МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Консервация, реставрация и использование объектов культурного наследия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планz51_03_04_Музеология-3-2019
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 161
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 161 161 161 161
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Гребенникова Т.Г.

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, Тишкин А.А.

Рабочая программа дисциплины
Консервация, реставрация и использование объектов культурного наследия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (уровень бакалавриата). Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 июля 2016 г. №788

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса состоит в том, чтобы познакомить студентов с основными принципами и методами сохранения и использования объектов наследия.
Задачи курса:
1) рассмотреть теоретические основы музеефикации и историю становления данного направления;
2) изучить особенности изучения, реставрации и музеефикации различных объектов культурного наследия (археологических памятников, архитектурных комплексов, в том числе культовой архитектуры);
3) сформировать представления о специфике музеефикации объектов природного наследия (объекты садово-паркового искусства);
4) познакомить с содержанием понятия «нематериальное наследие» и формами его музеефикации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способность применять теоретические основы и методологию историко-культурного и музеологического знания в исследованиях современного музея и объектов культурного и природного наследия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- классификацию объектов культурного и природного наследия в исторической динамике;
- историю, теорию и методологию сохранения и использования наследия;
- основные понятия, методы и этапы исторического становления музеефикации природного и культурного наследия;
- опыт, основные правила и особенности музеефикации различных недвижимых памятников наследия.
3.2.Уметь:
3.2.1.- уметь применять полученные знания в проектной практике при составлении концепций и программ музеефикации, сохранения и использования памятников.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- способностями оформения результатов научных исследований и проектных разработок в различных формах;
- навыками разработки отдельных разделов региональных программ сохранения и использования культурного и природного наследия.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Реставрация объектов наследия: основы теории и методики
1.1. Реставрация объектов наследия как метод сохранения объектов наследия. Понятие «реставрация». Толкование основных терминов научной реставрации. История формирования реставрационной теории и практики в России. В.Д. Ермолин. Реставрация в XVIII в. Ф. Рихтер и палаты Романовых в Москве. Деятельность Императорской археологической комиссии. Реставрация Успенского собора во Владимире и Софийского собора в Новгороде. И.Э.Грабарь. Основные понятии и принципы современной теории реставрации. Исторический сервитут. Консервация. Реставрация. Воссоздание. Ремонт. Приспособление. Фрагментарная и целостная реставрация: основные этапы. Требования, соблюдаемые при реставрации памятников истории и культуры. Фиксация памятника. Виды фиксации памятников архитектуры. Комплексные исследования памятника истории и культуры при реставрационных работах. Лекции 4 1 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
1.2. Реставрации памятников архитектуры: виды разрушений и нормативная база. Памятник архитектуры и реставрация. Основные факторы разрушения памятников архитектуры. Диагностика причин деформаций и разрушений памятников архитектуры. Виды разрушений. Причины разрушений. Международные документы в области архитектурной реставрации. Международная хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест (Венеция. 1964): содержание документа. Археологические исследования памятников архитектуры. Основные задачи реставрационной археологии. Методы ведения раскопок. Типы вскрытий. Стратиграфия. Консервация раскопов. Осуществление проекта реставрации. Основные особенности реставрационного производства. Функции архитектора. Научный отчет о реставрации. Методика реставрации памятников архитектуры. Экология зодчества: особенности подхода. Памятник как часть природной среды. Учет экологических требований при охране памятников архитектуры. Связь архитектуры и среды в историческом аспекте. Подготовка проекта рес Практические 4 2 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
1.3. Реставрации памятников архитектуры: виды разрушений и нормативная база Сам. работа 4 30 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Музеефикация историко-культурных и природных объектов:понятие и методы
2.1. Музеефикация»: содержание понятия и история. Подходы к трактовке термина. Памятники истории и культуры в системе музейной деятельности. Музей-памятник. Памятниковедение. Зарождение музеефикации. Первые попытки музеефикации в России. Методика музеефикации объектов наследия. Требования к музеефицируемому объекту. Аутентичность и достоверность. Художественная полноценность. Основные этапы исследования объекта музеефикации. Методика музеефикации объектов природного наследия. Особенности формирования экспозиций в музеефицированных объектах. Принцип «не навреди». Выявление информационного потенциала. Тактичность. Дворцовые и мемориальные экспозиции: опыт организации и подходы. Лекции 4 1 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
2.2. «Музеефикация»: содержание понятия и история. Сам. работа 4 30 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Музеефикация памятников архитектуры
3.1. Музеефикация памятников культовой архитектуры. История музеефикации отечественных памятников культовой архитектуры. Предистория вопроса. «Насильственная музеефикация». Развитие сети музеев-храмов и музеев-монастырей. Музеефикаия культовых памятников во второй половине XX в. Исакиевский собор как музеефицированный комплекс. Особенности архитектуры собора. История музеефикации памятника: этапы и особенности. Музейная деятельность: экспозиции, экскурсии, издательская деятельность. Документы и издания о музеефикации российских культовых зданий. Обзор публикаций. Инструкции наркомпроса. Инструкция коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины. Антирелигиозная пропаганда и организация музеев в культовых зданиях. Журнал «Советский музей» в 1931 г. Работы конца 1940-х – начала 1980-х гг. Практические 4 1 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Музеефикация археологического наследия
4.1. История и проблемы музеефикации объектов археологического наследия. Проблемы музеефикации памятников археологии в трактовке А.Н. Медведя. Музеефикация Помпеи. Деятельность Дж. Фиорелли. Музеефикация Афинского акрополя. Лео фон Кленце. Проект К.Г. Евлентьева «Об учреждении археологического музеума в Булгаре Казанской губернии». Музеефикация памятниковв республиках СССР. Проекты музеефикации памятников палеолита. Этапы и виды музеефикации археологических комплексов. Раскопки как обязательный этап музеефикации: основные требования. Виды музеефикации по О.Н. Бадеру. Комплексная музеефикация с созданием музея под открытым небом. «Живая археология». Технические и социальные аспекты музеефикации. Зарубежный и отечественный опыт в музеефикации археологических комплексов. Музеефикация археологических памятников в Европе. Музеефикация археологического наследия в европейской России. Сохранение и музеефикация памятников Сибири и Монголии: опыт практической деятельности. Музеефикация наскальных изображений. Музей-запове Практические 4 1 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
4.2. Этапы и виды музеефикации археологических комплексов Сам. работа 4 15 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Музеефикация памятников науки, техники и индустрии
5.1. Опыт музеефикации объектов науки и техники. Музей мирового океана. Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского в Калуге. Музей-завод в Нижнем Тагиле. Музей техники В. Задорожного. Музей авиации и космонавтики в Париже. Парижский консерваторий. Музей науки и техники Леонардо да Винчи в Милане. Технопарк. Музеефикация объектов индустрии. Музеефикация производственных процессов. Индустриальные музеи Германии. Музей-завод на Урале. Эшмор парк. Музей в Брамше. Лекции 4 1 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
5.2. Музеефикация объектов индустрии Сам. работа 4 30 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Музеефикация среды и ландшафтов
6.1. Средовой подход в музеефикации. Понятие «историко-культурная среда». Принципы ландшафтоведения. История ландшафтной архитектуры и ее основные элементы (газоны, цветники, малые архитектурные формы и др.). Ландшафтное планирование. Эстетический анализ. Составляющие музеефикации средового пространства. Лекции 4 1 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
6.2. Сады и парки как объекты музеефикации. Создание цельного образа территории. Павловский парк: основные составляющие и объекты. Парки Петергофа. Сады Русского музея. Возрождение Летнего сада. Парки Франции (Люксембургский сад, Марсово поле, Булонский лес, парки Версаля). Практические 4 1 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
6.3. Сады и парки как объекты музеефикации Сам. работа 4 30 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Исследование и музеефикация нематериальных объектов наследия
7.1. Сохранение и актуализация объектов нематериального наследия. Понятие «нематериальное наследие». Проблема сохранения нематериального наследия. Методика работы музеев с нематериальным наследием. Содержание Международной конвенции об охране нематериального культурного наследия. Музеефикация нематериального наследия. Способы музеефикации объектов нематериального культурного наследия. Фиксация. Ревитализация. Моделирование. Конструирование. Объекты нематериального наследия как неотъемлемая составляющая музейной традиции. Общественное значение музейных объектов нематериального наследия. Опыт демонстрации нематериального культурного наследия. Сценарии праздников. Практика музея-заповедника «Кижи». Практические 4 1 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
7.2. Музеефикация нематериального наследия Сам. работа 4 26 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
7.3. Экзамен по дисциплине Экзамен 4 9

