МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Материаловедение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.03. Искусство костюма и текстиля
ПрофильХудожественное проектирование костюма
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планv54_03_03-ХПКпр-235-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 23
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 23 23 23 23
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
доцент, Бацына О.А.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Материаловедение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.03 Искусство коcтюма и текстиля (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 25.05.2016 № 624)

составлена на основании учебного плана:
54.03.03 Искусство костюма и текстиля
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.04.2018 г. № 7
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.04.2018 г. № 7
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование целостного представления о текстильных материалах, используемых в производстве швейных изделий. Знакомство с основами материаловедения, с основными технологическими процессами текстильного производства, с методами исследования текстильных материалов и принципами составления нормативно-технологической документации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 Способность формулировать цели и задачи художественного проекта, к выявлению приоритетов в решении задач с учетом эстетических, этических и иных аспектов деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные параметры и свойства волокон, применяемых в текстильной промышленности;
классификацию ткацких переплетений, процесс их получения и свойства, которые они придают ткани;
процессы технологической отделки тканей, ее особенности в зависимости от волокнистого состава ткани и свойства, которые придает ткани та или иная отделка;
ассортимент современных тканей и материалов для изготовления швейных изделий;
3.2.Уметь:
3.2.1.определять волокнистый состав и структуру текстильного материала, тип ткацкого переплетения;
подбирать технологические режимы обработки материала в соответствии с его текстильными характеристиками;
определять по внешнему виду лицевую и изнаночную сторону ткани, направление нити основы, утка и другие параметры;
осуществлять подбор тканей и материалов необходимых для изготовления швейных изделий и составлять конфекционную карту материалов;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.определения волокнистого состава материала;
проведения исследования свойств текстильных волокон и текстильных материалов;
принципами конфекционирования текстильных материалов;
составления конфекционной карты как части проектной документации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Текстильные волокна
1.1. Общие сведения о волокнах. Классификация текстильных волокон. Лекции 2 1 ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Получение, строение, свойства волокон. Методы определения волокнисого состава тканей. Практические 2 1 ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Проработка конспекта лекций и литературы. Подготовка к практическим занятиям. Сам. работа 2 3 ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Основы прядильного производства
2.1. Общая схема процесса прядильного производства. Системы прядения: гребенная, кардная, аппаратная. Структура и свойства пряжи и нитей. Виды текстильных пряжи и нитей. Классификация текстильных пряжи и нитей. Пороки текстильных пряжи и нитей. Классификация швейных ниток и основные показатели их характеристики. Ассортимент швейных ниток. Лекции 2 1 ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Классификация швейных ниток и основные показатели их характеристики. Ассортимент швейных ниток. Практические 2 1 ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Структура и свойства пряжи и нитей. Виды текстильных пряжи и нитей. Классификация текстильных пряжи и нитей. Пороки текстильных пряжи и нитей. Практические 2 1 ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Проработка конспекта лекций и литературы. Подготовка к практическим занятиям. Сам. работа 2 3 ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Основы ткацкого и отделочного производства
3.1. Ткацкое производство. Подготовка основы и утка к ткацкому производству. Устройство и работа ткацкого станка. Пороки ткацкого производства. Процессы отделки тканей. Лекции 2 1 ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Заключительная отделка. Специальные виды отделок и их влияние на свойства тканей. Практические 2 1 ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Подготовка материалов к крашению и печатанию. Крашение и печатание. Современные виды красителей и способы печати. Пороки красильного производства и образованные при печати рисунка тканей. Практические 2 1 ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.4. Проработка конспекта лекций и литературы. Подготовка к практическим занятиям. Сам. работа 2 3 ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Строение, характеристика и свойства тканей
