Закреплена за кафедрой | Кафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита |
---|---|
Направление подготовки | 38.03.01. Экономика |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z38_03_01_О-5-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 5 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 10 | 10 | 10 | 10 |
Сам. работа | 81 | 81 | 81 | 81 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита
Протокол от 16.04.2018 г. № 7
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор Санникова И.Н.
1.1. | Главная цель обучения - формирование у будущих специалистов представления о содержании и методике составления разных форм отчетности и методических подходов к анализу финансовой отчетности |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-5 | способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д., и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | назначение, состав и базовые требования к финансовой отчетности этапы и порядок составления финансовой отчетности приемы и способы анализа финансовой отчетности |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять методы выполнения подготовительных мероприятий по составлению финансовой отчетности заполнять формы финансовой отчетности формировать систему показателей для анализа финансовой отчетности |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | использования приемов реализации основных мероприятий по подготовке к составлению финансовой отчетности применения методики составления годовой финансовой отчетности применения методики анализа форм финансовой отчетности экономических субъектов |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Виды отчетности | ||||||
1.1. | Основные виды отчетности и их целевая направленность | Лекции | 5 | 2 | ПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.2. | Основные виды отчетности и их целевая направленность | Практические | 5 | 1 | ПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.3. | Основные виды отчетности и их целевая направленность | Сам. работа | 5 | 16 | ПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 2. Этапы составления финансовой отчетности | ||||||
2.1. | Схема этапов составления финансовой отчетности | Лекции | 5 | 2 | ПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.2. | Схема этапов составления финансовой отчетности | Практические | 5 | 1 | ПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.3. | Схема этапов составления финансовой отчетности | Сам. работа | 5 | 20 | ПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 3. Анализ финансовой отчетности | ||||||
3.1. | Методы анализа финансовой отчетности | Лекции | 5 | 2 | ПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.2. | Методы анализа финансовой отчетности | Практические | 5 | 2 | ПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.3. | Методы анализа финансовой отчетности | Сам. работа | 5 | 21 | ПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.4. | Анализ ликвидности и платежеспособности организации | Лекции | 5 | 1 | ПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.5. | Анализ ликвидности и платежеспособности организации | Практические | 5 | 1 | ПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.6. | Анализ ликвидности и платежеспособности организации | Сам. работа | 5 | 12 | ПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.7. | Анализ финансовой устойчивости | Лекции | 5 | 1 | ПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.8. | Анализ финансовой устойчивости | Практические | 5 | 5 | ПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.9. | Анализ финансовой устойчивости | Сам. работа | 5 | 12 | ПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложения |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Н.А. Казакова | Финансовый анализ в 2 ч.: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры | Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Бариленко В.И. | КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. : Учебник и практикум для академического бакалавриата | Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Войтоловский Н.В. | ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ в 2 ч. : Учебник | Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.audit.ru — материалы «Все для бухгалтера и аудитора». | |||
Э2 | http://garant.park.ru/ — сайт компании «Гарант» (нормативно-правовые акты). | |||
Э3 | электронно-библиотечная система издательства "Лань": www.e.lanbook.com | |||
Э4 | http://e.lanbook.com | |||
Э5 | http://www.biblioclub.ru/catalog/427/ | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Данная дисциплина состоит из трех основных блоков. Первый - это классификация видов отчетности и Концепция финансовой отчетности в российской и международной практике. Второй - этапы составления финансовой отчетности. Третий - анализ финансового состояния организации на основе отчетных форм. Изучение курса начинается с первого блока. В первую очередь необходимо изучить сущность и назначение отчетности, ее целевую направленность. Далее нужно ознакомиться с вопросами нормативно-правового регулирования финансовой отчетности в российской и зарубежной практике. Кроме того, рекомендуется разобраться с понятийным аппаратом: «финансовая отчетность» и «бухгалтерская (финансовая) отчетность», при этом необходимо сравнить определения, данные в Федеральном законе «О бухгалтерском учете",в МСФО, а также в научной литературе. Это позволит лучше понять и осмыслить концептуальные подходы к содержанию и построению современной отчетности в российской и зарубежной практике. Следующим важным моментом является ознакомление с составом и видами отчетности, используемой организациями, в т.