МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Специализированные базы данных в сети Интернет и проблема электронной каталогизации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки50.04.03. История искусств
ПрофильИстория отечественного искусства (история архитектуры, изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства)
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz50_04_03_ИИ-23-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 75
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 75 75 75 75
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.иск., проф., Ю.А. Крейдун

Рецензент(ы):
д.иск., декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Специализированные базы данных в сети Интернет и проблема электронной каталогизации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению поготовки 50.04.03 История искусств (уровень магистратуры) (Приказ Минобрнауки России от 03.12.2015 г. № 1404)

составлена на основании учебного плана:
50.04.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.иск., декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.иск., декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины является теоретическое освоение обучающимися сведений о специализированных баз данных в области искусствознания, необходимых для понимания их роли в профессиональной деятельности; способности к восприятию и систематизации информации, постановке цели и выбору путей её достижения; освоения основных методов каталогизации, применяемых в решении профессиональных задач и научно-исследовательской деятельности.

Для достижения цели ставятся задачи:
получить представление о роли специализированных баз данных в профессиональной деятельности;
изучить необходимый понятийный аппарат дисциплины;
сформировать умение выделять структуру массивов данных в области искусствоведения;
сформировать умение составлять формировать каталоги , в том числе с использованием стандартных офисных компьютерных программ;
получить представление о существующих профессиональных музейных, библиотечных, исторических и иных базах данных.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 способностью использовать в исследованиях по истории искусства тематические сетевые ресурсы, базы данных, информационно-поисковые системы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятие о модели данных; технологические принципы работы и материальную базу сети Интернет (на качественном уровне); примеры баз данных в области культурного наследия России (Госкаталог, КАМИС и другие); положительный и отрицательный опыт Интернет-каталогизации в области музейного дела; примеры создания электронных экспозиций.
3.2.Уметь:
3.2.1.самостоятельно работать с учебной, справочной и учебно-методической литературой; отбирать и систематизировать сведения об объектах культуры и искусства, составлять структуру специализированных баз данных и каталогов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками поиска и выявления структуры специализированных баз данных и каталогов в сети Интернет для осуществления научно-исследовательской работы

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Проблемы Интернет-каталогизации
1.1. Интернет в сфере культуры России Лекции 1 4 ПК-4 Л1.1, Л2.2
1.2. Интернет и интеграция информационных ресурсов в современном мире Практические 1 2 ПК-4 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Проблемы российской мультимедийной индустрии Практические 1 2 ПК-4 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.4. Поиск и изучения структуры и контента специализированных баз данных искусствоведческой направленности в сети Интернет Сам. работа 1 12 ПК-4 Л1.1, Л2.1
1.5. Ознакомление с электронными экспозициями, включая 3D, в сети Интернет Лекции 1 4 ПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Теоретические вопросы Интернет-каталогизации
2.1. Теория информационных систем и баз данных Лекции 1 2 ПК-4 Л1.1, Л2.1
2.2. Принципы каталогизации в области искусствознания Практические 1 2 ПК-4 Л1.1, Л2.2
2.3. Представление структуры авторской базы данных (каталога) по теме научно-исследовательской работы Практические 1 2 ПК-4 Л1.1, Л2.2
2.4. Освоение навыков работы в стандартных приложениях ПК Сам. работа 1 16 ПК-4 Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Прикладные вопросы создания баз данных
3.1. Музей как информационная система Лекции 1 2 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Интернет-каталогизация учреждений культуры: положительный и отрицательный опыт Практические 1 2 ПК-4 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.3. Поиск и отбор объектов каталогизации Сам. работа 1 12 ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.4. Разработка структуры авторского каталога Сам. работа 1 18 ПК-4 Л1.1, Л2.2
3.5. Конвертация базы данных в одно из компьютерных приложений Сам. работа 1 17 ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.6. Презентация авторской базы данных (каталога) Практические 1 2 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.7. Экзамен 1 9 ПК-4 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Советов Б.Я., Цехановский В.В., Чертовской В.Д. Базы данных: теория и практика: учеб. для вузов М.: Юрайт, 2012 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Диков А.В. Интернет и Веб 2.0: Учебное пособие М.: Директ-Медиа // ЭБС "ONLINE", 2012 biblioclub.ru
Л2.2 Харрингтон, Д. Проектирование объектно ориентированных баз данных: уч.пособие ДМК Пресс// ЭБС Лань, 2007 e.lanbook.com
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Щербаков А.Ю. Интернет-аналитика. Поиск и оценка информации в web-ресурсах: практич. пособие М.: Книжный мир // ЭБС "ONLINE", 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Базы данных в сети Интернет www.e-reading.club
Э2 Internet и базы данных citforum.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25
207Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важным условием успешного освоения дисциплины является создание Вами системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине они произошли. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием Вашей успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками.
Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы.
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме/
Самостоятельная работа студента включает в себя:
-уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля;
-работу со словарями и справочниками;
-овладение понятийным аппаратом;
-самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса;
-выполнение практических графических художественно-творческих работ;
-учебно-исследовательская работа;
-использование компьютерной техники, интернета и др.