МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История зарубежного искусства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz51_03_04_Музеология-3-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 115
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 115 115 115 115
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Грушин С.П.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
История зарубежного искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (уровень бакалавриата). Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 июля 2016 г. №788

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – знакомство с зарубежным искусством как феноменом культуры, с основными этапами развития архитектуры и изобразительного искусства и эталонными произведениями, отражающими общие направления художественной эволюции и национальные и региональные особенности, а также формирование понимания памятника искусства как культурно-исторического феномена.
В связи с реализацией поставленной цели решались следующие задачи:
•дать общее представление об историческом развитии искусства и его связях с культурой изучаемой эпохи;
•раскрыть типологическое многообразие художественных культур;
•сформировать представления о "художественном стиле", "художественной эпохе";
•выявить особенности основных видов и жанров искусства;
•раскрыть связи между формально-образной структурой произведения и ценностными ориентирами создавшей его культуры;
•познакомить с ведущими (эталонными) произведениями;
•познакомить с основами методологии искусствознания и профессионального анализа.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.17

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способность применять теоретические основы и методологию историко-культурного и музеологического знания в исследованиях современного музея и объектов культурного и природного наследия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.зарубежное искусство в исторической динамике; место истории искусства в мировой культуре; периодизацию зарубежного искусства.
3.2.Уметь:
3.2.1.логично представлять освоенные знания по истории зарубежного искусства; применять современные теории и концепции искусства в практической работе с объектами культурного наследия.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.понятийным аппаратом и основной терминологией, используемой в зарубежном искусстве; навыками анализа основных направлений и стилей в истории зарубежного искусства; сравнительного анализа искусства различных эпох