ч. субъектами малого бизнеса и некоммерческими организациями. Особое внимание следует обратить на ряд базовых требований,предъявляемых к финансовой отчетности согласно Закону РФ "О бухгалтерском учете", ПБУ 4/99 и других документах. Особое внимание надо уделить ознакомлению со ст. 13 Закона РФ "О бухгалтерском учете", в которой закреплены требования к бухгалтерской (финанвовой) отчетности. Полезно провести сравнительный анализ этих требований с требованиями, содержащимися в п.7 МСФО 1, а также подробно изучить качественные характеристики финансовой отчетности, сформулированные Международной федерацией бухгалтеров "Принципы подготовки и составления финансовой отчетности": понятности, сопоставимости, уместности, надежности и др. Необходимо уяснить смысл понятия "элемент финансовой отчетности" и ознакомиться с содержанием основных элементов, в числе которых активы, обязательства, доходы и расходы,капитал. Надо понять смысл и содержание каждого из этих элементов. Для понимания целевой направленности и значения финансовой отчетности необходимо исследовать понятие ее публичности, вытекающее из Закона "О бухгалтерском учете", и понять, что в отношении финансовой отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны. Это поможет лучше усвоить материал, связанный с информационными потребностями пользователей финансовой отчетности. Надо разобраться с классификацией пользователей по разным классификационным признакам и понять, что интересы разных групп пользователей отчетности различны. Поэтому финансовая отчетность представляет собой компромисс интересов разных групп пользователей отчетной информации, принимающих на ее основе управленческие решения. Следующий важный блок дисциплины связан с изучением отдельных форм финансовой отчетности - это бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах, а также приложения к ним (отчет об изменениях капимала, отчет о движениии денежных средств, пояснения. В ходе изучения каждой отчетной формы надо уяснить ее целевую направленность и выполняемые функции, подробно исследовать структуру и содержание, то есть осмыслить концепцию построения каждой отчетной формы. Составление форм отчетности поможет сформировать соответствующие навыки. Необходимо обратить особое внимание на специфику форм отчетности для субъектов малого предпринимательства (упрощенные формы отчетности), а также некоммерческих организаций (отчет о целевом использовании средств). Важный для освоения дисциплины материал связан с освоением алгоритма проведения мероприятий по составлению финансовой отчетности, поскольку его изучение позволит освоить механизм формирования отчетности. Роль и важность этого блока заключается в том, что он поможет овладеть основными методами формирования обоснованной отчетной информации с целью исключения искажения ее показателей. В первую очередь необходимо изучить общее содержание подготовительного этапа составления отчетности, для чего проследить схему основных этапов ее составления, а затем перейти к подробному изучению каждого этапа, взятого в отдельности. После изучения этого материала должно сформироваться представление о том, как проводится проверка записей на счетах бухгалтерского учета, какие существуют виды ошибок и способы их исправления в учете и отчетности, что подразумевает процедура уточнения оценки активов и обязательств и т.д. Особое внимание следует уделить практическим вопросам, связанным с приемами формирования показателей финансовой отчетности. Это в первую очередь закрытие счетов учета затрат и формирования себестоимости продукции, выявление финансового результата от продажи продукции и прочих операций. В конце надо ознакомиться с понятием "Реформация баланса" и понять, как проходит процесс формирования в отчетности чистой прибыли (убытка). Завершающим этапом изучения механизма формирования финансовой отчетности является ознакомление с вопросами отраженния событий после отчетной даты. Третий блок направлен на освоение методик анализа финансового состояния организации на основе финансовой отчетности. Наиболее важным здесь является изучение методов, с помощью которых проводится анализ. Особое внимание следует обратить на блок-схему, иллюстрирующую этапы проведения анализа, а также систему показателей, с помощью которых проводится анализ финансового состояния организации. Далее следует более подробно ознакомиться с этапами и осмыслить задачи, решаемые в ходе реализации каждого из этапов анализа. Самостоятельная работа предполагает изучение теоретического материала по актуальным вопросам дисциплины и практическое его применение в расчетах. Рекомендуется самостоятельное изучение законодательства РФ, доступной учебной и научной литературы. Текущий контроль знаний проводится в ходе проверки результатов выполнения практических и тестовых заданий, а также устного опроса студентов преподавателем. К экзамену по данной дисциплине в соответствии с календарно-тематическим планом допускаются студенты, успешно выполнившие практические задания и тесты. Опыт и практические навыки, полученные на этом этапе обучения, далее будут использованы при подготовке курсовых работ и выпускной квалификационной работы. |