Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы |
Форма обучения | Очно-заочная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | v54_03_02_ДПИ-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | 3 (6) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 15,5 | 22 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 | 20 | 20 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 | 36 | 36 |
Сам. работа | 8 | 8 | 125 | 125 | 133 | 133 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 36 | 36 | 180 | 180 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 26.04.2018 г. № 7
Заведующий кафедрой кандидат искусствоведения, доцент Черняева И.В.
1.1. | Цель освоения дисциплины Стилизация в дизайне и декоративно-прикладном искусстве — формирование художественно-творческой компетентности как субъектного опыта, развитие умений создавать на основе реальной действительности новый художественный образ, имеющий яркую выразительность и декоративность. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04 |
ПК-3 | способностью собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | знать законы и выразительные средства декоративной композиции, основные виды и приемы орнаментальных построений,условные цветовые отношения, принципы стилизации; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | уметь анализировать внутреннюю конструкцию и состояние натурального объекта, преобразовывать его в знак-образ, самостоятельно работать по представлению, создавать на основе стилизации формы декоративную композицию; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | владеть плоскостно-орнаментальным видением натуры, навыками художественной трансформации объектов, чувством пропорций, цветовой гармонии, композиционной чуткостью. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. СТИЛИЗАЦИЯ КАК ОСНОВА ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ | ||||||
1.1. | Понятие стиля и стилизации | Лекции | 5 | 4 | ПК-3 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.2. | Взаимосвязь натурного и декоративного рисования | Практические | 5 | 18 | ПК-3 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.3. | Значение стилизации в созданиихудожественного образа | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-3 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.4. | Основные закономерности построения декоративной композиции | Лекции | 5 | 6 | ПК-3 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.5. | Цвет в декоративной стилизации | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-3 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
Раздел 2. СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ СТИЛИЗАЦИИ | ||||||
2.1. | Специфика стилизованного рисования | Лекции | 6 | 3 | ПК-3 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
2.2. | Геометризация и трансформация формы | Практические | 6 | 9 | ПК-3 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
2.3. | Оверлеппинг | Сам. работа | 6 | 24 | ПК-3 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
2.4. | Стилизация природных объектов | Лекции | 6 | 4 | ПК-3 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
Раздел 3. ЖАНРЫ СТИЛИЗАЦИИ | ||||||
3.1. | Стилизация в орнаменте | Лекции | 6 | 3 | ПК-3 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
3.2. | Стилизация натюрморта | Сам. работа | 6 | 37 | ПК-3 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
3.3. | Стилизация интерьера | Сам. работа | 6 | 35 | ПК-3 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
3.4. | Стилизация пейзажа | Практические | 6 | 9 | ПК-3 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
3.5. | Стилизация человека | Сам. работа | 6 | 29 | ПК-3 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы и задания для самоконтроля: 1. Назовите основной признак орнамента. 2. Что представляют собой орнаментальные образы? 3. На какие группы подразделяются знаки орнаментального искусства? 4. По каким признакам квалифицируется орнамент? 5. Как иначе называют зооморфный орнамент? 6. Назовите типы орнаментов (классификация по конструкции). Назовите виды построения орнамента (классификация по виду изобразительного мотива). 7. Охарактеризуйте основные этапы создания орнаментальной формы. 8. Назовите виды орнаментальной формы. 9. В чем заключается метод совершенных форм? 10. Назовите законы орнаментальной композиции. 11. Назовите принципы создания множественных форм. 12. Какие законы применяются для достижения полного единства группы изображаемых объектов в натюрморте? 13. Какими средствами может быть достигнута декоративность в натюрморте? 14. Назовите способы решения декоративного натюрморта. 15. Какие задачи включает в себя разработка интерьера? 16. Чем отличается декоративная стилизация интерьера от академического рисования? 17. Назовите приемы декоративной стилизации интерьера. 18. В каком пространстве выполняется стилизованный пейзаж? 19. Назовите основные принципы стилизации в декоративном рисунке головы. 20. Назовите приемы стилизации фигуры человека. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
