МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методы арт-терапии в клинической практике

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. специальность Клиническая психология
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 27
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 54 54 54 54
Сам. работа 27 27 27 27
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.психол.н., доцент, Мардасова Татьяна Александровна

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Сагалакова Ольга Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Методы арт-терапии в клинической практике

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1181 (ред. от 13.07.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета)" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2016 N 43809)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология:
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2017-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель - анализ и применение техник арт-терапевтической работы психолога с лицами в разных жизненных обстоятельствах, пациентами разных клинических групп.
Задачи курса:
– изучение основ арт-терапевтической деятельности психолога, специфики реализации, возможностей и ограничений в применении;
– анализ особенностей групповой и сопоставление с индивидуальной формой работы в арт-терапевтическом кабинете психолога;
– рассмотрение разнообразных форм работы арт-терапевта: применение техник песочной терапии, сказкотерапии, марионеточной терапии, ароматерапии и пр. видов;
– овладение навыками работы с человеком в кризисной ситуации, формирование умения применять техники диалога, ведения процесса диагностики, коррекционной деятельности в арт-терапевтическом пространстве;
– формирование навыков работы с эфирными маслами, отработка умений базовых элементов массажа, усвоение правил взаимодействия с ароматами;
– анализ процесса конструирования и деконструкции психотерапевтического дискурса, выявление элементов управления, власти.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПСК-3.3 способностью и готовностью к овладению теоретическими основами и методами классических и современных направлений психотерапии
ПСК-3.10 способностью и готовностью к разработке и осуществлению личностно- и социально-ориентированных программ психотерапии, коррекции и реабилитации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– основы арт-терапевтической деятельности психолога;
– особенности групповой и индивидуальной форм работы в арт-терапевтическом кабинете психолога;
3.2.Уметь:
3.2.1.– дифференцировать разные техники арт-терапии, выделять специфику работы с разными техниками;
– сформировать умения взаимодействия с эфирными маслами, отработать технику постановку руки и уметь соблюдать меры предосторожности при специфичных формах манипуляций применения ароматерапии;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.– навыками начальной консультативной и терапевтической работы с человеком в кризисной ситуации;
– понимать и анализировать элементы дискурса конструирования и деконструкции психотерапевтического поля деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основания арт-терапии: сравнительный анализ с другими видами деятельности
1.1. Принципы и основы арт-терапии: сравнительный анализ с другими видами деятельности Практические 8 0 ПСК-3.3, ПСК-3.10 Л2.1, Л1.1
1.2. Методология и технология арт-терапии, устройство арт-терапевтического кабинета Практические 8 0 ПСК-3.3, ПСК-3.10 Л2.1, Л1.1
1.3. Проективный механизм арт-терапевтических техник Практические 8 4 ПСК-3.3, ПСК-3.10 Л2.1, Л1.1
1.4. Анализ основных подходов и принципов арт-терапии Практические 8 6 ПСК-3.3, ПСК-3.10 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Индивидуальная и групповая арт-терапия: возможности и ограничения
2.1. Арт-технологии в работе с личностью и группой Практические 8 0 ПСК-3.3, ПСК-3.10 Л2.1, Л1.1
2.2. Метод направленной визуализации в сочетании с изобразительной работой Практические 8 6 ПСК-3.3, ПСК-3.10 Л2.1, Л1.1
2.3. Группа как пространство анализа и конструирования поведенческих и когнитивно-эмоциональных стратегий поведения Практические 8 0 ПСК-3.3, ПСК-3.10 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Применение повествований в разных формах (мифы, сказки, ассоциативная групповая работа) в качестве символической основы для самовыражения в арт-терапии
3.1. Сказкотерапия: принципы, особенности осуществления, символическая основа для самовыражения в арт-терапии Практические 8 0 ПСК-3.3, ПСК-3.10 Л2.1, Л1.1
3.2. Основные принципы работы в процессе психотерапевтической работы со сказкой Практические 8 0 ПСК-3.3, ПСК-3.10 Л2.1, Л1.1
3.3. Модель анализа сказки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой Практические 8 6 ПСК-3.3, ПСК-3.10 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Арт-терапия кризисных состояний
4.1. Специфика арт-терапевтической работы с человеком в переживаемом кризисном состоянии Практические 8 0 ПСК-3.3, ПСК-3.10 Л2.1, Л1.1
4.2. Возможности применения методик: «Путь» и «Внутренние помощники» при работе с кризисными состояниями личности Практические 8 6 ПСК-3.3, ПСК-3.10 Л2.1, Л1.1
4.3. Формы арт-терапевтического взаимодействия при работе с различными кризисными состояниями Сам. работа 8 5 ПСК-3.3, ПСК-3.10 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Современные техники в арт-терапии: коллаж, марионеточная терапия, песочная терапия, инсталляция
5.1. Коллаж в процессе индивидуальной и групповой работы Практические 8 0 ПСК-3.3, ПСК-3.10 Л2.1, Л1.1
5.2. Материалы и средства для коллажа Сам. работа 8 4 ПСК-3.3, ПСК-3.10 Л2.1, Л1.1
5.3. Техника марионеточной терапии как направление арт-терапии Практические 8 10 ПСК-3.3 Л2.1, Л1.1
5.4. Песочная терапия в современной клинической психологии Практические 8 0 ПСК-3.3, ПСК-3.10 Л2.1, Л1.1
5.5. Психология осуществления песочной терапии Практические 8 8 ПСК-3.3, ПСК-3.10 Л2.1, Л1.1
5.6. Технология и ведущие принципы организации песочной терапии Сам. работа 8 6 ПСК-3.3, ПСК-3.10 Л2.1, Л1.1
5.7. Инсталляция и перформанс при работе со страхами Практические 8 0 ПСК-3.3, ПСК-3.10 Л2.1, Л1.1
5.8. Инсталляция и перформанс в работе со страхами (Техника «Музей страхов») Сам. работа 8 4 ПСК-3.3, ПСК-3.10 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Конструирование и деконструкция психотерапевтического дискурса
6.1. Современные модели конструирования и деконструкции психотерапии Практические 8 0 ПСК-3.3, ПСК-3.10 Л2.1, Л1.1
6.2. Особенности коммуникации и интерпретаций в процессе арт-терапии Практические 8 8 ПСК-3.3, ПСК-3.10 Л2.1, Л1.1
6.3. Психотерапия изнутри и извне: соблазняющие стратегии дискурса Сам. работа 8 4 ПСК-3.3, ПСК-3.10 Л2.1, Л1.1
6.4. Психологические механизмы психотерапевтического воздействия Сам. работа 8 4 ПСК-3.3, ПСК-3.10 Л2.1, Л1.1
6.5. Экзамен Экзамен 8 27