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение к курсу
1.1. Определение, виды и функции искусства. Периодизация истории искусства. Лекции 1 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
1.2. Генезис искусства. Искусство первобытности. Лекции 1 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Искусство Древнего Востока
2.1. Искусство древних цивилизаций Месопотамии Лекции 1 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
2.2. Искусство «великих империй» Практические 1 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
2.3. Искусство Древнего Египта Лекции 1 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
2.4. Искусство Древнего Египта Практические 1 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Искусство античности
3.1. Искусство античной Греции Лекции 1 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
3.2. Искусство античной Греции Практические 1 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
3.3. Искусство античного Рима Сам. работа 1 10 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Искусство стран Южной и Восточной Азии
4.1. Искусство стран Южной и Восточной Азии (Индия, Китай, Япония) Сам. работа 1 10 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Искусство христианского мира
5.1. Искусство Византии Сам. работа 1 10 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
5.2. Искусство варварских королевств VI IX вв. Раннехристианское искусство. Сам. работа 1 10 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
5.3. Переходный характер III VII вв., формирование основ средневекового сознания и искусства. Христианское искусство Рима до 313 г.: катакомбы, саркофаги, статуи. Искусство IV VII вв.: сложение основных типов построек и изображений, проблема заимствования архитектурных и изобразительных форм из античного языческого искусства. Катакомбы. Раннехристианская мозаика. Постепенное расхождение западной и восточной традиций. Центрическая и базиликанская архитектура: два пути развития (Запад и Восток). Базилика основной тип западного христианского храма, влияние римской типологии и нововведения. Тип купольной базилики как промежуточный между базиликальным и складывающимся в Византии крестово-купольным храмом. Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне. Тотальный характер соотношения текста и образа в искусстве. Отход от античного метода иллюстрирования и способа повествования. Складывание формы и норм декорирования средневекового кодекса. Эволюция соотношения текста и иллюстрации на Западе и в Византии. Искусство Византии. Сам. работа 1 6 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
5.4. Дороманское и Романское искусство. Сам. работа 1 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
5.5. Романское искусство Сам. работа 1 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
5.6. Каролингский ренессанс: причины: ориентации на раннехристианский Рим. Унификация религиозной, особенно монастырской жизни, распространение традиции переписывания книг. Выборочность и фрагментарность «цитирования» классических элементов в литературе и искусстве. Архитектура: новые черты в базилике усложнение плана и архитектурной композиции. Монастырские комплексы регулярной планировки. Центрические здания и их образцы. Отказ от иконопочитания и его последствия для изобразительного искусства. Устойчивые черты стиля западноевропейской миниатюры, складывающиеся в каролингском искусстве. Функциональные отличия иконографических норм в Византии и на Западе результат духовных расхождений двух христианских культур. Основные черты декоративно-прикладного искусства Каролингов. Искусство Оттоновской империи. Вторичный по отношению к Каролингам характер «возрождения». Влияние Византии. «Абсолютизация» каролингской архитектуры. Роль каролингских образцов и византизирующие тенденции в живописи. Появление новых экспр Сам. работа 1 8 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
5.7. Искусство готики Сам. работа 1 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
5.8. Искусство готики Сам. работа 1 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
5.9. Происхождение и условность термина. Периодизация. Значение светской культуры народной, рыцарской, куртуазной. Истоки готического стиля. Синтез искусств. Готика как единый критерий стилевой принадлежности для всех видов искусства. Символика в архитектуре: храм как универсум, связь с представлением о мироздании как зеркале Творца, символика света. Искусство Франции. Архитектура и скульптура как ведущие виды искусства. Аббатство Сен-Дени колыбель готического стиля. Деятельность аббата Сугерия. Отличия от романского стиля: смена конструкции с монолитно-оболочной на каркасную. Работа основных элементов конструкции. Гипотезы о происхождении нервюрного крестового свода. Особенности плана собора, интерьерных решений, применение витражей, организация фасадов (на примерах крупнейших французских памятников и их стилистической эволюции). Особенности скульптурной декорации храма, иконография готического фасада. Сосуществование «идеализма» и «натурализма» в готической скульптуре. Влияние Франции на развитие готическо Сам. работа 1 6 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
5.10. Искусство итальянского Возрождения Сам. работа 1 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
5.11. Искусство Возрождения в Италии Сам. работа 1 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