«3» - удовлетворительно: Теоретический вопрос: студент смог с помощью дополнительных вопросов воспроизвести основные положения темы, но не сумел привести соответствующие примеры или аргументы, подтверждающие те или иные положения. Практический вопрос: студент понял смысл вопроса, но смог выполнить задание лишь после дополнительных вопросов, предложенных экзаменатором. При этом на поставленные экзаменатором вопросы не вполне ответил правильно и полно, но подтвердил ответами понимание вопросов и продемонстрировал отдельные знания и умения. «4» - хорошо: Теоретический вопрос: студент (не допуская ошибок) правильно изложил теоретический вопрос, но недостаточно полно или допустил незначительные неточности, не искажающие суть понятий, теоретических положений, правовых и моральных норм. Примеры, приведенные учеником, воспроизводили материал учебников. На заданные экзаменатором уточняющие вопросы ответил правильно. Практический вопрос: студент понял смысл вопроса, на предложенные задания выполнил правильно, но недостаточно полно. На заданные экзаменатором вопросы ответил правильно. Проявил необходимый уровень всех требующихся для выполнения заданий знаний и умений. «5» - отлично: Теоретический вопрос: студент полно и правильно изложил теоретический вопрос, привел собственные примеры, правильно раскрывающие те или иные положения, сделал обоснованный вывод; Практический вопрос: студент понял смысл вопроса, полно и правильно выполнил предложенные задания, проявил высокий уровень всех требующихся для выполнения заданий знаний и умений. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Шокорова Л. В. | Стилизация в дизайне и декоративно-прикладном искусстве : учеб. пособие : учеб. пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2016. - 118 с.//ЭБС АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Шокорова Л. В. | Общие закономерности композиции в дизайн-образовании : учеб. пособие : учеб. пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015. - 94 с. //ЭБС АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Шокорова Л. В. | Народное декоративно-прикладное искусство Алтая: Монография | Барнаул: Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2012 | elibrary.asu.ru |
Л2.3 | Киселева Н. Е. | Основные положения изображения живой натуры в живописи: Учебное пособие | Изд-во АлтГу, 2013 | elibrary.asu.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Кайзер Н. В. | Пленэр: учебно-методическое пособие | Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2014 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Стилизация в Декоративно - прикладном искусстве - Орнамент | ornament.rode.land/stilizatsiya/21-stilizatsiya-v-dekorativno-prikladnom-iskusstve.html | ||
Э2 | Стилизация в декоративном рисунке | www.tvorchistvo.ru/stilizatsiya-v-risynke/ | ||
Э3 | Стилизация в искусстве | www.baget1.ru/applied-arts/stylization-applied-arts.php | ||
Э4 | Стиль, стилизация | studfiles.net | ||
Э5 | Пектораль. Декоративно-прикладное искусство | www.tvorchistvo.ru | ||
Э6 | ООО «Мультиурок» | videouroki.net/razrabotki/stilizatsiia-v-diekorativno-prikladnom-iskusstvie | ||
Э7 | MOODLE «Стилизация в дизайне и декоративно-прикладном искусстве» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Обучение стилизации в дизайне и декоратив-прикладном искусстве сопровождается выполнением самостоятельных(домашних) работ. Самостоятельные работы представляют собой – упражнения с изображением декоративных элементов по текущим разделам и темам, и также создание декоративного стилизованного натюрморта и панорамного пейзажа, что, безусловно, способствует развитию образно - творческого мышления будущих специалистов в области декоративно-прикладного искусства. Для того чтобы закрепить полученные на практических занятиях знания, умения, навыки, студенты должны как можно больше самостоятельно рисовать. Это могут быть быстрые наброски, более продолжительные зарисовки и длительные работы. Также для того, чтобы изображения предметов было приближено к реальности необходимо развивать умение наблюдать и анализировать окружающий мир, природу, объекты окружающего мира. Умение выделять главное и делать на нем акцент. При обучении стилизации необходимо изучить такие виды графических материалов, как тушь, акварель и технику работы ими. Во время выполнения самостоятельной работы студенты закрепляют и развивают навыки графических техник, композиционного решения орнамента, полученные на аудиторных занятиях, выполняя зарисовки с натуры, а также используя элементы стилизации и декоративно-графического решения. Наброски и зарисовки с натуры, этюды и композиционные поиски с использованием различных материалов являются важнейшим условием подготовки будущего специалиста. Студенты должны на основе выполненных с натуры зарисовок, используя элементы стилизации и декоративно – прикладного искусства разработать выразительные композиции. Для выполнения стилизованной композиции необходимо делать множество эскизов и поисков, как в тоновом решении, так и в цвете, чтобы выбрать наиболее удачный вариант. Работа должна быть выполнена аккуратно. |