Закреплена за кафедрой | Кафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита |
---|---|
Направление подготовки | 38.05.01. специальность Экономическая безопасность |
Специализация | Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 38_05_01_ЭБ-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 5 (9) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 26 | 26 | 26 | 26 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита
Протокол от 16.04.2018 г. № 7
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор, Санникова Инна Николаевна
1.1. | Цель ее изучения заключается в овладении знаниями и навыками в области составления публикуемой бухгалтерской отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, а также в умении применять требования к раскрытию информации в финансовых отчетах. Задачи изучения дисциплины: - проблемы регулирования бухгалтерского учета на международном уровне; - порядок разработки и принятия международных стандартов финансовой отчетности; - принципы подготовки и представления финансовой отчетности; - качественные характеристики финансовой отчетности; - способы оценки элементов финансовой отчетности; - процесс признания в финансовой отчетности элементов; - порядок составления и представления финансовой отчетности |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07 |
ПК-2 | способностью обосновывать выбор методик расчета экономических показателей |
ПК-3 | способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитывать экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов |
ПК-6 | способностью осуществлять бухгалтерский, финансовый, оперативный, управленческий и статистические учеты хозяйствующих субъектов и применять методики и стандарты ведения бухгалтерского, налогового, бюджетного учетов, формирования и предоставления бухгалтерской, налоговой, бюджетной отчетности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | 1. методы расчета экономических показателей; 2. методы расчета социально-экономических пока-зателей; 3. критерии применимости результатов расчетов экономических и социально-экономических показа-телей 4. типовые методики расчета экономических пока-зателей; 5. типовые методики расчета социально-экономических показателей; 6. действующую нормативно – правовую базу 7.элементы метода бухгалтерского учета; 8. формы первичных учетных документов; 9. классификацию счетов бухгалтерского учета |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | 1. рассчитывать экономические показатели 2. рассчитывать социально-экономические показа-тели 3. интерпретировать полученные результаты расче-тов 4. оценивать экономические показатели деятельно-сти экономических субъектов 5. оценивать экономические показатели деятельно-сти 6. оценивать действующую нормативно – правовую базу 7.формировать первичные и сводные документы; 8. составлять учетные регистры, отражающие факты хозяйственной жизни, субъекта хозяйствования; 9. выбирать корреспондирующие счета |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | 1. навыками расчета экономических показателей; 2. навыками расчета социально-экономических по-казателей; 3.навыками анализа полученных расчетов показате-лей 4. навыками расчета экономических показателей на основе типовых методик; 5. навыками расчета социально-экономических по-казателей на основе типовых методик; 6.навыками анализа полученных расчетов показате-лей в соответствии с нормативно – правовой базой. 7.навыками формирования бухгалтерской (финансо-вой) отчетности; 8.навыками заполнения, налоговых деклараций; 9. навыками подготовки статистической отчетности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Роль и назначение международных стандартов финансовой отчетности. | ||||||
1.1. | Глобализация экономики как фактор ускорения процессов международной гармонизации бухгалтерского учета и финансовой отчетности. История создания международных стандартов финансовой отчетности. Международные организации, занимающиеся вопросами унификации учета (финансовой отчетности). Причины и условия их возникновения. МСФО и национальные стандарты. Применение МСФО в России. Преимущества использования единых международных стандартов. История создания комитета по МСФО. Совет по МСФО, его состав. Цели и приоритеты правления СМСФО, его основные органы. Порядок и принципы их формирования, основные задачи СМСФО. Порядок разработки и принятия международных стандартов финансовой отчетности, их правовой статус. Возможности для участия в разработке МСФО. Система стандартов GAAP. Основные различия в принципах учета отдельных видов активов, обязательств и капитала, уставленных в МСФО и GAAP, перспективы унификации этих двух систем. | Лекции | 9 | 1 | ПК-2, ПК-3, ПК-6 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3 |
