МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление речевыми коммуникациями

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.03.01. Филология
ПрофильОтечественная филология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план45_03_01_ОФ-2-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 42
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 42 42 42 42
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Качесова И.Ю.

Рецензент(ы):
д.ф.н., проф., Чернышова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Управление речевыми коммуникациями

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 45.03.01 Филология (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 947 от «7» августа 2014 г.

составлена на основании учебного плана:
45.03.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор Т.В. Чернышова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Т.В. Чернышова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Определить управление как эффективный инструмент построения речевых коммуникаций: исследовать управление как функцию языка, описать управленческую коммуникацию в деловом и профессиональном контексте, рассмотреть разные виды управления и управленческие школы

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 свободное владение основным изучаемым языком в его литературной форме, базовыми методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на данном языке
ПК-4 владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности деловой и профессиональной коммуникаций;
основные принципы и сферы управленческой коммуникации.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать компоненты, составляющие модели деловой и профессиональной коммуникации;
анализировать речевую коммуникации в контексте управленческой задачи.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основными моделями деловой и профессиональной коммуникации;
навыками выработки управленческого решения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Управленческий дискурс: сущностные характеристики
1.1. Методологическая база описания управленческого дискурса. Практические 3 2 ОПК-5, ПК-4 Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.2. Системность управленческого дискурса, его место в дискурсивной парадигме, характеристики. Практические 3 2 ОПК-5, ПК-4 Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.3. Понятие управленческого дискурса как филологического феномена. Практические 3 2 ОПК-5, ПК-4 Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.4. Управленческий дискурс: сущностные характеристики Сам. работа 3 10 ОПК-5, ПК-4 Л2.2, Л2.3, Л1.1
Раздел 2. Дискурсивная управленческая модель: структура и функционирование
2.1. Управленческий дискурс как явление множественности аспектов и как единое образование. Практические 3 2 ОПК-5, ПК-4 Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.2. Структура управленческой модели. Практические 3 4 ОПК-5, ПК-4 Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.3. Дискурсивная управленческая модель: структура и функционирование Сам. работа 3 10 ОПК-5, ПК-4 Л2.2, Л2.3, Л1.1
Раздел 3. Моделирование управленческого дискурса
3.1. Модель деятельности в управлении речевыми коммуникациями. Практические 3 2 ОПК-5, ПК-4 Л2.2, Л2.3, Л1.1
3.2. Анализ управленческого дискурса. Практические 3 2 ОПК-5, ПК-4 Л2.2, Л2.3, Л1.1
3.3. Ситуативность и способы реализации ситуативной модели. Практические 3 2 ОПК-5, ПК-4 Л2.2, Л2.3, Л1.1
3.4. Разработка методики анализа управленческого дискурса. Практические 3 2 ОПК-5, ПК-4 Л2.2, Л2.3, Л1.1
3.5. Разработка методики анализа управленческого дискурса на материале текстов. Практические 3 2 ОПК-5, ПК-4 Л2.2, Л2.3, Л1.1
3.6. Способы реализации дискурсивной управленческой модели. Практические 3 2 ОПК-5, ПК-4 Л2.2, Л2.3, Л1.1
3.7. Моделирование управленческого дискурса Сам. работа 3 10 ОПК-5, ПК-4 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Реализация процесса управления в текстах
4.1. Понятие управленческого текста. Практические 3 2 ОПК-5, ПК-4 Л2.2, Л2.3, Л1.1
4.2. Особенности порождения текста в управлении, модель порождения текста в управленческой коммуникации. Практические 3 2 ОПК-5, ПК-4 Л2.2, Л2.3, Л1.1
4.3. Компоненты модели и способы их реализации в зависимости от ситуации управления. Практические 3 2 ОПК-5, ПК-4 Л2.2, Л2.3, Л1.1
4.4. Реализация процесса управления в текстах Сам. работа 3 12 ОПК-5, ПК-4 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

см. прикрепленный файл
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)

см. прикрепленный файл
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. прикрепленный файл

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: учебное пособие М.:"Флинта" - https://e.lanbook.com/book/44281, 2013 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ричард Дафт Менеджмент: учебное пособие СПб.: Питер, 2013
Л2.2 Кашкин В. Б. Основы теории коммуникации: краткий курс М.: АСТ, [2007]
Л2.3 Шарков Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации: учебник М. : Дашков и Ко//ЭБС "Университетская библиотека он-лайн"2017, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=255819
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Справочно-информационный портал «Грамота.ру» www.gramota.ru
Э2 Российская коммуникативная ассоциация (РКА) www.russcomm.ru
Э3 Национальный корпус русского языка www.ruscorpora.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
6.4. Перечень информационных справочных систем

Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В билет включено два вопроса. На подготовку ответа студенту отводится 40 минут. Зачет проводится в устной форме. За ответ на каждый вопрос студент может получить максимально 50 баллов. Максимальное количество баллов - 100. Для получения "зачтено", студенту нужно набрать от 51 балла. Допуск к зачету осуществляется после сдачи на положительную оценку реферата.