в основе конструкции формы геометрические тела (молоток, кастрюля и т.д.) | Сам. работа | 1 | 8 | ОПК-1, ПК-4 | Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Конструкция предмета и светотоновые отношения | ||||||
2.1. | Понятия «свет», «полусвет», «полутень, «собственная и падающая тень», «блик», «рефлекс». Принципы построения теней. Линейно – конструктивное построение 2 – 3 геометрических предметов с введением тона | Практические | 1 | 6 | ОПК-1, ПК-4 | Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Рисование предметов быта простой формы с тоновой проработкой (кружка, ваза для цветов и т.д.) | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-1, ПК-4 | Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Рисунок натюрморта состоящего из гипсовых тел. | Практические | 1 | 8 | ОПК-1, ПК-4 | Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
2.4. | Рисунок гипсового орнамента. Светотеневая моделировка объема. | Практические | 1 | 8 | ОПК-1, ПК-4 | Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
2.5. | Зарисовки орнаментальных элементов несложной формы с лёгкой тоновой проработкой (архитектурные элементы: домовая, прорезная резьба, часть окна, карниз и т.д.). | Сам. работа | 1 | 12 | ОПК-1, ПК-4 | Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Рисование натюрморта | ||||||
3.1. | Этапы работы над натюрмортом. Рисунок натюрморта с двумя бытовыми предметами, гипсовым орнаментом и драпировкой | Практические | 1 | 8 | ОПК-1, ПК-4 | Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Зарисовки натюрмортов с разнохарактерными предметам по форме и фактуре | Сам. работа | 1 | 12 | ОПК-1, ПК-4 | Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Натюрморт с гипсовым орнаментом, стеклянной посудой и керамической кружкой. Передача материальности разнохарактерных предметов | Практические | 1 | 8 | ОПК-1, ПК-4 | Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
3.4. | Зарисовки несложных натюрмортов из 2 – 3 предметов с тоновой проработкой | Сам. работа | 2 | 14 | ОПК-1, ПК-4 | Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
3.5. | Натюрморт с гипсовым орнаментом, чучелом птицы и драпировкой | Практические | 2 | 12 | ОПК-1, ПК-4 | Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
3.6. | Сюжетно-тематический натюрморт с атрибутами искусства | Практические | 2 | 18 | ОПК-1, ПК-4 | Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
3.7. | Сюжетно-тематический натюрморт "Чаепитие" | Практические | 2 | 18 | ОПК-1, ПК-4 | Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
3.8. | Зарисовки предметов быта разных по форме и материальности (стеклянный кувшин и т.д.) | Сам. работа | 2 | 20 | ОПК-1, ПК-4 | Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
3.9. | Тематический натюрморт с элементами интерьера | Практические | 2 | 20 | ОПК-1, ПК-4 | Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
3.10. | Зарисовки предметов быта разных по форме и материальности (плетёная корзина и т.д.) | Сам. работа | 2 | 20 | ОПК-1, ПК-4 | Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
3.11. | Сложный тематический натюрморт, объеденённый общей темой в конр - ажуре. | Практические | 2 | 22 | ОПК-1, ПК-4 | Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
3.12. | Зачет | 1 | 0 | ОПК-1, ПК-4 | Л3.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 4. Рисунок головы человека | ||||||
4.1. | Рисунок черепа в двух ракурсах с лёгкой тоновой проработкой | Практические | 3 | 4 | ОПК-1, ПК-4 | Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Наброски и зарисовки головы человека в простом ракурсе | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-1, ПК-4 | Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
4.3. | Рисунок гипсовых слепков деталей головы классического образа: (нос, рот, глаз, ухо) | Практические | 3 | 4 | ОПК-1, ПК-4 | Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
4.4. | Наброски и зарисовки головы человека в сложном ракурсе | Сам. работа | 3 | 6 | ОПК-1, ПК-4 | Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
4.5. | Конструктивный рисунок гипсовой слепка с головы античной скульптуры в разных ракурсах | Практические | 3 | 4 | ОПК-1, ПК-4 | Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
4.6. | Рисунок женской головы с задачей образного решения изображения | Практические | 3 | 6 | ОПК-1, ПК-4 | Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
4.7. | Преобразование портрета – реалистического изображения в декоративную форму | Сам. работа | 3 | 8 | ОПК-1, ПК-4 | Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
4.8. | Зачет | 3 | 0 | ОПК-1, ПК-4 | Л3.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 5. Рисунок фигуры человека | ||||||
5.1. | Зарисовка гипсового слепка стопы и кисти | Практические | 4 | 6 | ОПК-1, ПК-4 | Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
5.2. | Конструктивная зарисовка женской полуфигуры с руками | Практические | 4 | 6 | ОПК-1, ПК-4 | Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
5.3. | Конструктивная зарисовка женской фигуры | Практические | 4 | 6 | ОПК-1, ПК-4 | Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
5.4. | Преобразование женской фигуры - реалистического изображения в декоративную форму | Сам. работа | 4 | 16 | ОПК-1, ПК-4 | Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
5.5. | Преобразование мужской фигуры -реалистического изображения в условно-стилизованную форму | Сам. работа | 4 | 16 | ОПК-1, ПК-4 | Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
5.6. | Зарисовки мужской фигуры в разных ракурсах | Сам. работа | 4 | 16 | ОПК-1, ПК-4 | Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
5.7. | Зарисовки женской фигуры в разных ракурсах | Сам. работа | 4 | 16 | ОПК-1, ПК-4 | Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
5.8. | Конструктивные зарисовок кистей рук | Сам. работа | 4 | 12 | ОПК-1, ПК-4 | Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
5.9. | Тональные рисунки кистей рук | Сам. работа | 4 | 12 | ОПК-1, ПК-4 | Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
5.10. | Зарисовки стопы | Сам. работа | 4 | 12 | ОПК-1, ПК-4 | Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