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Метод направленной визуализации в сочетании с изобразительной работой.
2. Элементы конструирования собственной сказки в процессе арт-терапии.
3. Работа с посттравматичекими стрессовыми расстройствами в арт-терапии.
4. Возможности применения разных методикпри работе с кризисными состояниями личности.
5. Психология осуществления песочной терапии.
6. Особенности песочной терапии, организация и процесс работы (К.Г. Юнг, М. Ловенфельд, Д. Кальфф).
7. Техника марионеточной терапии как направление арт-терапии.
8. Куклотерапия в разыгрывании драмы, игротерапия и сказкотерапии.
9. Техника игровой и драматической манипуляции.
10. Анализ личностных особенностей испытуемых в процессе взаимодействия с куклой.
11. Технология осуществления ароматерапии.
12. Особенности коммуникации и интерпретаций в процессе арт-терапии.
13. Поведенческий и когнитивный анализ проблемы клиента: систематическая десенсибилизация.
14. Анализ приемов и видов арт-терапии.
15. Формы арт-терапевтической работы (индивидуальная и групповая арт-терапия).
16. Работа с различными арт-материалами. Перфоманс.
17. Проективный механизм арт-терапевтических техник.
18. Приемы арт-терапевтического взаимодействия в группе и система анализа творческой продукции.
19. Методология и технология арт-терапии, устройство арт-терапевтического кабинета
20. Метод направленной визуализации в арт-терапии.
21. Анализ современных арт-технологий: коллаж, куклы-марионетки, спектакль, маски, песочная терапия и др.
22. Арт-технологии в работе с личностью и группой.
23. Управление мотивацией ведущим группы в процессе терапии.
24. Принципы индивидуальной психотерапии и психокоррекции. Организация терапевтического пространства.
25. Сказкотерапия: принципы, особенности осуществления, символическая основа для самовыражения в арт-терапии.
26. Сказкотерапия как направление осуществления арт-терапевтической деятельности психолога.
27. Основные принципы работы в процессе психотерапевтической работы со сказкой.
28. Структурирование сказки и особенности формулирования сказки в работе психолога.
29. Символическое пространство сказки, выбор роли и героя.
30. Анализ и интерпретация индивидуальной и групповой работы в процессе арт-терапии.
31. Специфика арт-терапевтической работы с человеком в переживаемом кризисном состоянии.
32. Специфика расстройств, на которые распространяется арт-терапия.
33. Особенности взаимодействия со взрослыми и детьми в арт-терапевтическом процессе.
34. Кризисная ситуация и сопутствующее психическое состояние.
35. Формы арт-терапевтического взаимодействия при работе с различными кризисными состояниями.
36. Техника коллажа: специфика, фазы осуществления, особенности организации процесса проведения.
37. Индивидуальная и групповая работа с коллажем.
38. Песочная терапия в современной клинической психологии.
39. Возможности песочной терапии в современной клинической психологии.
40. Песочная терапия в работе с аутичными детьми в клинике.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Копытин А. И. Современная клиническая арт-терапия: Учебное пособие для профессионалов Когито-Центр, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Никитин В. Н. Арт-терапия: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Когито-Центр, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий
Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий.
Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежуточных тестов по дисциплине.

Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии, к выполнению текущих работ.
Для формирования представлений и навыков качественного ответа студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине, составить развернутый конспект. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки.

Методические указания студентам для подготовки к практическим занятиям
Для подготовки к практическим занятиям студентам рекомендуется внимательно ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины литературой.
К практическим занятиям по анализу теоретико-методологических проблем арт-терапии студентам рекомендуется составлять подробный конспект по раскрытию вопроса, выписывать признаки механизма функционирования арт- терапевтических техник, выделить принципы основных подходов к анализу арт-терапии.
Для подготовки к практическому занятию «Модель анализа сказки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой» студентам необходимо заполнить таблицу по раскрытию хода осуществления процесса сказкотерапии, а также по возможному способу анализа процесса по работе с клиентом.
Практическое занятие «Возможности применения методик: «Путь» и «Внутренние помощники» при работе с кризисными состояниями личности» студентам рекомендуется обратиться к своим индивидуальным результатам по выполнению методик, чтобы апробировать путь анализа состояния личности по предложенной Т.Ю. Колошиной схеме (см. литературу, указанною в рабочей программе дисциплины).
Практическое занятие, посвященное марионеточной и песочной терапии, предполагает активное участие студентов в процессе осуществления методической процедуры, анализа результатов и составления рекомендаций для испытуемого. Студентам необходимо ознакомиться с материалами лекционных занятий, с литературой, указанной в рабочей программе дисциплины, владеть конспектом по ведению протокола процедуры терапии. Также необходимо принести на занятие материалы: кусочки тканей, нитки, ленты, бусины, ножницы, иголки для шитья, проволоку для каркаса куклы и пр.

Методические указания студентам для подготовки к экзамену.
Экзамен по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов к экзамену(см. список вопросов к экзамену).
При подготовке к прохождению экзамена студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине.