МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

География туризма

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки05.03.02. География
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 27
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6
курсовая работа: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 26 26 26 26
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 27 27 27 27
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Ненашева Г.И.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
География туризма

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 021000 География (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта 2010 г. № 222

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 28.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2016-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Останин О.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 28.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Останин О.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины - ознакомление студентов с туристскими ресурсами, туристской освоенностью и перспективами развития туризма в различных регионов России, странах СНГ, республиках Балтии и странах мира.
Для достижения поставленной цели в процессе преподавания решаются следующие задачи:
‒ формирование знаний о научных основах географии туризма;
‒ анализ факторов и условий развития туризма;
‒ выявление основных закономерностей территориальной организации рекреационного хозяйства;
‒ характеристика пространственного распространения основных видов туризма в России и зарубежных центрах;
‒ оценка современного состояния развития туризма в регионах России, Алтайском регионе и прогноз его дальнейшего рекреационного освоения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 способностью применять на практике базовые и теоретические знания по рекреационной географии и туризму, объектах природного и культурного наследия, анализировать туристско-рекреационные потребности, а также рекреационную и туристскую активность населения, виды рекреационной и туристской деятельности, особенности развития туристской инфраструктуры, своеобразие территориальных рекреационных систем России и мира и процессы глобализации в мировом туризме
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. - основные положения общенаучных и географических учений, теорий, составляющих научный каркас географии туризма;
‒ факторы и условия развития основных видов туризма;
‒ особенности пространственной дифференциации видов туризма в России и зарубежных странах;
‒ природные, культурно-исторические и социально-экономические туристские ресурсы;
‒ основные мировые и российские туристские (рекреационные) районы;
об особенностях развития туризма в различных регионах мира.
3.2.Уметь:
3.2.1.
‒ классифицировать туризм по различным критериям;
‒ анализировать современный уровень развития туризма в различных регионах мира, прогнозировать его развитие;
‒ сравнивать регионы друг с другом и различные типы процессов, происходящих внутри регионов, для выявления как общих закономерностей, происходящих в регионах, так и специфических черт, характерных для отдельных из них.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- комплексной туристской характеристики страны на основе анализа физико-географических, экономико-географических, этнических и культурно-исторических факторов и ресурсов данной территории.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Туризм как вид рекреационной деятельности. Понятие и цели туризма Лекции 6 4 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Туризм как вид рекреационной деятельности Практические 6 4 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Разновидности программного туризма. Курортно-оздоровительный туризм. Курортная местность. Познавательный туризм. Развлекательные туры. Экологический туризм. Деловой туризм. Конгрессное обслуживание. Инсентив-туризм. Спортивный туризм. Обучающие туры. Семейный туризм. Сам. работа 6 4 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Рекреационное и туристское районообразование и районирование.
2.1. Рекреационное и туристское районообразование и районирование. Лекции 6 4 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.2. Районирование. Общегеографические принципы районирования (объективность, многоаспектность, иерархичность, конструктивность). Рекреационное районирование и районообразующие признаки (структура рекреационных функций, степень рекреационной освоенности, перспективность и пр.). Типы рекреационных учреждений: предприятия лечебно-оздоровительного и детского отдыха, спортивного туризма и их материальная база. Рекреационный каркас территории: туристские объекты, курорты, комплексы. Сам. работа 6 4 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Туристские центры: понятие, типология и методика оценивания.
3.1. Туристские центры: понятие, типология и методика оценивания. Центро-Периферическая структура мирового туризма. Лекции 6 4 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.2. Типология туристских центров Практические 6 4 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.3. Туристский центр и центр туризма: соотношение понятий. Общие положения типологии туристских центров. Факторы формирования: генерирующие, реализующие и локализующие. Основные характеристики туристских центров: иерархическое место, специализация, стадия развития. Сам. работа 6 4 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. География туристского спроса.
4.1. География туристского спроса. Лекции 6 4 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.2. Динамика въездного и выездного туризма в странах мира Практические 6 4 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.3. География туризма с целью отдыха и развлечений. География делового туризма. География религиозного туризма. География лечебно-оздоровительного туризма. География спортивного туризма. География экологического туризма. География этнографического туризма. Сам. работа 6 4 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 5. Основные регионы туризма в мире
5.1. Основные регионы туризма в мире Лекции 6 4 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
5.2. Перспективы развития мирового туризма. Региональный туризм. Практические 6 6 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
5.3. Шесть макрорегионов по типологии ВТО. Динамика изменений. Основные характеристики регионов туризма в мире Сам. работа 6 4 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 6. Рекреационное районирование России. Характеристика рекреационных зон и районов, туристских центров.
6.1. Рекреационное районирование России. Характеристика рекреационных зон и районов, туристских центров. Лекции 6 4 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
6.2. Современное состояние и перспективы развития туризма в РФ Практические 6 6 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
6.3. Разработка туристского маршрута по России Сам. работа 6 3 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 7. Развитие туризма на Алтае. Проблемы и перспективы туризма в Алтайском регионе.
7.1. Развитие туризма на Алтае. Лекции 6 2 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
7.2. Анализ состояния и перспектив развития туризма в Алтайском крае и Республике Алтай Практические 6 4 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
7.3. Развитие туризма на Алтае. Проблемы и перспективы туризма в Алтайском регионе. Сам. работа 6 4 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
7.4. Подготовка к экзамену Экзамен 6 27 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. ФОС по дисциплине
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. ФОС по дисциплине
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. ФОС по дисциплине

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 География туризма: учеб. для вузов/ под ред. А. Ю. Александровой: М. : КНОРУС, 2008
Л1.2 Александрова, А.Ю. Международный туризм: учебник для вузов КноРус, 2010 г.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.Ю. Воскресенский Международный туризм: учебное пособие М.: Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л2.2 Ю.М. Шаруненко Рекреационный туризм: учебно-методическое пособие Орел: МАБИВ, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.altairegion22.ru/ - официальный сайт Администрации Алтайского края
Э2 http://www.agritourism.ru/ - ассоциация развития агротуризма
Э3 http://www.russiatourism.ru/ - официальный сайт Федерального агенства по туризму Министерства культуры РФ
Э4 http://www.altai-republic.ru/ - официальный сайт Республики Алтай
Э5 http://altaiathand.com/ - Медиа-Гид по Алтаю
Э6 Курс в Moodle «География туризма» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7,
Microsoft Office 2010
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Официальный сайт Администрации Алтайского края: http://www.altairegion22.ru/
Ассоциация развития агротуризма: http://www.agritourism.ru/
Официальный сайт Федерального агенства по туризму Министерства культуры РФ: http://www.russiatourism.ru/
Официальный сайт Республики Алтай: http://www.altai-republic.ru/
Медиа-Гид по Алтаю: http://altaiathand.com/
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «География туризма»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «География туризма» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «География туризма» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Методические рекомендации по выполнению курсовых работ по дисциплине «География туризма» находятся на сайте http://www.geo.asu.ru/search/documents/19441/

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Методические рекомендации по выполнению курсовых работ по дисциплине «География туризма» находятся на сайте http://www.geo.asu.ru/search/documents/19441/

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «География туризма».

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.