МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика преподавания теоретико-лингвистических дисциплин в вузе

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильЯзык в поликультурном пространстве
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_ЯПП-1-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 21
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 21 21 21 21
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.филол.наук, профессор, Дмитриева Л.М.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Методика преподавания теоретико-лингвистических дисциплин в вузе

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.04.01 ФИЛОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1299)

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 03.09.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дмитриева Л.М., д.ф.н., проф.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 03.09.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.ф.н., проф.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Методика преподавания теоретико-лингвистических дисциплин в вузе» является освоение технологий ориентации лингвистического разума в сетевом обществе, основанных на лингвистическом знании и научной рациональности; ознакомление с особенностями концептуального и системного анализов, составляющих основу методики преподавания теоретической лингвистики в вузе; определение особенностей синтеза современного научного знания и специфики его презентации в теоретической лингвистике; определение зависимости между вкусом эпохи, эстетическими установками времени и методиками преподавания теоретических дисциплин; моделирование концептуальной сети отдельных сегментов лингвистики; освоение технологий, совершенствующих пластичность лингвистического разума, в частности, его когнитивной функции.
Задачи дисциплины:
- научить осмысливать фонетические и морфологические категории русского языка в функциональном плане, совершенствовать эти умения во всех видах речевой деятельности;
- уметь активизировать мыслительную профессионально-педагогическую деятельность обучаемых иностранных учащихся;
- научить создавать учебно-методические материалы для практических занятий по РКИ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 владением навыками планирования, организации и реализации образовательной деятельности по отдельным видам учебных занятий (лабораторные, практические и семинарские занятия) по филологическим дисциплинам (модулям) в образовательных организациях высшего образования
ПК-6 владением навыками разработки под руководством специалиста более высокой квалификации учебно-методического обеспечения, реализации учебных дисциплин (модулей) или отдельных видов учебных занятий программ бакалавриата и дополнительных профессиональных программ для лиц, имеющих или получающих соответствующую квалификацию
ПК-7 рецензирование и экспертиза научно-методических и учебно-методических материалов по филологическим дисциплинам (модулям)
ПК-8 готовностью участвовать в организации научно-исследовательской, проектной, учебно-профессиональной и иной деятельности обучающихся по программам бакалавриата и ДПО, в профориентационных мероприятиях со школьниками
ПК-9 педагогической поддержке профессионального самоопределения обучающихся по программам бакалавриата и ДПО
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Иметь представление
а) о системе лингвистических дисциплин, изучаемых на филологических факультетах классических университетов России, их месте в образовательном процессе; особенностях их построения, взаимосвязи друг с другом и прочими дисциплинами филологического направления;
б) об основных формах занятий по лингвистическим дисциплинам и методике их проведения;
в) об организации и руководстве самостоятельной учебной и научной деятельностью студентов;
г) о современных формах контроля за усвоением и качеством знаний по лингвистическим дисциплинам;
д) о работе преподавателя по подготовке к занятиям, их планированию и по повышению своего профессионального уровня
3.2.Уметь:
3.2.1.- научить магистрантов осуществлять поиск необходимой информации по методике преподавания лингвистических дисциплин в высшей школе, обобщать полученную информацию, ставить цель и выбирать пути ее достижения;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- обучить студентов-магистрантов применять полученные знания для решения задач прикладного характера, умению грамотно интерпретировать научные тексты по данной дисциплине, анализировать языковой материал для обеспечения и популяризации филологических (лингвистических) знаний

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Научная рациональность как основа преподавания теоретических дисциплин.
1.1. Научный метод, или научная рациональность, подразумевает вопрос о предпочтениях одной научной теории другой. Методика преподавания теоретической лингвистики рассматривает научную рациональность в соотнесении с целями и задачами построения научной теории, с целями и задачами научного познания. Особое внимание уделяется процедуре объяснения как способу адаптации познающего субъекта к дискурсу убеждения. Намечается контур методологических, эпистемологических и онтологических оснований совершенствования методов социального познания на базе лингвистического знания при участии лингвистического разума. Лекции 3 2 Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.2. Концепция и структура современного высшего университетского филологического образования как составной части гуманитарного образования. Практические 3 4 Л2.3, Л2.1
Раздел 2. Современное научное знание (знание в информационную эпоху) и его позиционирование в теоретическом лингвистическом курсе
2.1. В теоретических курсах происходит концептуализация социально-исторической реальности. Теории оказываются расположенными между онтологией (предельными основаниями теоретических понятий и суждений) и фактологией (эмпирическими данными, касающимися языковых процессов и состояний дел). Методика преподавания теоретических дисциплин зависит от общегуманитарных посылок времени и современного для научной коммуникации состояния гуманитарного познания. Современный мир – мир семиотический, в котором циркуляция информации является главным источником энергии, приводя к дефициту реальности, труда, власти, жизни. Вокруг производства и распределения энергии организовывалась преимущественно технологическая парадигма Индустриального общества, на смену которой пришла теоретическая парадигма «Информационной эпохи», определяемая информационными коммуникативными технологиями. Среди аспектов преподавания теоретической лингвистики должен присутствовать семиологический, полагающий рассмотрение языковых теорий как особого типа семиот Лекции 3 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Практические 3 4 Л2.1
Раздел 3. Концептуальное проектирование проблемных ситуаций в теоретическом лингвистическом курсе
3.1. В теоретических дисциплинах исследуются не собственно теории как таковые, а теоретические модели, или модели теорий, которые понимаются как интерпретации (в строгом логическом смысле) теории, т.е. как взаимосвязь идеализированных объектов, свойства, отношения и связи которых полностью подпадают под суждения теории. Идеализированные объекты соотносятся с основными понятиями теории и понимаются как такие искусственно созданные мыслительные конструкты, которые обладают теми и только теми свойствами, которые фиксированы в этих понятиях. Отсюда один из принципиальных навыков, необходимых для преподавания теоретической лингвистики, - навык создания идеализированных объектов, для приобретения которого необходимо усвоение специфики концептуального и системного типов анализа. Практические 3 12 Л2.3, Л2.1
3.2. Система лингвистических дисциплин и их координация (общие сведения). Сам. работа 3 21 ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.3. Экзамен 3 27 ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л2.2, Л2.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ФОС по дисциплине имеется в приложении.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФОС по дисциплине имеется в приложении.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. ФОС по дисциплине имеется в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ворожбитова А.А. Начальное лингвориторическое образование: Методика преподавания русского языка. Таблицы, схемы, алгоритмы: учебное пособие Флинта, 2014 e.lanbook.com
Л1.2 под ред. Т.В. Чернышовой, А.А. Чувакина Филология в системе современного гуманитарного знания: учебное пособие Барнаул, Изд-во Алт. ун-та, 2014 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Хуторский А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов СПб.: Питер, 2001
Л2.2 Веряев А.А. Семиотический подход к образованию в информационном обществе.: Барнаул, 2000
Л2.3 Хуторский А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. : Москва, 2003
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Министерство образования и науки РФ www.edu.gov.ru
Э2 Институт лингвистических исследований РАН iling.spb.ru
Э3 Русский язык. Справочно-информационный портал. www.gramota.ru
Э4 Научная электронная библиотека (РФФИ, Москва) www.elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ПО: Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
не предусмотрено

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина заканчивается экзаменом, оценка на котором складывается из оценки за подготовленное занятие и за методические материалы для занятия.