5.12. Топография и хронология итальянского Возрождения Расцвет городской культуры в Италии. Зарождение светского гуманистического мировоззрения; ренессансный антропоцентризм. Роль Рима, Флоренции, Венеции в развитии итальянского искусства. Основные составляющие искусства Ренессанса в Италии. Искусство проторенессанса Соотношение византийских, готических и «реалистических» черт в живописи второй половины ХШ в. Значение индивидуальных творческих поисков. Программа нового художественного видения мира и человека в творчестве Джотто, реформа Джотто. Распространение его влияния во второй половине XIV в. Искусство раннего Возрождения Треченто. Преобладание готического влияния на севере Италии в XIV в. Флоренция и Сиена смысл культурной оппозиции. Сохранение средневековых традиций в архитектуре: кафедральный собор Дуомо в Сиене. Преломление романских, готических и античных традиций в скульптуре ХШ и XIV вв. Новое применение скульптуры в пространстве храма, новые пластические типы. Развитие художественных решений в Сам. работа 1 5 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
5.13. Искусство Северного Возрождения Сам. работа 1 2 ОПК-1 Л2.1
5.14. Культурно-историческое понятие «Северное Возрождение». Хронология и топография. Стадиальное отличие заальпийского искусства XV в. от итальянского раннего Возрождения. Идея религиозного «обновления». Религиозный гуманизм как духовная основа искусства Возрождения заальпийской Европы. Тенденции развития искусства Северной Европы в эпоху раннего Возрождения. Нидерланды. Архитектура. Живопись: понятие ars nova, открытие мира, человек как маленькая частица Вселенной, станковая картина, техника масляной живописи, ее изобразительные возможности, соотнесенность с культурными тенденциями. Мастер из Флемаля. Особенности бюргерского течения в живописи. Творчество Г. и Я. ван Эйков: Гентский алтарь. Варианты ars nova в творчестве И. Босха. Сюжетная основа картин. Фантасмагории Босха. Особенности построения триптихов. Г. Мемлинг. Рогир ван дер Вейдена. Гуго Ван дер Гус. Алтарные композиции. Особенности позднего Возрождения в творчестве Питера Брейгеля Старшего. Германия. Скульптура и живопись Германии. Творчество А. Сам. работа 1 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
5.15. Искусство XVII в. Сам. работа 1 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
5.16. Искусство XVII в. Сам. работа 1 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
5.17. XVII век – особенности исторической эпохи. Сложение новой системы западноевропейской художественной культуры и ее основные черты. Феномен раздробления прежде единого художественного процесса. Новая роль крупной творческой личности и значение идейно-творческих объединений художников (течения, направления). Формирование нового типа художественного образа. Взаимодействие параллельно сосуществующих стилевых систем -. барокко и классицизма. Столкновение стилей с первым истории внестилезым типом художественного мышления, с оппозиционной академической концепцией. Первые явления «массовой культуры», ранние образцы своеобразного протосалона. Перемещение общекультурной моделирующей функции от живописи к театру, его влияние на другие виды творчества. «Европа столиц» концентрация ведущих художественных сил в общегосударственных центрах. Рим космополитическая столица мира. Своеобразие исторических судеб национальных школ. Система видов и жанров пространственных искусств. Искусство и архитектура барокко в Италии XV Сам. работа 1 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
5.18. Искусство XVIII в. Сам. работа 1 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
5.19. Искусство XVIII в. Сам. работа 1 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
5.20. Особенности художественного процесса XVIII в. Абстрактно-логическое и субъективно-эмоциональное начала, их противоречивое единство в искусстве. Понятие «вкуса». Концепция произведения искусства как объект критики. Взгляд на природу как на нечто «сделанное». «Барокко XVIII в.», его отличие от барокко предшествующей эпохи. Неоклассицизм, рококо, «революционный классицизм», сентиментализм; «моральная живопись», бытовой жанр, портрет, натюрморт; предромантизм фантазийного толка в формах каприччо. Тенденции академизма в искусстве XVIII—ХIХ вв. Теория искусства эпохи Просвещения (Г.Э. Лессинг и альтернативный вариант И.И. Винкельман). Национальные школы в искусстве XVIII в. Искусство Франции XVIII в. Рококо стилевое направление, или «малый стиль», в декорации интерьеров, садовой архитектуре, прикладном искусстве, культуре салонов. Ведущая роль Франции в художественном процессе. Основные художественные центры. Антуан Ватто первый художник XVIII в. Образы театра и театральность образов. Жанр «галантных празд Сам. работа 1 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
5.21. Искусство XIX в. Сам. работа 1 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
5.22. Европейское искусство XIX в. Практические 1 2 ОПК-1 Л2.1
5.23. Особенности художественного процесса XIX в. Новый контекст развития культуры. Ведущая роль литературы в системе искусств. Поиск новых форм искусства, эксперименты с художественной формой. Неравномерное развитие видов искусства, причины стадиальных расхождений между ними. Кризис стилевого начала в архитектуре, упадок монументальной скульптуры. Романтизм и его специфика в искусстве. Новая ценностная ориентация культуры, ее влияние на художественные концепции эпохи. Место искусства в философии и эстетике. Новая иерархия жанров в системе романтического искусства. Полемика с академизмом. Отношение к норме и нормативности. Художник герой эпохи: отличия и параллели с ренёссансными взглядами. Средневековье новый идеал взамен античного. Искусство Германии XIX в. Романтизм в Германии и проблема обновления традиционных средств иносказания. Специфика романтического пейзажа в немецкой живописи. К.Д. Фридрих. Бидермейер. М. фон Лвиндт. А. Менцель. Л. Рихтер. В. Лейбль. Идеализация и подражание средневековым формам в Сам. работа 1 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
5.24. Искусство XX в. Сам. работа 1 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
5.25. Искусство XX в. Практические 1 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
5.26. Авангардное искусство. Фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм. Новые поиски самоидентификации изобразительного языка В отсутствие единых стилевых критериев. Фовизм и экспрессионизм сравнительная характеристика. Фовизм ранняя форма искусства XX в. Истоки, диалог с неклассическими и неевропейскими формами творчества. Трансформация основных живописных категорий: цвет, контур, плоскость холста, роль индивидуальной манеры, живописного мазка, фактуры живописи, деформации и упрощения формы. А. Матисс фовистский период и развитие его творчества. Распространение экспрессионизма в архитектуре, скульптуре и живописи. Варианты экспрессионизма. Творчество Э. Мунка, предтеча экспрессионизма. Л. Кирхнер. Абстрактное искусство XX в. Появление абстракции один из итогов фундаментальных перемен в культуре XX в. Типы живописной абстракции в первой половине XX в. Группы «Мост» и «Синий всадник». К. Шмидт-Роутлуфф. Ф. Марк. Абстрактный экспрессионизм. В. Кандинский: П. Клее. Конструктивный геометризм. К. Малевич. Сам. работа 1 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
5.27. Экзамен 1 9 Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к экзамену
1. Проблема происхождения искусства
2. Гипотезы происхождения искусства.
3. Искусство палеолита, мезолита и неолита.
4. Искусство Шумера и Аккада, Вавилона, Ассирии и Ахеменидского Ирана.
5. Искусство Древнего Египта (архитектура, строительство пирамид, скульптура и рельеф). Формирование технических и эстетических принципов (канонов) построения образа в пластике и изображении.
6. Искусство Древней Греции, основные этапы (особенности архитектуры, градостроительства, скульптуры, рельефа, вазописи).
7. Искусство Древнего Рима основные этапы (особенности архитектуры, градостроительства, скульптуры).
8. Раннехристианское искусство в период поздней империи и Искусство Византии.
9. Дороманское искусство и Романское искусство (особенности развития этих стилей в: Англии, Германии, Франции, Италии, Испании).
10. Готика: сложение национальных стилей в архитектуре. Особенности архитектуры, изобразительного искусства, скульптуры. особенности развития этого стиля в: Англии, Германии, Франции, Италии.
11. Искусство Возрождения: хронология, общая характеристика эпохи. Раннее Возрождение, Высокое Возрождение. Позднее Возрождение.
12. Искусство маньеризма в Италии.
13. Северное Возрождение: общая характеристика. Искусство Нидерландов: скульптура, архитектура, живопись. Немецкое Возрождение: скульптура, архитектура, живопись. Испанское Возрождение: скульптура, архитектура, живопись. Французское Возрождение: скульптура, архитектура, живопись.
1. Итальянское барокко XVII в. скульптура, архитектура, живопись.
2. Испанское искусство XVII в. скульптура, архитектура, живопись.
3. Голландское искусство XVII в. Творчество Хальса, Вермеера, Рембрандта.
4. Венецианское искусство XVII в. Д.Б. Пьяцетга. Д.Б. Тьеполо. А. Каналетто. Ф. Гварди.
5. «Большой стиль» Людовика XIV в архитектуре Франции. Творчество Н. Пуссена, К. Лоррена. Искусство рококо во Франции: архитектура и скульптура, живопись эпохи рококо. Ж.А. Ватто, Ф. Буше.
6. Теория искусства эпохи Просвещения (Г. Лессинг, И.И. Винкельман).
7. Архитектура эпохи Просвещения во Франции.
8. Искусство эпохи Просвещения во Франции. Моральная живопись и творчество Давида. Архитектура эпохи Просвещения. Ампир.
9. Живопись эпохи романтизма во Франции. Творчество А. Гро, Т. Жерико, Э. Делакруа, О. Энгра.
10. Английское искусство эпохи романтизма XVIII в. Живопись. У. Хогарт. Д. Констебл. Т. Гейнсборо. Д. Рейнольде. У. Тернер. Английская архитектура. Палладианство (Дж. Джиббс, Д. Джемс, В. Кент). Неоготика. Английский пейзажный парк.
11. Немецкое искусство XVIII в. Немецкая живопись эпохи романтизма н. XIX в. Назарейцы.
12. Испанское искусство XVIII в. Творчество Ф. Гойи.
13. Критический реализм в искусстве Франции XIX в. Г. Курбе. Ф. Милле. О. Домье. К. Коро.
14. Стиль бидермейер.
15. Барбизонская школа живописи.
16. Импрессионизм: особенности художественного направления. Живопись и скульптура.
17. Постимпрессионизм. Неоимпрессионизм.
18. Французский и немецкий символизм.
19. Стиль модерн: особенности художественного направления. Модерн в архитектуре.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
20. Модерн в изобразительном искусстве. Г. Климт. Ф. Штук. О.Бердсли.
1. Экспрессионизм. Творчество группы художников «Синий всадник» и группы «Мост». Э. Мунк. Фовизм. Абстракционизм. Абстрактный экспрессионизм.
2. Футуризм. Кубизм. Дадаизм. Орфизм. Пуризм.
3. Сюрреализм и иррациональная живопись. Д. де Кирико. С. Дали.
4. Постмодернизм: особенности стилевого языка.
5. Архитектура эпохи постмодернизма: Ле Корбюзье. Баухауз. Современная архитектура.
6. Основные направления в искусстве постмодернизма: оп-арт, кинетическое искусство, хепенинг, перфоманс, хэппенинг, искусство объекта (реди-мейд), нет-арт, лэнд-арт, видео-арт, гиперреализм.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Контрольная работа № 1
по теме «Искусство основные понятия и категории»

