МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Рисунок

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.03. Искусство костюма и текстиля
ПрофильДизайн костюма и текстиля
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость13 ЗЕТ
Учебный план54_03_03_ДКиТ-1-2019
Часов по учебному плану 468
в том числе:
аудиторные занятия 180
самостоятельная работа 261
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
зачеты: 2, 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 17,329999923706 22 17 21,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 2 2 0 0 0 0 0 0 2 2
Практические 52 52 90 90 18 18 18 18 178 178
Сам. работа 54 54 54 54 54 54 99 99 261 261
Часы на контроль 0 0 0 0 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 144 144 72 72 144 144 468 468

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, доцент, Гречнева Н.В.

Рецензент(ы):
кандидат искусствоведения, доцент, Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Рисунок

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.03 Искусство коcтюма и текстиля (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 25.05.2016 № 624)

составлена на основании учебного плана:
54.03.03 Искусство костюма и текстиля
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 29.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
кандидат искусствоведения, доцент Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 29.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой кандидат искусствоведения, доцент Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины « Рисунок» является формирование средств и приёмов при создании художественного образа, являющегося специфической формой отражения объективной действительности в изобразительном искусстве и повышения профессионального качественного уровня учебных работ студентов.
Задачи:
-обучить законам изобразительной грамоты;
-обучить законам линейно - воздушной перспективы;
-изучить техники тонального и линейного рисунка;
-научить применть техники и технологии изобразительных материалов;
-научить фактурному изображению и методу рисунка по памяти.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью применять методы теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности
ПК-4 способностью формулировать цели и задачи художественного проекта, к выявлению приоритетов в решении задач с учетом эстетических, этических и иных аспектов деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические и методологические основы исследования, понятие «художественный проект»;
основные эстетические категории художественного проекта, основые законы композиции худножественного проекта.
3.2.Уметь:
3.2.1.реферировать современную научную литературу по специальности, анализировать с применением современных теоретических подходов закономерности создания художественного проекта, рисовать с натуры, по памяти, по представлению и воображению объекты реальной действительности (натюрморт,интерьер, пейзаж;рисовать животных и птиц, передавая их характеристику и повадки; рисовать человека с передачей портретной характеристики; изображать человека в различных ракурсах и движениях в заданной среде;выполнять рисунки различной продолжительности; правильно и выразительно компоновать изображения;передавать графическими средствами объем, фактуру, текстуру материалов изображаемых объектов; графическими средствами проводить декоративную стилизацию реалистических изображений.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.современными методами художественного проектирования,основными методами и приемами графического изображения, навыками ведения длительной работы над художественным проектом,
различными графическими техниками создания художественного проекта.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Линейная и воздушная перспектива
1.1. Законы линейной и воздушной персспективы. Точка схода. Лекции 1 2 ПК-4 Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.2. Рисование плоскостных предметов с применением воздушной и линейной перспективы Практические 1 2 ПК-4 Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.3. Линейно – конструктивное построение гипсового куба, цилиндра, конуса и шара Практические 1 6 ПК-4 Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.4. Линейно – конструктивное построение 2-3 бытовых предметов, имеющих в основе конструкции формы геометрические тела (коробка, бидон, яйцо) Практические 1 6 ПК-4 Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.5. Зарисовки интерьера комнаты Сам. работа 1 8 ОПК-1, ПК-4 Л3.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Зарисовки интерьера мягкими материалами (соус, сангина) Сам. работа 1 8 ОПК-1, ПК-4 Л3.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.7. Рисование предметов быта, имеющих в основе конструкции формы геометрические тела (молоток, кастрюля и т.д.) Сам. работа 1 8 ОПК-1, ПК-4 Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Конструкция предмета и светотоновые отношения
2.1. Понятия «свет», «полусвет», «полутень, «собственная и падающая тень», «блик», «рефлекс». Принципы построения теней. Линейно – конструктивное построение 2 – 3 геометрических предметов с введением тона Практические 1 6 ОПК-1, ПК-4 Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.2. Рисование предметов быта простой формы с тоновой проработкой (кружка, ваза для цветов и т.д.) Сам. работа 1 6 ОПК-1, ПК-4 Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.3. Рисунок натюрморта состоящего из гипсовых тел. Практические 1 8 ОПК-1, ПК-4 Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.4. Рисунок гипсового орнамента. Светотеневая моделировка объема. Практические 1 8 ОПК-1, ПК-4 Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.5. Зарисовки орнаментальных элементов несложной формы с лёгкой тоновой проработкой (архитектурные элементы: домовая, прорезная резьба, часть окна, карниз и т.д.). Сам. работа 1 12 ОПК-1, ПК-4 Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Рисование натюрморта
3.1. Этапы работы над натюрмортом. Рисунок натюрморта с двумя бытовыми предметами, гипсовым орнаментом и драпировкой Практические 1 8 ОПК-1, ПК-4 Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.2. Зарисовки натюрмортов с разнохарактерными предметам по форме и фактуре Сам. работа 1 12 ОПК-1, ПК-4 Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.3. Натюрморт с гипсовым орнаментом, стеклянной посудой и керамической кружкой. Передача материальности разнохарактерных предметов Практические 1 8 ОПК-1, ПК-4 Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.4. Зарисовки несложных натюрмортов из 2 – 3 предметов с тоновой проработкой Сам. работа 2 14 ОПК-1, ПК-4 Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.5. Натюрморт с гипсовым орнаментом, чучелом птицы и драпировкой Практические 2 12 ОПК-1, ПК-4 Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.6. Сюжетно-тематический натюрморт с атрибутами искусства Практические 2 18 ОПК-1, ПК-4 Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.7. Сюжетно-тематический натюрморт "Чаепитие" Практические 2 18 ОПК-1, ПК-4 Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.8. Зарисовки предметов быта разных по форме и материальности (стеклянный кувшин и т.д.) Сам. работа 2 20 ОПК-1, ПК-4 Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.9. Тематический натюрморт с элементами интерьера Практические 2 20 ОПК-1, ПК-4 Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.10. Зарисовки предметов быта разных по форме и материальности (плетёная корзина и т.д.) Сам. работа 2 20 ОПК-1, ПК-4 Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.11. Сложный тематический натюрморт, объеденённый общей темой в конр - ажуре. Практические 2 22 ОПК-1, ПК-4 Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Рисунок головы человека
4.1. Рисунок черепа в двух ракурсах с лёгкой тоновой проработкой Практические 3 4 ОПК-1, ПК-4 Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.2. Наброски и зарисовки головы человека в простом ракурсе Сам. работа 3 12 ОПК-1, ПК-4 Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.3. Наброски головы человека в сложном ракурсе Сам. работа 3 16
4.4. Рисунок гипсовых слепков деталей головы классического образа: (нос, рот, глаз, ухо) Практические 3 4 ОПК-1, ПК-4 Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.5. Конструктивный рисунок гипсовой слепка с головы античной скульптуры в разных ракурсах Практические 3 4 ОПК-1, ПК-4 Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.6. Рисунок женской головы с задачей образного решения изображения Практические 3 6 ОПК-1, ПК-4 Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.7. Преобразование портрета – реалистического изображения в декоративную форму Сам. работа 3 26 ОПК-1, ПК-4 Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.8. Зачет 3 0 ОПК-1, ПК-4 Л3.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Рисунок фигуры человека
5.1. Зарисовка гипсового слепка стопы и кисти Практические 4 6 ОПК-1, ПК-4 Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.2. Конструктивная зарисовка женской полуфигуры с руками Практические 4 6 ОПК-1, ПК-4 Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.3. Конструктивная зарисовка женской фигуры Практические 4 6 ОПК-1, ПК-4 Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.4. Преобразование женской фигуры - реалистического изображения в декоративную форму Сам. работа 4 16 ОПК-1, ПК-4 Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.5. Преобразование мужской фигуры -реалистического изображения в условно-стилизованную форму Сам. работа 4 16 ОПК-1, ПК-4 Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.6. Зарисовки мужской фигуры в разных ракурсах Сам. работа 4 15 ОПК-1, ПК-4 Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.7. Зарисовки женской фигуры в разных ракурсах Сам. работа 4 8 ОПК-1, ПК-4 Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.8. Конструктивные зарисовок кистей рук Сам. работа 4 8 ОПК-1, ПК-4 Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.9. Тональные рисунки кистей рук Сам. работа 4 8 ОПК-1, ПК-4 Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.10. Зарисовки стопы Сам. работа 4 8 ОПК-1, ПК-4 Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.11. Рисунки фигуры человека в интерьере Сам. работа 4 10 ОПК-1, ПК-4 Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.12. Зарисовки фигуры человека в экстерьере Сам. работа 4 10 ОПК-1, ПК-4 Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.13. Экзамен 4 27 ОПК-1, ПК-4 Л3.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Казарин Сергей Николаевич Академический рисунок: учебное наглядное пособие Кемеровский государственный институт культуры, 2017 biblioclub.ru
Л1.2 Мациевский Д. Е. От линии до пространственной структуры: учебное пособие: учеб. пособие Издательство Орловского филиала РАНХиГС, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бесчастнов, Н.П. Сюжетная графика : учебное пособие Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Киселева Н.Е. Рисунок: учебное пособие АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/4358
Л3.2 Гречнева Н. В. Рисунок: программа для студентов очной формы обучения, спец.: "Художественное проектирование костюма" – 071501.65 Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российская государственная библиотека по искусству liart.ru
Э2 Онлайн-доступ к экспонатам из 1200 музеев, галерей и других организаций в 70 странах artsandculture.google.com
Э3 Музеи России www.museum.ru
Э4 Курс на образовательном портале АлтГУ в Moodle "Рисунок для ХПК" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
25Д склад (натюрмортный фонд) - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи с оборудованием и инструментами
27Д класс рисунка и живописи - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стеллажи для хранения натюрмортного фонда; голова Апполона; столик для натюрморта; глаз; глаз большой (гипсовая модель); голова Сократа АР-512; горка выставка; деталь губы малые; глаз большой (гипсовая модель); деталь губы малые АР-512; деталь губы малые АР - 512; кисть женская АР-341; кистьруки большая; конус; мольберт; конус АР-106; конус АР-101; куб большой; куб малый; мольберт 4-х ножный складной со съемным планшетом; натюрмортный столик; нос Давида АР-375; обрубовка черепа АР-497; орнамент №22 "Трилистник" АР-2122; орнамент №28 "Ветка винограда" АР-2128; орнамент №32 "ветка яблони"; орнамент 19 АР-2119; пирамида малая; орнамент №33 "ветка лотоса" (выпуклая) АР-2133; орнамент №6 "Лист клена" АР-2106; орнамент №7 АР-2107; цилиндр малый; рот; орнамент №9 "ветка лотоса" (вогнутая); пирамида АР-107; призма АР-105; стопа натуральная АР-331; трилистник большой; череп анатомический АР-497; шар большой; цилиндр АР-102; цилиндр малый; череп; череп анатомический АР-497; череп женский; череп мужской; череп обрубовка АР-496; череп обрубовочный; шар АР-103; шар большой