1.2. | Глобализация экономики как фактор ускорения процессов международной гармонизации бухгалтерского учета и финансовой отчетности. История создания международных стандартов финансовой отчетности. Международные организации, занимающиеся вопросами унификации учета (финансовой отчетности). Причины и условия их возникновения. МСФО и национальные стандарты. Применение МСФО в России. Преимущества использования единых международных стандартов. История создания комитета по МСФО. Совет по МСФО, его состав. Цели и приоритеты правления СМСФО, его основные органы. Порядок и принципы их формирования, основные задачи СМСФО. Порядок разработки и принятия международных стандартов финансовой отчетности, их правовой статус. Возможности для участия в разработке МСФО. Система стандартов GAAP. Основные различия в принципах учета отдельных видов активов, обязательств и капитала, уставленных в МСФО и GAAP, перспективы унификации этих двух систем. | Практические | 9 | 2 | ПК-2, ПК-3, ПК-6 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3 |
1.3. | Глобализация экономики как фактор ускорения процессов международной гармонизации бухгалтерского учета и финансовой отчетности. История создания международных стандартов финансовой отчетности. Международные организации, занимающиеся вопросами унификации учета (финансовой отчетности). Причины и условия их возникновения. МСФО и национальные стандарты. Применение МСФО в России. Преимущества использования единых международных стандартов. История создания комитета по МСФО. Совет по МСФО, его состав. Цели и приоритеты правления СМСФО, его основные органы. Порядок и принципы их формирования, основные задачи СМСФО. Порядок разработки и принятия международных стандартов финансовой отчетности, их правовой статус. Возможности для участия в разработке МСФО. Система стандартов GAAP. Основные различия в принципах учета отдельных видов активов, обязательств и капитала, уставленных в МСФО и GAAP, перспективы унификации этих двух систем. | Сам. работа | 9 | 10 | ПК-2, ПК-3, ПК-6 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3 |
Раздел 2. Концепция подготовки и представления финансовой отчетности | ||||||
2.1. | Пользователи финансовой отчетности, их информационные потребности. Документ «Принципы подготовки и представления финансовой отчетности» - цель, статус и сфера действия. Основополагающие принципы финансовой отчетности. Качественные характеристики финансовых отчетов. Элементы финансовой отчетности. Признание элементов финансовой отчетности. Понятие справедливой стоимости. Плюсы и минусы использования справедливой стоимости. Концепция поддержания капитала. | Лекции | 9 | 1 | ПК-2, ПК-3, ПК-6 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3 |
2.2. | Пользователи финансовой отчетности, их информационные потребности. Документ «Принципы подготовки и представления финансовой отчетности» - цель, статус и сфера действия. Основополагающие принципы финансовой отчетности. Качественные характеристики финансовых отчетов. Элементы финансовой отчетности. Признание элементов финансовой отчетности. Понятие справедливой стоимости. Плюсы и минусы использования справедливой стоимости. Концепция поддержания капитала. | Практические | 9 | 6 | ПК-2, ПК-3, ПК-6 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3 |
2.3. | Пользователи финансовой отчетности, их информационные потребности. Документ «Принципы подготовки и представления финансовой отчетности» - цель, статус и сфера действия. Основополагающие принципы финансовой отчетности. Качественные характеристики финансовых отчетов. Элементы финансовой отчетности. Признание элементов финансовой отчетности. Понятие справедливой стоимости. Плюсы и минусы использования справедливой стоимости. Концепция поддержания капитала. | Сам. работа | 9 | 15 | ПК-2, ПК-3, ПК-6 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3 |