1. Дайте определение искусству, относящееся к теории и истории искусства.
2. Что такое чистое (свободное искусство)? Приведите пример.
3. Что такое прикладное искусство? Приведите пример.
4. Что такое самодеятельно-развлекательное искусство? Приведите пример.
5. Что такое артефакт?

Контрольная работа № 2
по теме «Первобытное искусство»
1. Что представляли собой «палеолитические венеры»? Для чего они предназначались?
2. Что такое генезис?
3. Что такое петроглифы?
4. Что такое синкретизм первобытного искусства?
5. Что такое мегалит?
6. Назовите места нахождения первых петроглифов.
7. Назовите самые известные пещеры первобытной эпохи. Где они расположены?
8. Что такое менгиры?
9. Что такое кромлех?
10. Где находится самый известный кромлех?


Контрольная работа № 3
по теме «Искусство Древнего Междуречья»
1. Что такое изразцы?
2. Какой основной строительный материал в государствах Двуречья?
3. Объясните принципы строительства нововавилонских городов периода правления Навуходоносора II?
4. Где и когда стояли Ворота богини Иштар? Что они собой представляли?
5. Что такое зикуратт?
6. Что такое фриз в шумеро-ассирийской архитектуре?
7. Назовите самое известное архитектурное сооружение периода Урук и Джемдет-Наср.
8. Что такое адоранты? Для чего они предназначались?
9. Каковы принципы имперского стиля ахеменидов? Где применялся?
10. Что это за быки-шеду? Для чего предназначались? Где располагались? Какую функцию выполняли?

Контрольная работа № 4
по теме «Искусство Древнего Египта»
1. Что такое ложный свод?
2. Что такое мастаб?
3. Что такое протодорические колоны?
4. Что такое ложная дверь?
5. В чем заключались особенности египетского канона в рельефных изображениях?
6. В чем заключались особенности египетского канона в скульптуре?
7. Что такое гипостильный зал?
8. Что такое папирусообразные колонны?
9. Что такое пилон?
10. Что такое палетка?

Контрольная работа № 5
по теме «Искусство Древней Греции»

1. Что такое простиль?
2. Что такое амфи-простиль?
3. Что такое периптер?
4. Что такое диптер?
5. Объясните принципы построения дорического ордера?
6. Объясните принципы построения ионического ордера?
7. Какая скульптурная группа помещалась на фронтоне парфенонского храма в Акрополе?
8. Что такое каннелюры?
9. Из каких составных частей состоит ордер?
10. Что такое пропилеи?

Контрольная работа № 6
по теме «Искусство Древнего Рима»

1. Что такое канопы? Где они найдены?
2. Что такое кенотафы?
3. Что такое моноптер? Приведите пример.
4. Как называлась центральная площадь Рима?
5. Объясните принципы росписи в I помпейском стиле?
6. Что такое термы?
7. Объясните принципы росписи в II помпейском стиле?
8. Что такое Пантеон? Кем он был сооружен? Как выглядел?
9. Объясните принципы строительства «типового» римского города.
10. Что такое Колизей? Как он выглядел?
Контрольная работа № 7
по теме «Искусство Византии»

1. Назовите каноны византийской архитектуры
2. Какие принципы были положены в основу иконографического канона
3. Назовите византийский храм, который стал образцом для многих православных и русских храмов
4. Назовите основные правила в системе росписи храма
5. Что такое парус?

Вопросы к коллоквиуму № 8
по теме «Искусство стран Южной и Восточной Азии»

1. Искусство Индии. Особенности архитектуры, живописи и скульптуры.
2. Искусство Китая. Особенности архитектуры, живописи и скульптуры.
3. Искусство Японии. Особенности архитектуры, живописи и скульптуры.
Контрольная работа № 9
по теме «Романское искусство»

1. Как датируется романский стиль в искусстве Европы?
2. Когда появился термин «романский стиль» откуда он возник?
3. Кто был главным заказчиком искусства?
4. Какой вид искусства был основным в романском стиле?
5. Какие новшества стали использоваться в архитектуре романского стиля?

