МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психологический тренинг общения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.05.02. специальность Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_ПСД-1-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
кандидат психологических наук, доцент, Гурова Ольга Сергеевна

Рецензент(ы):
кандидат психологических наук, доцент, декан ФПП, Любимова Ольга Марковна

Рабочая программа дисциплины
Психологический тренинг общения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности(уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1613)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова И.А., к.псх.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова И.А., к.псх.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины «Психологический тренинг общения» является психологическое сопровождение профессионального становления студентов-психологов на первом этапе обучения; установление психологического контакта между студентами и между преподавателем и студентами; помощь в преодолении разнообразных психологических барьеров, возникающих в процессе взаимодействия; формирование у студентов позиции сотрудничества во внутригрупповом взаимодействии; повышение компетентности в общении.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7 способностью к логическому мышлению, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, вести полемику и дискуссии
ПК-3 способностью описывать структуру деятельности специалиста в рамках определенной сферы, прогнозировать, анализировать и оценивать психологические условия профессиональной деятельности
ПК-10 способностью разрабатывать и использовать средства воздействия на межличностные и межгрупповые отношения и на отношения субъекта с реальным миром
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятия обратной связи; правилах подачи и восприятия обратной связи; понятие активного слушания, различия между понятиями слышания и слушания; понятие «профессионально важные качества психолога-ведущего тренинга», «психологический тренинг»; функции ведущего тренинга; стили ведения тренинга; формы тренинговой работы понятия эмпатии, правила работы в группе тренинга.
3.2.Уметь:
3.2.1.давать и принимать обратную связь; самопрезентировать собственную личность в разных коммуникативных ситуациях; выделять профессионально важные качества психолога-ведущего тренинга; оценивать степень эффективности ведущего при использовании разных стилей ведения тренинга; активно выслушивать партнера по общению; проявлять безоценочное восприятие Другого; сообщать информацию о себе по типу Я-высказывания.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками прима и подачи обратной связи; активного слушания; четко доносить собственную позицию по типу Я-высказывания; навыками наблюдения за поведением ведущего тренинга в процессе работы; навыками соотношения целей и задач тренинга с формами работы в группе; невербальными средствами для установления контакта в процессе общения; способами взаимодействия в группе.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Ознакомление.
1.1. Знакомство с правилами работы в группе тренинга. Практические 1 1 ПК-3, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Понятие обратной связи, правила подачи и восприятия обратной связи. Практические 1 1 ПК-3, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Определение общегрупповой цели. Практические 1 1 ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.4. Правила подачи и восприятия обратной связи. Практические 1 1 ПК-3, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.5. Основные принципы, цели и задачи психологического тренинга Сам. работа 1 8 ПК-3, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Межличностное общение.
2.1. Вербальные и невербальные средства общения. Практические 1 4 ПК-3, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Эффективная самопрезентация. Практические 1 2 ОК-7, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Трудности выступления перед аудиторией. Практические 1 2 ОК-7, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.4. Общение в процессе тренинговой работы Сам. работа 1 10 ОК-7, ПК-3, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Внутригрупповые процессы.
3.1. Осознание каждым участником собственного положения и функций в учебной группе. Практические 1 4 ОК-7, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.2. Конфликтные ситуации в группе. Практические 1 4 ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.3. Командообразование. Практические 1 6 ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.4. Групповая сплоченность Сам. работа 1 8 ПК-3, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Развитие рефлексивности.
4.1. Осознание собственных ощущений, чувств, мыслей в различных ситуациях группового взаимодействия. Практические 1 4 ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.2. Анализ личностных и групповых изменений. Практические 1 4 ОК-7, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.3. Соотнесение целей и результатов тренинга. Практические 1 2 ОК-7, ПК-3, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.4. Тренинг как метод воздействия Сам. работа 1 10 ПК-3, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Левкин В. Е. Социально-психологический тренинг для психолога: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М. В. Шамардина, И. А. Ральникова Самореализация в контексте личностного роста: социально-психологический тренинг общения [Электронный ресурс]: монография АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л2.2 Ефимова Наталия Сергеевна Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие ФОРУМ, 2018 znanium.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 – университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 – электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение всех занятий, поскольку они будут проходить в форме тренинга. После второго занятия тренинговая группа считается закрытой и студенты не посещавшие занятия будут готовиться к сдаче зачета самостоятельно по предложенным вопросам.
2. При подготовке к практическим занятиям следует знакомиться с предложенной литературой, а также осуществлять наблюдение за своими психическими состояниями, способом взаимодействия в разных социальных ситуациях.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий а именно: в экспериментировании, проигрывании игровых ситуаций с последующим их анализом, тренинговых упражнениях, в самонаблюдении.
4. В процессе участия в практических занятиях необходимо вести дневник, в котором фиксируются основные изменения эмоционального состояния при выполнении и обсуждении различного рода упражнений.
5. Условиями допуска к зачету по дисциплине являются обязательное посещение практических занятий, или самостоятельная подготовка по вопросам к зачету, а также ведение дневника самонаблюдений, написание эссе.