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Процесс изучения дисциплины "Рисунок" осуществляется поэтапно – «от простого к сложному» в течение четырех семестров, начиная с построения простых геометрических фигур и заканчивая рисованием фигуры человека. Специфика методики изучения данной дисциплины заключается в том, что теоретический материал изучается не только в процессе лекционных, но и практических занятий.
Обучение рисунку сопровождается выполнением самостоятельных (домашних) работ. Самостоятельные работы представляют собой – наброски и зарисовки по текущим разделам и темам, и также преобразование учебных реалистических постановок в условно – декоративное изображение, что, безусловно, способствует развитию образно - творческого мышления будущих дизайнеров.
Для того чтобы закрепить полученные на практических занятиях знания, умения, навыки, студенты должны как можно больше самостоятельно рисовать. Это могут быть быстрые наброски, более продолжительные зарисовки и длительные работы. Также для того, чтобы изображения предметов было приближено к реальности необходимо развивать умение наблюдать и анализировать окружающий мир, природу, объекты.
При обучении рисунку необходимо изучить все виды графических материалов, таких как тушь, карандаш, сангина, соус и т.д., и технику работы ими.
Во время выполнения самостоятельной работы студенты закрепляют и развивают навыки графических техник, композиционного решения орнамента, полученные на аудиторных занятиях, выполняя зарисовки с натуры, а также используя элементы стилизации и декоративно-графического решения. Наброски и зарисовки с натуры, этюды и композиционные поиски с использованием различных материалов являются важнейшим условием подготовки будущего дизайнера. Студенты должны на основе выполненных с натуры зарисовок, используя элементы стилизации и декоративно – графического решения разработать выразительные композиции.
Для выполнения преобразований реалистического изображения в условно – плоскостное необходимо делать множество эскизов и поисков, как в тоновом решении, так и в цвете, чтобы выбрать наиболее удачный вариант. Преобразования выполняются на планшете, обтянутом бумагой. Работа должна быть выполнена аккуратно.
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме.

Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- выполнение самостоятельных работ.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств.Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
- четкое и системное планирование самостоятельной работы;
- поиск необходимой учебной и научной информации;
- освоение собственной информации и ее логическая переработка;
- выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
- проведение самоанализа и самоконтроля
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
- ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
- работу со словарями и справочниками;
- овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками;
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде;
- использование компьютерной техники, интернета и др.