4.1. Ткацкие переплетения. Классификация ткацких переплетений. Главные, мелкоузорчатые, сложные и крупноузорчатые переплетения тканей. Определение ткацких переплетений. Практические 2 1 ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Характеристики строения тканей. Структура лицевой и изнаночной сторон тканей. Определение лицевой и изнаночной поверхности ткани. Направление нитей основы в тканях. Признаки определения нитей основы и утка в тканях. Определение нитей основы и утка в тканях. Практические 2 1 ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.3. Свойства тканей. Физические свойства текстильных материалов. Механические свойства текстильных материалов. Гигиенические свойства. Оптические свойства текстильных материалов. Геометрические свойства. Технологические свойства тканей. Практические 2 1 ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.4. Проработка конспекта лекций и литературы. Подготовка к практическим занятиям. Сам. работа 2 3 ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Ассортимент тканей
5.1. Стандартизация тканей. Артикул ткани. Торговый прейскурант. Классификация тканей по волокнистому составу, по назначению. Лекции 2 1 ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.2. Классификация и ассортимент основных материалов, используемых для производства одежды. Ассортимент бельевых материалов. Ассортимент сорочечных материалов. Ассортимент платьевых материалов. Ассортимент костюмных материалов. Ассортимент пальтовых материалов. Ассортимент плащевых и курточных материалов. Практические 2 3 ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.3. Проработка конспекта лекций и литературы. Подготовка к практическим занятиям. Сам. работа 2 3 ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Трикотажные полотна, нетканые и комплексные материалы. Натуральные, искусственные мех и кожа
6.1. Основовязальные и поперечновязальные трикотажные полотна. Одинарные и двойные трикотажные полотна. Классификация трикотажных переплетений. Ассортимент трикотажных полотен. Практические 2 1 ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1
6.2. Нетканые материалы. Способы производства нетканых материалов. Классификация нетканых материалов по способу получения. Область применения. Ассортимент и свойства нетканых материалов для одежды. Практические 2 1 ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1
6.3. Натуральный и искусственный мех, натуральная и искусственная кожа и пленочные материалы. Свойства натурального и искусственного меха и кожи. Основные виды меховых полуфабрикатов. Практические 2 1 ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1
6.4. Комплексные материалы для одежды. Основные виды комплексных материалов. Свойства комплексных материалов. Ассортимент и свойства комплексных материалов для одежды. Практические 2 1 ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1
6.5. Проработка конспекта лекций и литературы. Подготовка к практическим занятиям. Сам. работа 2 3 ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 7. Вспомогательные материалы и фурнитура
7.1. Ассортимент прокладочных материалов. Ассортимент подкладочных материалов.Ассортимент и характеристика утепляющих материалов (вата, ватин, клееные объемные полотна, поролон). Инновационные утепляющие материалы. Практические 2 1 ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1
7.2. Ассортимент отделочных материалов для одежды. Ассортимент скрепляющих материалов для одежды и фурнитуры. Практические 2 1 ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1
7.3. Проработка конспекта лекций и литературы. Подготовка к практическим занятиям. Сам. работа 2 3 ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 8. Конфекционирование материалов
8.1. Понятие «конфекционирование». Принципы конфекционирования. Конфекционная карта как часть нормативно-технической документации. Основные этапы конфекционирования. Основные требования к конфекционированию пакета материалов на изделие. Требования, предъявляемые к текстильным материалам и фурнитуре. Маркировка текстильных изделий. Способы ухода за текстильными изделиями. Практические 2 1 ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1
8.2. Проработка конспекта лекций и литературы. Подготовка к практическим занятиям. Сам. работа 2 2 ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1
8.3. Экзамен 2 27 ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и итоговой аттестации. см. Приложение.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Красина, И.В. Химическая технология текстильных материалов: Казань : Издательство КНИТУ, biblioclub.ru
Л1.2 Цветкова Н. Н. Текстильное материаловедение: Санкт-Петербург : Издательство «СПбКО», 2011 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Томина, Т.А. Выбор материалов для изготовления швейного изделия: Оренбург : ОГУ, 2013 biblioclub.ru
Л2.2 Миненко Л.В. Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы в структуре традиционной культуры России и художественные промыслы Западной Сибири: Учебное пособие Кемерово: Кем ГУКИ //ЭБС "Университетская библиотека online", 2006 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Официальный сайт Центрального научно-исследовательского института швейной промышленности www.cniishp.ru
Э2 Информационно-аналитический портал текстильной отрасли www.ivtextile.ru
Э3 Информационный портал легкой промышленности www.legprominfo.ru
Э4 Официальный сайт ОАО Рослегпром www.roslegprom.ru
Э5 Портал легкой промышленности legport.ru
Э6 Официальный сайт журнала «Легкая промышленность. Курьер» www.lp-magazine.ru
Э7 MOODLE Материаловедение portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.