Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка |
---|---|
Направление подготовки | 45.03.01. Филология |
Профиль | Отечественная филология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 45_03_01_ОФ-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 11,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 |
Практические | 14 | 14 | 14 | 14 |
Сам. работа | 44 | 44 | 44 | 44 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой профессор, д.ф.н. Чернышова Т.В.
1.1. | а) познакомить студентов – с интерпретациями русскоязычных произведений В. Набокова в отечественном и зарубежном литературоведении; – с ключевыми концепциями и оценками творчества писателя; – с культурным и социально-историческим фоном эпохи; б) научить студентов – определять художественное своеобразие произведений и творчества писателя в целом; - использовать основные методы литературоведческого анализа |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01 |
ОПК-3 | способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных текстов |
ПК-1 | способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | базовые основы современной научной парадигмы в области литературоведения. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | самостоятельно анализировать конкретное литературное произведение, исходя из общих представлений о поэтике и художественном мире В.В. Набокова, самостоятельно выявлять своеобразие художественного текста, используя полученные знания; анализировать произведение в различных контекстах: литературном, кинематографическом, социально-историческом, биографическом и др. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владеть языком культуры соответствующего периода и современным терминологическим аппаратом, созданным для ее изучения, навыками аналитической работы с модернистскими произведениями. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Вводная часть | ||||||
1.1. | В.В. Набоков: жизнь и творчество | Лекции | 8 | 6 | ОПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л2.2 |
Раздел 2. Вводная часть | ||||||
Раздел 3. Основная часть | ||||||
3.1. | Рассказ «Картофельный Эльф» и основные особенности формирующейся творческой манеры Набокова | Практические | 8 | 2 | ОПК-3, ПК-1 | Л1.1 |
3.2. | Рассказы из сборника «Возвращение Чорба» | Практические | 8 | 2 | ОПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л2.2 |
3.3. | Рассказы из сборника «Соглядатай» | Лекции | 8 | 2 | ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л2.2 |
3.4. | Рассказы из сборника «Весна в Фиальте» | Практические | 8 | 2 | ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л2.2 |
3.5. | Роман «Приглашение на казнь» | Лекции | 8 | 2 | ОПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л2.2 |
3.6. | Роман «Лолита» | Практические | 8 | 2 | ОПК-3, ПК-1 | Л1.1 |
3.7. | Подготовка к зачету | Сам. работа | 8 | 22 | ОПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 4. Основная часть | ||||||
4.1. | Рассказы из сборника «Возвращение Чорба» | Практические | 8 | 2 | ОПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л2.2 |
4.2. | Рассказы из сборника «Соглядатай» | Лекции | 8 | 4 | ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л2.2 |
4.3. | Рассказы из сборника «Весна в Фиальте» | Практические | 8 | 2 | ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л2.2 |
4.4. | Роман «Лолита» | Практические | 8 | 2 | ОПК-3, ПК-1 | Л1.1 |
4.5. | Подготовка к зачету | Сам. работа | 8 | 22 | ОПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Имя и прозвище главного героя рассказа "Картофельный Эльф" как семантическая квинтэссенция текста. 2. Рассказ "Картофельный Эльф" на фоне литературных сказок Пушкина, Гауфа, Гофмана, Кэррола. 3. Символика чисел в рассказе "Сказка". 4. Христианские и индуистские представления в рассказе "Рождество". 5. В.Набоков в диалоге С Л.Андреевым. 6. Соотношение рассказчика, главного героя и автора в повести "Соглядатай". 7. В. Набоков в диалоге с В. Ходасевичем. 8. Сквозные темы лирики В. Набокова. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Вопросы к зачету: 1. «Картофельный Эльф» и основные особенности формирующейся творческой манеры Набокова. 2. «Месть» как препостмодернистский текст. 3. Подробности заката: система образов и интертекстуальные связи рассказа «Катастрофа». 4. Анализ рассказа «Рождество». 5. Символика Набокова. 6. Нумерология Набокова («Сказка», «Лолита»). 7. Невстреча и разлука с возлюбленной в рассказах Набокова («Возвращение Чорба», «Сказка», «Ужас»). 8. Бунинский подтекст произведений Набокова («Пильграм», «Красавица», «Обида»). 9. Гумилевский подтекст произведений Набокова («Пильграм», «Соглядатай», «Лолита»). 10. Ольга Алексеевна («Красавица»): прототипы и литературные прообразы. 11. Социальная проблематика рассказов Набокова («Обида», «Королек»). 12. Рассказ «Весна в Фиальте»: интра- и интертектуальные связи, символика, мифологический подтекст. 13. «Ultima Thule»: художественное своеобразие и философская проблематика. 14. «Соглядатай»: отношения автора, рассказчика и героя, литературный контекст, философская проблематика. 15. Гностический подтекст романа «Приглашение на казнь». 16. «Приглашение на казнь» как реакция на произведения писателей-футурологов (Е. Замятина, В. Маяковского). 17. Рассказ-мистификация («Василий Шишков»). 18. Метафизическое прочтение «Лолиты». Мифологические аллюзии. 19. Другие интерпретации романа «Лолита». 20. «Лолита» как часть русской литературы. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. | Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература. 1950-1990-е годы. Т. 1. : | М.: Academia, 2003 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Погребная Я.В. | Погребная Я.В. «Плоть поэзии и призрак прозрачной прозы…» Лирика В.В. Набокова: | М.: Флинта // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012., 2016 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Десятов В.В. | Десятов В.В. Набоков и русские постмодернисты: [монография]: | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2004 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.biblioclub.ru | |||
Э2 | http://e.lanbook.com | |||
Э3 | http://www.filologia.su | |||
Э4 | http://philologos.narod.ru | |||
Э5 | http://www.biblioclub.ru | |||
Э6 | http://e.lanbook.com | |||
Э7 | http://www.filologia.su | |||
Э8 | http://philologos.narod.ru | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MicrosoftWindows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Практические занятия по дисциплине проводятся в форме семинаров, что позволяет развивать у студентов самостоятельное мышление, навыки работы с научной литературой и получать опыт публичных выступлений. Студенты должны учиться грамотно излагать проблемы, свободно высказывать свои мысли и суждения, вести полемику, убеждать, доказывать, опровергать, отстаивать свои убеждения, рассматривать ситуации, способствующие развитию профессиональной компетентности. Дисциплина читается на четвертом курсе бакалавриата и направлена на развитие самостоятельности учащихся, приобретение умений и навыков, связанных с публичным обсуждением различных вопросов истории литературы, выработкой и отстаиванием собственной точки зрения. Учебным планом на практические занятия отводится 14 часов. Темы занятий отражают последовательность изучения курса в соответствии с хронологическим принципом. В качестве тем для семинарских занятий выбраны произведения, позволяющие организовать дискуссию по поводу наиболее сложных и спорных проблем. Характер тем позволяет студентам наиболее полно понять специфику курса «Творчество В. Набокова». Общая цель проведения занятий – рассмотрение сложных и спорных проблем выдающегося писателя-модерниста, формирование у студентов умения анализировать поэтические и прозаические произведения, аргументированно излагать свое мнение, вести дискуссию. При выборе источников преподаватель руководствуется их доступностью, возможностью ознакомиться с разными точками зрения. |