Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 37.05.02. специальность Психология служебной деятельности |
Специализация | Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 37_05_02_ПСД-5-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 36 | 36 | 36 | 36 |
Сам. работа | 36 | 36 | 36 | 36 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова И.А., к.псх.н., доцент
1.1. | Целями освоения дисциплины «Психологический тренинг общения» является психологическое сопровождение профессионального становления студентов-психологов на первом этапе обучения; установление психологического контакта между студентами и между преподавателем и студентами; помощь в преодолении разнообразных психологических барьеров, возникающих в процессе взаимодействия; формирование у студентов позиции сотрудничества во внутригрупповом взаимодействии; повышение компетентности в общении. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-3 | способностью описывать структуру деятельности специалиста в рамках определенной сферы, прогнозировать, анализировать и оценивать психологические условия профессиональной деятельности |
ПК-10 | способностью разрабатывать и использовать средства воздействия на межличностные и межгрупповые отношения и на отношения субъекта с реальным миром |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | понятия обратной связи; правилах подачи и восприятия обратной связи; понятие активного слушания, различия между понятиями слышания и слушания; понятие «профессионально важные качества психолога-ведущего тренинга», «психологический тренинг»; функции ведущего тренинга; стили ведения тренинга; формы тренинговой работы понятия эмпатии, правила работы в группе тренинга. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | давать и принимать обратную связь; самопрезентировать собственную личность в разных коммуникативных ситуациях; выделять профессионально важные качества психолога-ведущего тренинга; оценивать степень эффективности ведущего при использовании разных стилей ведения тренинга; активно выслушивать партнера по общению; проявлять безоценочное восприятие Другого; сообщать информацию о себе по типу Я-высказывания. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками прима и подачи обратной связи; активного слушания; четко доносить собственную позицию по типу Я-высказывания; навыками наблюдения за поведением ведущего тренинга в процессе работы; навыками соотношения целей и задач тренинга с формами работы в группе; невербальными средствами для установления контакта в процессе общения; способами взаимодействия в группе. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Ознакомление. | ||||||
1.1. | Знакомство с правилами работы в группе тренинга. | Практические | 1 | 1 | ПК-3, ПК-10 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.2. | Понятие обратной связи, правила подачи и восприятия обратной связи. | Практические | 1 | 1 | ПК-3, ПК-10 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.3. | Определение общегрупповой цели. | Практические | 1 | 1 | ПК-10 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.4. | Правила подачи и восприятия обратной связи. | Практические | 1 | 1 | ПК-3, ПК-10 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.5. | Основные принципы, цели и задачи психологического тренинга | Сам. работа | 1 | 8 | ПК-3, ПК-10 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 2. Межличностное общение. | ||||||
2.1. | Вербальные и невербальные средства общения. | Практические | 1 | 4 | ПК-3, ПК-10 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.2. | Эффективная самопрезентация. | Практические | 1 | 2 | ПК-10 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.3. | Трудности выступления перед аудиторией. | Практические | 1 | 2 | ПК-10 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.4. | Общение в процессе тренинговой работы | Сам. работа | 1 | 10 | ПК-3, ПК-10 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 3. Внутригрупповые процессы. | ||||||
3.1. | Осознание каждым участником собственного положения и функций в учебной группе. | Практические | 1 | 4 | ПК-10 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
3.2. | Конфликтные ситуации в группе. | Практические | 1 | 4 | ПК-10 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
3.3. | Командообразование. | Практические | 1 | 6 | ПК-10 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
3.4. | Групповая сплоченность | Сам. работа | 1 | 8 | ПК-3, ПК-10 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 4. Развитие рефлексивности. | ||||||
4.1. | Осознание собственных ощущений, чувств, мыслей в различных ситуациях группового взаимодействия. | Практические | 1 | 4 | ПК-10 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
4.2. | Анализ личностных и групповых изменений. | Практические | 1 | 4 | ПК-10 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
4.3. | Соотнесение целей и результатов тренинга. | Практические | 1 | 2 | ПК-3, ПК-10 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
4.4. | Тренинг как метод воздействия | Сам. работа | 1 | 10 | ПК-3, ПК-10 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Левкин В. Е. | Социально-психологический тренинг для психолога: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Директ-Медиа, 2016 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | М. В. Шамардина, И. А. Ральникова | Самореализация в контексте личностного роста: социально-психологический тренинг общения [Электронный ресурс]: монография | АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Ефимова Наталия Сергеевна | Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие | ФОРУМ, 2018 | znanium.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | – университетская библиотека on-line. | www.biblioclub.ru | ||
Э2 | – электронно-библиотечная система издательства «Лань». | e.lanbook.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется: 1. Обязательное посещение всех занятий, поскольку они будут проходить в форме тренинга. После второго занятия тренинговая группа считается закрытой и студенты не посещавшие занятия будут готовиться к сдаче зачета самостоятельно по предложенным вопросам. 2. При подготовке к практическим занятиям следует знакомиться с предложенной литературой, а также осуществлять наблюдение за своими психическими состояниями, способом взаимодействия в разных социальных ситуациях. 3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий а именно: в экспериментировании, проигрывании игровых ситуаций с последующим их анализом, тренинговых упражнениях, в самонаблюдении. 4. В процессе участия в практических занятиях необходимо вести дневник, в котором фиксируются основные изменения эмоционального состояния при выполнении и обсуждении различного рода упражнений. 5. Условиями допуска к зачету по дисциплине являются обязательное посещение практических занятий, или самостоятельная подготовка по вопросам к зачету, а также ведение дневника самонаблюдений, написание эссе. |