МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Компьютерные базы данных

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки54.03.03. Искусство костюма и текстиля
ПрофильДизайн костюма и текстиля
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планv54_03_03_ДКиТ-1-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 85
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 85 85 85 85
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.иск., проф., Ю.А. Крейдун

Рецензент(ы):
д.иск., зав.каф., декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Компьютерные базы данных

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.03 Искусство коcтюма и текстиля (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 25.05.2016 № 624)

составлена на основании учебного плана:
54.03.03 Искусство костюма и текстиля
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 11.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.иск., декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.иск., декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование знаний и навыков в области создания и эксплуатации баз данных, работы с системами управления базами данных, решения прикладных задач сбора, хранения, представления и обработки информации на высоком техническом уровне.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.09

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 Способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны
ПК-8 Готовность изучать научно-техническую информацию отечественного и зарубежного опытов профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Иметь представление о проблемах и задачах, связанные с проблематикой курса, методы реализации прикладных систем на основе баз данных.
3.2.Уметь:
3.2.1.Знать модели данных (реляционную и объектную), принципы проектирования баз данных, принципы построения активных СУБД, основные команды языка запросов SQL.
Уметь проектировать реляционную и объектную базу данных для любой прикладной области, создавать базу данных средствами СУБД, составлять запросы на языке SQL.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть методологией построения баз данных и навыками решения практических задач представления и обработки данных с использованием СУБД.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Электронные базы данных
1.1. Информация. Свойства информации. Виды информации. Дезинформация. Данные. Знание.Информационная среда и сфера. Информационные технологии в науке и образовании. Лекции 9 16 ОПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.2. Информационные системы (ИС). Классификация ИС. Жизненный цикл ИС. Примеры ИС. Сам. работа 9 20 ОПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.3. Распределенные базы данных (БД) и банки данных Практические 9 2 ОПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.4. Проектирование БД. Основные этапы проектирования. Стадии разработки приложений. Сам. работа 9 23 ОПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.5. Телекоммуникации. Типы, линии, каналы связей. Практические 9 2 ОПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.6. Интернет. Услуги сети Интернет. Технологии проектирования Интернет-приложений. Сам. работа 9 10 ОПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.7. Методы оптимизации Практические 9 2 ОПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.8. Условная и безусловная оптимизация. Линейные и нелинейные задачи. Сам. работа 9 20 ОПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.9. Представление научной информации в графическом виде Практические 9 2 ОПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.10. Фильтрация и обработка изображений. Сам. работа 9 6 ОПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.11. Создание каталога выставки в базе данных Практические 9 8 ОПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.12. Создание каталога выставки в базе данных Сам. работа 9 6 ОПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.13. Экзамен по дисциплине Экзамен 9 27 ОПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Советов Б.Я., Цехановский В.В., Чертовской В.Д. Базы данных: теория и практика: учеб. для вузов М.: Юрайт, 2012 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Харрингтон, Д. Проектирование объектно ориентированных баз данных: уч.пособие ДМК Пресс// ЭБС Лань, 2007 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Ссылка на web-страницу: Информационные технологии (IT).[Электронный ресурс]. URL: http://itru.info/
Э2 Ссылка на on-line-книгу: Проектирование автоматизированных информационных систем.[Электронный ресурс]. URL: http://sheiko28.narod2.ru/Knigil_po_programmiroapniyu/sheiko28/
Э3 Ссылка на лекции по информационным системам. [Электронный ресурс]. URL: http://chaliev.ru/ise/lections-ise- zo.php
Э4 Сайт «Введение в Интернет». [Электронный ресурс]. URL: http://osnet.narod.ru/index.htm
Э5 Ссылка на on-line-статью: Компьютерные коммуникации. [Электронный ресурс]. URL: http://osnet.narod.ru/src/1.htm
Э6 Ссылка на on-line-книгу: Бобцов А.А., Шиегин В.В. Банки и базы данных. Основы работы с MS Access. Часть 1 (для пользователей). Учебное пособие.[Электронный ресурс]. URL: http://cie.ifmo.ru/doc/access_p1.pdf
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина «Компьютерные базы данных» включает в себя практические занятия. В процессе освоения дисциплины предусмотрена также самостоятельная работа студента, которая связана с изучением теоретического материала и выполнением практических работ.
В начале изучения дисциплины «Компьютерные базы данных» студент должен ознакомиться с ее содержанием видом занятий, перечнем основной и дополнительной литературы.
При затруднениях в восприятии материала надо обратиться к основным литературным источникам или к лектору по графику его консультаций или на практических занятиях; бегло ознакомиться с содержанием очередной лекции по основным источникам литературы в соответствии с рабочей программой дисциплины.
На практические занятия студент должен иметь рекомендованную преподавателем нормативную и справочную литературу. Решение практической задачи всегда начинать с анализа условия, позволяющего получить конечный результат, а затем находить необходимые компоненты для его получения. На занятии доводить каждую задачу до окончательного решения, в случае затруднений обращаться к преподавателю, обязательно анализировать полученные результаты. Если студент пропустил практическое занятие, то он должен проработать тему занятий и результаты решения задач защитить у преподавателя.
Процедура промежуточной аттестации – экзамен, проходит в соответствии с рабочей программой дисциплины «Компьютерные базы данных». Экзамен включает в себя теоретический вопрос и выполненный практикум практических работ. Предъявляемое задание выбирается из базы данных и закрепляется за конкретным студентом. Задание, которое предъявляется студенту в рамках практикума, не требует мгновенного выполнения. Преподавателем определяется срок, в течение которого задание должно быть сдано. Проверка результата работы студента осуществляется преподавателем, который может поставить оценку или отправить работу на исправление, указав выявленные недостатки, не позволяющие ее принять. При неудовлетворительной оценке студенту может быть выдан другой вариант задания