Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка |
---|---|
Направление подготовки | 43.03.03. Гостиничное дело |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z43_03_03_ГД-5-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 10 | 10 | 10 | 10 |
Сам. работа | 83 | 83 | 83 | 83 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Т.В.Чернышова
1.1. | 1. Цель курса Цель курса - сформировать у студентов понятие о эффективной речевой коммуникации, в частности, языковой норме вообще и их разнообразии в русском языке, об особенностях функционирования в нормативном аспекте единиц различных уровней языка и различных планов речи; сформировать представление о системе норм, организованной коммуникативной функцией языка вообще и коммуникативной задачей каждого речевого акта. 2. Задачи курса: 1) сформировать умения квалификации языковых единиц и их употреблений в речи как нормативных и ненормативных, уместных или неуместных для данного речевого произведения; 2) дать знания об основных нормативных словарях и пособиях; 3) сформировать умения построения текста по заданным единицам и в указанном нормативном аспекте. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-5 | способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные коммуникативно-речевые модели, применяемые для решения задач профессиональной речевой коммуникации |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять основные коммуникативно-речевые модели, применяемые для решения задач профессиональной речевой коммуникации |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владеть основными коммуникативно-речевыми моделями, применяемыми для решения профессиональных задач |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение | ||||||
1.1. | Предмет и задачи культуры речи | Сам. работа | 1 | 18 | ОК-5 | Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Язык – важнейшее средство чело-веческого общения | Лекции | 1 | 2 | ОК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 2. Нормативный аспект культуры речи | ||||||
2.1. | Понятие нормы и ее значение | Лекции | 1 | 4 | ОК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.2. | Акцентные нормы русского языка. Современные тенденции их развития | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-5 | Л1.1, Л1.2 |
2.3. | Типы формально-семантических отношений лексики: понятие омонимии, синонимии, паронимии. | Практические | 1 | 6 | ОК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
2.4. | Лексическиее нормы русского языка. Современные тенденции их развития | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-5 | Л1.1, Л1.2 |
2.5. | Трудности в употреблении сочетаний числительных с существительными. | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-5 | Л2.2, Л1.1, Л1.3 |
2.6. | Грамматические нормы русского языка. Современные тенденции их развития | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-5 | Л2.2, Л1.1 |
2.7. | 2. Принципы выбора порядка слов в русском предложении. | Практические | 1 | 4 | ОК-5 | Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
2.8. | Синтаксические нормы русского языка. Современные тенденции их развития | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-5 | Л1.1, Л1.2 |
2.9. | Орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка | Сам. работа | 1 | 10 | ОК-5 | Л2.3, Л2.2, Л1.2 |
Раздел 3. Функциональные разновидности русского языка | ||||||
3.1. | Функциональные стили современного русского литературного языка | Сам. работа | 1 | 16 | ОК-5 | Л1.1, Л1.2 |
Раздел 4. Текстовый аспект культуры речи | ||||||
4.1. | Культура речи и эффективность общения | Сам. работа | 1 | 9 | ОК-5 | Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложенный файл |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложенный файл |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложенный файл |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | В. И. Максимова, А. В. Голубевой. | Русский язык и культура речи : учебник для бакалавров | М. : Юрайт,, 2012 | |
Л1.2 | Ипполитова, Н.А. | Русский язык и культура речи: учебное пособие | М.: Проспект, 2015 | biblioclub.ru |
Л1.3 | Ипполитова Н. А. , Князева О. Ю. , Савова М. Р. | Русский язык и культура речи: практикум: практикум | М.: Проспект, 2016 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Копочева В.В. | Навигатор по курсу "Русский язык и культура речи": терминологический справочник: [учеб. пособие] | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010 | |
Л2.2 | Розенталь Д.Э. | Справочник по правописанию и литературной правке: справочник для издательских работников | М., 2006 | |
Л2.3 | Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб | Русский язык. Орфография. Пунктуация: [пособие] | М.: АЙРИС-пресс, 2008 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | портал Грамота.ру | gramota.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Контактная работа с преподавателем и самостоятельная работа студента ставят своей целью приобретение целостной картины по освоению учебной дисциплины «Русский язык и культура речи». К услугам студента лекционный курс, учебники, учебные пособия, дополнительная литература, задания для самостоятельной работы, задания к практическим занятиям, изучение понятийного аппарата по курсу «Русский язык и культура речи». |