Раздел 3. Состав и порядок представления финансовой отчетности в соответствии с МСФО | ||||||
3.1. | Состав финансовой отчетности. требования к составления финансовой отчетности. Бухгалтерский баланс. Минимальные требования к балансу. Дополнительные статьи. Отчет о прибылях и убытках. Формат отчета о прибылях и убытках. Элементы отчета о прибылях и убытках. Отчет об изменениях в капитале. Формат отчета об изменениях в капитале. Раскрытие учетной политики. Учет о движении денежных средств. Денежные средства и их эквиваленты. Классификация хозяйственных операций. Операционная, инвестиционная и финансовая деятельность. Формат отчета о движении денежных средств. Прямой и косвенный способ построения отчета. Взаимосвязь финансовых отчетов. | Лекции | 9 | 2 | ПК-2, ПК-3, ПК-6 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3 |
3.2. | Состав финансовой отчетности. требования к составления финансовой отчетности. Бухгалтерский баланс. Минимальные требования к балансу. Дополнительные статьи. Отчет о прибылях и убытках. Формат отчета о прибылях и убытках. Элементы отчета о прибылях и убытках. Отчет об изменениях в капитале. Формат отчета об изменениях в капитале. Раскрытие учетной политики. Учет о движении денежных средств. Денежные средства и их эквиваленты. Классификация хозяйственных операций. Операционная, инвестиционная и финансовая деятельность. Формат отчета о движении денежных средств. Прямой и косвенный способ построения отчета. Взаимосвязь финансовых отчетов. | Практические | 9 | 8 | ПК-2, ПК-3, ПК-6 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3 |
3.3. | Состав финансовой отчетности. требования к составления финансовой отчетности. Бухгалтерский баланс. Минимальные требования к балансу. Дополнительные статьи. Отчет о прибылях и убытках. Формат отчета о прибылях и убытках. Элементы отчета о прибылях и убытках. Отчет об изменениях в капитале. Формат отчета об изменениях в капитале. Раскрытие учетной политики. Учет о движении денежных средств. Денежные средства и их эквиваленты. Классификация хозяйственных операций. Операционная, инвестиционная и финансовая деятельность. Формат отчета о движении денежных средств. Прямой и косвенный способ построения отчета. Взаимосвязь финансовых отчетов. | Сам. работа | 9 | 15 | ПК-2, ПК-3, ПК-6 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3 |
Раздел 4. Материальные и нематериальные активы и активы | ||||||
4.1. | Запасы (ст.2). Классификация запасов. Методы оценки запасов. Чистая возможная стоимость реализации. Признание проданных запасов в качестве расхода. Раскрытие информации. Стандарты 16 «Основные средства». Критерии отнесения объектов учета к основным средствам. Классификация основных средств. Первоначальная оценка основных средств. Учет последующих затрат. Последующая оценка основных средств. Переоценка. Раскрытие информации о переоценке. Амортизация и износ основных средств. Понятие амортизируемой стоимости. Способы начисления амортизации. Показатели, подлежащие раскрытию в финансовых отчетах. Внеоборотные активы, предназначенные для продажи и прекращаемая деятельность. Понятие нематериальных активов (ст.38). Классификация. Критерии признания нематериальных активов. Затраты после приобретения, порядок их распределения между отчетными периодами. Амортизация нематериальных активов. Информация, подлежащая раскрытию в отчетности. Стандарт 36 "Обесценение активов". Причины снижения стоимости активов. Признание с | Лекции | 9 | 8 | ПК-2, ПК-3, ПК-6 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3 |
4.2. | Запасы (ст.2). Классификация запасов. Методы оценки запасов. Чистая возможная стоимость реализации. Признание проданных запасов в качестве расхода. Раскрытие информации. Стандарты 16 «Основные средства». Критерии отнесения объектов учета к основным средствам. Классификация основных средств. Первоначальная оценка основных средств. Учет последующих затрат. Последующая оценка основных средств. Переоценка. Раскрытие информации о переоценке. Амортизация и износ основных средств. Понятие амортизируемой стоимости. Способы начисления амортизации. Показатели, подлежащие раскрытию в финансовых отчетах. Внеоборотные активы, предназначенные для продажи и прекращаемая деятельность. Понятие нематериальных активов (ст.38). Классификация. Критерии признания нематериальных активов. Затраты после приобретения, порядок их распределения между отчетными периодами. Амортизация нематериальных активов. Информация, подлежащая раскрытию в отчетности. Стандарт 36 "Обесценение активов". Причины снижения стоимости активов. Признание с | Практические | 9 | 5 | ПК-2, ПК-3, ПК-6 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3 |
4.3. | Запасы (ст.2). Классификация запасов. Методы оценки запасов. Чистая возможная стоимость реализации. Признание проданных запасов в качестве расхода. Раскрытие информации. Стандарты 16 «Основные средства». Критерии отнесения объектов учета к основным средствам. Классификация основных средств. Первоначальная оценка основных средств. Учет последующих затрат. Последующая оценка основных средств. Переоценка. Раскрытие информации о переоценке. Амортизация и износ основных средств. Понятие амортизируемой стоимости. Способы начисления амортизации. Показатели, подлежащие раскрытию в финансовых отчетах. Внеоборотные активы, предназначенные для продажи и прекращаемая деятельность. Понятие нематериальных активов (ст.38). Классификация. Критерии признания нематериальных активов. Затраты после приобретения, порядок их распределения между отчетными периодами. Амортизация нематериальных активов. Информация, подлежащая раскрытию в отчетности. Стандарт 36 "Обесценение активов". Причины снижения стоимости активов. Признание с | Сам. работа | 9 | 16 | ПК-2, ПК-3, ПК-6 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3 |
Раздел 5. Учетная политика предприятия (ст.8). | ||||||
5.1. | Учетная политика. Изменения в учетной политике. Обязательные и добровольные изменения. Ретроспективный и перспективный подход. Изменения бухгалтерских оценок. Ошибки прошлых периодов – подход к учету. Раскрытие информации в финансовой отчетности. | Лекции | 9 | 4 | ПК-2, ПК-3, ПК-6 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3 |
5.2. | Учетная политика. Изменения в учетной политике. Обязательные и добровольные изменения. Ретроспективный и перспективный подход. Изменения бухгалтерских оценок. Ошибки прошлых периодов – подход к учету. Раскрытие информации в финансовой отчетности. | Практические | 9 | 5 | ПК-2, ПК-3, ПК-6 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3 |
5.3. | Учетная политика. Изменения в учетной политике. Обязательные и добровольные изменения. Ретроспективный и перспективный подход. Изменения бухгалтерских оценок. Ошибки прошлых периодов – подход к учету. Раскрытие информации в финансовой отчетности. | Сам. работа | 9 | 10 | ПК-2, ПК-3, ПК-6 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Смотри приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Смотри приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Смотри приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | О.А. Агеева, А.Л. Ребизова | Международные стандарты финансовой отчетности: учебник | Моска-Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | И.М. Дмитриева | Бухгалтерский учет с основами МСФО: Учебник | Москва- Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Рудакова Татьяна Алексеевна | Консолидация показателей финансовой отчетности:отечественный и международный аспекты: Учебное пособие | Алтайского государственного университета, 2014 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Блудова Н.А., Эргардт О.И., Блудова Е.В. | Трансформация финансовой отчетности: учебное пособие | Алтайского государственного университета, 2014 | elibrary.asu.ru |
Л2.3 | А.С. Алисенов | Международные стандарты финансовой отчетности: учебник | Моска-Юрайт, 2018 | urait.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=1032 | |||
Э2 | http://www.biblioclub.ru/book/74299/ | |||
Э3 | http://www.biblioclub.ru/book/128578/ | |||
Э4 | http://www.biblioclub.ru/book/96210/ | |||
Э5 | http://www.biblioclub.ru/book/128391/ | |||
Э6 | www.minfin.ru | |||
Э7 | www.aprussia.ru | |||
Э8 | www.ipbr.org | |||
Э9 | www.garant.ru | |||
Э10 | www.consultant.ru/online/ | |||
Э11 | Международные стандарты финансовой отчетности | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ: - работа с преподавателем; - самостоятельная работа. Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания. Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы. Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса. При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя. |