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Реставрация объектов наследия как метод сохранения объектов наследия.
2. Основные понятия и принципы современной теории реставрации.
3. Реставрации памятников архитектуры: виды разрушений и номативная база.
4. Археологические исследования памятников архитектуры. Методика реставрации памятников архитектуры.
5. Экология зодчества: особенности подхода.
6. «Музеефикация»: содержание понятия и история.
7. Особенности формирования экспозиций в музеефицированных объектах.
8. Особенности музеефикации архитектурного наследия.
9. Музеефикация памятников культовой архитектуры.
10. Документы и издания о музеефикации российских культовых зданий.
11. История и проблемы музеефикации объектов археологического наследия.
12. Этапы и виды музеефикации археологических комплексов.
13. Зарубежный и отечественный опыт в музеефикации археологических комплексов.
14. Опыт музеефикации объектов науки и техники..
15. Музеефикация объектов индустрии.
16. Средовой подход в музеефикации.
17. Природный каркас и экологические функции территории.
18. Сады и парки как объекты музеефикации.
19. Сохранение и актуализация объектов нематериального наследия..
20. Музеефикация нематериального наследия.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Определение понятия

Определите понятия из предложенного перечня:
Консервация –
Полевая консервация –
Первичная консервация –
реставрация -
ремонт –
поновление –
новодел –
макет –
копия -
исследование –


Контрольные вопросы по лекциям

1. Методы каких наук применяются при реставрации и консервации предметов культуры?
2. В чем особенность полевой консервации предметов из бронзы?
3. В чем особенность полевой консервации предметов из камня?
4. В чем особенность полевой консервации предметов из стекла?
5. В чем особенность полевой консервации предметов из керамики?
6. В чем особенность полевой консервации предметов из Железа?
7. В чем особенность полевой консервации предметов из кожи и ткани?

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гребенникова Т.Г. Консервация, реставрация и использование объектов культурного и природного наследия: учебное пособие Изд-во Алт.ун-та, 2015 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 авт.-сост. А.А. Тишкин, Т.Г. Гребенникова Основы музеологии: учебное пособие Изд-во Алт. ун-та, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Бондарчук В.Г. Анализ литературы о музеефикации российских культовых зданий // http://www.rusarch.ru/bondarchuk1.htm или http://www.cathedral.ru/cathedra/num1/bondarchuk
Э2 Версальский сад // http://versal.virtual-tur.ru/index.php?r_id=6
Э3 Ермаков С. Место объектов нематериального наследия в музейном деле // http://www.ladoga100.ru/kladez/index.php?fid
Э4 Иванов Н.П., Тетерина И.В., Штиглиц Е.О. Летний сад. Возрождение памятника // http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/7528.php
Э5 Исакиевский собор. История музеефикации // http://www.cathedral.ru/museum/history
Э6 История ландшафтной архитектуры // http://green-life.ru/nav_landscape-mauritan.html
Э7 Кайдалова Е. Истоки современного ландшафтного искусства. Французский сад // http://www.vn-nn.ru/31.html
Э8 Князева В.П. Экология. Основы реставрации. М., 2005 // http://www.art-con.ru/node/4
Э9 Медведь А.Н. Проблемы музеефикации памятников археологии Москвы // http://vestnik.rsuh.ru/article.html?id=55384
Э10 Международная конвенция об охране нематериального культурного наследия // http://www.ntrust.ru/public.cms/?eid=689705
Э11 Международная хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест. Венеция. 1964 // http://www.art-con.ru/node/848
Э12 Мишура О.О. Музеефикация памятников архитектуры // http://www.cathedral.ru/cathedra/num1/mishura
Э13 Музей-завод – главный памятник индустриального наследия уральской металлургии // http://history.ntagil.ru/3_21.htm
Э14 Нематериальное наследие // http://www.museum.ru/rme/dictionary.asp?31
Э15 Нематериальное наследие. Вестник (№ 10, 2008) // http://www.unesco.ru/rus/pages/ihm.php
Э16 Нематериальное наследие. Вестник (№ 8, 2007) // http://www.unesco.ru/rus/pages/ihm.php
Э17 Павловский парк // http://www.pavlp.ru/
Э18 Парки Франции // http://ru.wikipedia.org/
Э19 Сады Русского музея // http://rusmuseum.ru/museum/projects/development/full_program/program_1999_2008/vozrozhdenie/gardens/
Э20 Щенков А.С. Введение: Осмысление исторического опыта и современная теория архитектурной реставрации // http://www.art-con.ru/node/2
Э21 Электронный учебно-методический комплекс "Консервация, реставрация и использование объектов культурного и природного наследия" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. Лекционный материал структурирован на разделы.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. Может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
При изучении тем, полностью вынесенных в самостоятельную работу студента необходимо ознакомиться с материалами и литературой, предложенных преподавателям, выполнить практические задания и предоставить их в установленные сроки.
При изучении литературы, подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторных занятиях, при подготовке к экзамену по дисциплине. Выступление на занятии следует продумать, подготовить заранее.
При подготовке индивидуальных презентаций необходимо использовать ресурсы сети Internet.
Для освоения материала, в том числе для самостоятельной работы и выполнения практических заданий, тестирования, имеется электронный учебно-методический комплекс, размещенный по адресу https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=987
Лекции осваиваются студентами самостоятельно, переход от одной части лекции к другой осуществляется посредством ответа на контрольные вопросы. Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально после освоения каждой из тем и направляются преподавателю. Доступ к тестовым заданиям открывается преподавателем в определенные дни. Выполнение теста ограничено по времени.