Контрольная работа № 10
по теме «Искусство готики»

1. Как датируется готический стиль в искусстве Европы?
2. Когда появился термин «готический стиль» откуда он возник?
3. Кто был главным заказчиком искусства?
4. Какой вид искусства был основным в готическом стиле?
5. Какие новшества стали использоваться в архитектуре готического стиля?

Контрольная работа № 11
по теме «Искусство Возрождения»

1. Назовите хронологические рамки итальянского Возрождения и ведущие школы этого периода.
2. Когда появился термин «Возрождение» откуда он возник?
3. Что становится основной темой искусства в эпоху Возрождения?
4. Какие новаторства были применены в изобразительном искусстве эпохи Возрождения?
5. Какие новшества присущи культуре и искусству эпохи Возрождения в целом?

Контрольная работа № 12
по теме «Искусство XVII века»

1. Назовите предпосылки сложения новой системы западноевропейской художественной культуры.
2. Каковы основные черты новой системы западноевропейской художественной культуры.
3. Что такое барроко?
4. Что такое классицизм?
5. Назовите по три выдающихся представителя искусства стран Западной Европы XVII в. (Голандия, Фландрия, Франция, Испания, Италия, Англия)
Контрольная работа № 13
по теме «Искусство XVIII века»

1. Назовите исторические предпосылки, оказавшие существенное влияние на развитие искусства XVIII в.
2. Назовите теоретиков искусства века Просвещения.
3. Что такое рококо?
4. Что такое романтизм?
5. Назовите по три выдающихся представителя искусства стран Западной Европы XVIII в. (Франция, Испания, Италия, Англия).
Контрольная работа № 14
по теме «Искусство XIX века»

1. Что такое реализм в искусстве? Назовите основных представителей.
2. Как трансформировался классицизм в искусстве XIX века (в архитектуре, скульптуре, изобразительном искусстве)?
3. Что такое импрессионизм? Назовите его характерные черты.
4. Что такое декаданс?
5. Что такое модерн? Назовите основных представителей (в архитектуре, в изобразительном искусстве).

Контрольная работа № 15
по теме «Искусство XX века»

1. Назовите основные направления модерна в искусстве XX в.
2. Что такое сюрреализм?
3. Что такое кубизм?
4. Каковы особенности развития архитектуры начала – середины XX в?
5. Как называется искусство второй половины XX в.? Назовите основные направления.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н.Н. Серегин, Т.Г. Гребенникова, Н.П, Иванова История мировой культуры: учебное пособие. Ч. 1: Культура Древнего мира: Учебное пособие АлтГУ, 2015 // ЭБС АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М. С. Каган Введение в историю мировой культуры в 2 т. Т. 2: учебник для вузов Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/3095FD97-9097-46F4-950D-F3490B86759A
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Ильина Т.В. История искусств // URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/ilina/09/php
Э2 Художественные стили в Западной Европе и России: Электронный учебник по дисциплине: "Культурология" // URL: http://de.ifmo.ru/bk_netra/start.php?bn=14
Э3 Словарь терминов изобразительного искусства. Художники, скульпторы, архитекторы // URL: http://art.has.it/
Э4 Словарь архитектурных терминов // URL: http://www.archi.ru/terms/index.htm
Э5 World-art // URL: http://www.world-art.ru
Э6 Библиотека с биографиями мастеров искусств // URL: http://biography.artyx.ru/
Э7 ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ИСКУССТВ // URL: http://bibliotekar.ru/Iskusstva.htm
Э8 Янсон Х.В., Янсон Э.Ф. Основы истории искусств // URL: http://bibliotekar.ru/zh-OsnovyIstorii/index.htm
Э9 ГАЛЕРЕИ. АЛЬБОМЫ. КАТАЛОГИ. Музеи. Живопись. Ремёсла. Коллекции // URL: http://bibliotekar.ru/muzeu.htm
Э10 Энциклопедия искусства // URL: http://www.artprojekt.ru/Menu.html
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении литературы, подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторных занятиях, при подготовке к экзамену по дисциплине и затем - государственному экзамену. Выступление на занятии следует продумать, подготовить заранее.
По вопросам пропущенных занятий студент готовится самостоятельно, демонстрирует результаты в устной или письменной форме (реферат, оформленный с указанием использованной литературы) преподавателю на консультации.
При подготовке письменных работ следует использовать дополнительную литературу.
При подготовке индивидуальных презентаций необходимо использовать ресурсы сети Internet.