5.11. | Рисунки фигуры человека в интерьере | Сам. работа | 4 | 18 | ОПК-1, ПК-4 | Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
5.12. | Зарисовки фигуры человека в экстерьере | Сам. работа | 4 | 17 | ОПК-1, ПК-4 | Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
5.13. | Экзамен | 4 | 27 | ОПК-1, ПК-4 | Л3.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. в приложении |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Казарин Сергей Николаевич | Академический рисунок: учебное наглядное пособие | Кемеровский государственный институт культуры, 2017 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Мациевский Д. Е. | От линии до пространственной структуры: учебное пособие: учеб. пособие | Издательство Орловского филиала РАНХиГС, 2017 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Бесчастнов, Н.П. | Сюжетная графика : учебное пособие | Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012 | biblioclub.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Киселева Н.Е. | Рисунок: учебное пособие | АлтГУ, 2013 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/4358 |
Л3.2 | Гречнева Н. В. | Рисунок: программа для студентов очной формы обучения, спец.: "Художественное проектирование костюма" – 071501.65 | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Российская государственная библиотека по искусству | liart.ru | ||
Э2 | Онлайн-доступ к экспонатам из 1200 музеев, галерей и других организаций в 70 странах | artsandculture.google.com | ||
Э3 | Музеи России | www.museum.ru | ||
Э4 | Курс в Moodle "Рисунок для ХПК" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
27Д | класс рисунка и живописи - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стеллажи для хранения натюрмортного фонда; голова Апполона; столик для натюрморта; глаз; глаз большой (гипсовая модель); голова Сократа АР-512; горка выставка; деталь губы малые; глаз большой (гипсовая модель); деталь губы малые АР-512; деталь губы малые АР - 512; кисть женская АР-341; кистьруки большая; конус; мольберт; конус АР-106; конус АР-101; куб большой; куб малый; мольберт 4-х ножный складной со съемным планшетом; натюрмортный столик; нос Давида АР-375; обрубовка черепа АР-497; орнамент №22 "Трилистник" АР-2122; орнамент №28 "Ветка винограда" АР-2128; орнамент №32 "ветка яблони"; орнамент 19 АР-2119; пирамида малая; орнамент №33 "ветка лотоса" (выпуклая) АР-2133; орнамент №6 "Лист клена" АР-2106; орнамент №7 АР-2107; цилиндр малый; рот; орнамент №9 "ветка лотоса" (вогнутая); пирамида АР-107; призма АР-105; стопа натуральная АР-331; трилистник большой; череп анатомический АР-497; шар большой; цилиндр АР-102; цилиндр малый; череп; череп анатомический АР-497; череп женский; череп мужской; череп обрубовка АР-496; череп обрубовочный; шар АР-103; шар большой |
25Д | склад (натюрмортный фонд) - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Стеллажи с оборудованием и инструментами |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Процесс изучения дисциплины "Рисунок" осуществляется поэтапно – «от простого к сложному» в течение четырех семестров, начиная с построения простых геометрических фигур и заканчивая рисованием фигуры человека. Специфика методики изучения данной дисциплины заключается в том, что теоретический материал изучается не только в процессе лекционных, но и практических занятий. Обучение рисунку сопровождается выполнением самостоятельных (домашних) работ. Самостоятельные работы представляют собой – наброски и зарисовки по текущим разделам и темам, и также преобразование учебных реалистических постановок в условно – декоративное изображение, что, безусловно, способствует развитию образно - творческого мышления будущих дизайнеров. Для того чтобы закрепить полученные на практических занятиях знания, умения, навыки, студенты должны как можно больше самостоятельно рисовать. Это могут быть быстрые наброски, более продолжительные зарисовки и длительные работы. Также для того, чтобы изображения предметов было приближено к реальности необходимо развивать умение наблюдать и анализировать окружающий мир, природу, объекты. При обучении рисунку необходимо изучить все виды графических материалов, таких как тушь, карандаш, сангина, соус и т.д., и технику работы ими. Во время выполнения самостоятельной работы студенты закрепляют и развивают навыки графических техник, композиционного решения орнамента, полученные на аудиторных занятиях, выполняя зарисовки с натуры, а также используя элементы стилизации и декоративно-графического решения. Наброски и зарисовки с натуры, этюды и композиционные поиски с использованием различных материалов являются важнейшим условием подготовки будущего дизайнера. Студенты должны на основе выполненных с натуры зарисовок, используя элементы стилизации и декоративно – графического решения разработать выразительные композиции. Для выполнения преобразований реалистического изображения в условно – плоскостное необходимо делать множество эскизов и поисков, как в тоновом решении, так и в цвете, чтобы выбрать наиболее удачный вариант. Преобразования выполняются на планшете, обтянутом бумагой. Работа должна быть выполнена аккуратно. В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: - углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом; - выполнение самостоятельных работ. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств.Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как: - уяснение цели и поставленной учебной задачи; - четкое и системное планирование самостоятельной работы; - поиск необходимой учебной и научной информации; - освоение собственной информации и ее логическая переработка; - выработка собственной позиции по поводу полученной задачи; - проведение самоанализа и самоконтроля В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает: - ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно); - работу со словарями и справочниками; - овладение понятийным аппаратом; - аналитическая работа с источниками; - самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде; - использование компьютерной техники, интернета и др. |