МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Исторические музеи

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz51_03_04_Музеология-3-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 125
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 125 125 125 125
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Тишкина Т.В.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Исторические музеи

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (уровень бакалавриата). Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 июля 2016 г. №788

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – познакомить студентов с закономерностями формирования исторических коллекций, созданием и современной деятельностью исторических музеев мира.
В соответствие с поставленной целью обозначены следующие задачи:
- рассмотреть этапы эволюции исторических коллекций и процесс формирования исторических музеев;
- дать представление о многообразии видов исторических музеев;
- продемонстрировать особенности деятельности современных музеев исторического профиля и их роль в сохранении культурного наследия;
- закрепить навыки студентов эффективного поиска и анализа источников, литературы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способность применять современные методы исследований в ведущих направлениях музейной деятельности и сохранении культурного наследия
ПК-2 способность к оформлению результатов научных исследований: научных отчетов, обзоров, аналитических справок и пояснительных записок
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности деятельности музеев исторического профиля и их роль в сохранении культурного наследия
3.2.Уметь:
3.2.1.критически анализировать информацию о музеях исторического профиля;
характеризовать развитие конкретного исторического музея или коллекции, отметив общие закономерности и показав специфические особенности собрания и деятельности учреждения по сохранению культурного наследия
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.демонстрации результатов изучения исторического материала в различной форме;
применения основных методов в направлениях музейной деятельности и сохранении культурного наследия

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Исторические музеи: понятие и история формирования.
1.1. Основные виды исторических музеев. Накопление памятников исторического значения в России и за рубежом. Лекции 4 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1
1.2. Исторические музеи: понятие, классификация, специфика деятельности. Сам. работа 4 13 ПК-1, ПК-2 Л1.1
1.3. Национальные исторические музеи мира. Лекции 4 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1
1.4. Национальные исторические музеи мира. Сам. работа 4 14 ПК-1, ПК-2 Л1.1
1.5. Национальные исторические музеи мира. Практические 4 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1
Раздел 2. Основные исторические музеи России и зарубежья.
2.1. Государственный Исторический музей. Сам. работа 4 12 ПК-1, ПК-2 Л1.1
2.2. Историко-культурные музеи-заповедники России. Сам. работа 4 12 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.3. Историко-культурные музеи-заповедники на Урале и в Сибири. Сам. работа 4 12 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.4. Музеи истории городов Сам. работа 4 12 ПК-2 Л1.1
2.5. Музеи истории городов Практические 4 2 ПК-2 Л1.1
2.6. Археологические и этнографические музеи. Сам. работа 4 12 ПК-1, ПК-2 Л1.2
2.7. Краеведческие музеи. Сам. работа 4 12 ПК-1, ПК-2 Л1.2
2.8. Военно-исторические музеи. Сам. работа 4 14 ПК-1, ПК-2 Л1.2
2.9. Военно-исторические музеи. Практические 4 2 ПК-1, ПК-2 Л1.2
2.10. Специальные, персональные, монографические (событийные) исторические музеи Сам. работа 4 12 ПК-1, ПК-2
2.11. Экзамен по дисциплине Экзамен 4 9

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы к экзамену
1. Исторические музеи: понятие, разновидности и классификация.
2. История формирования музеев исторического профиля.
3. Направления и специфика деятельности исторических музеев.
4. История формирования национальных музеев в XVIII-XIX вв.
5. Зарубежные европейские национальные исторические музеи (Национальный музей в Праге, Немецкий исторический музей).
6. Идея создания отечественного исторического музея и ее воплощение в XIX в.
7. Государственный Исторический музей в XX в.: состояние и основные направления деятельности
8. Современные состояние, модернизация и перспективы развития ГИМ.
9. Деятельность филиалов Государственного Исторического музея.
10. «Музей Москвы»: история формирования и современное состояние.
11. Деятельность Музея археологии Москвы, Музея русской усадебной культуры «Усадьба князей Голицыных «Влахернское-Кузьминки» в составе Государственного учреждения культуры «Музейное объединение «Музей Москвы».
12. Деятельность Музея истории «Лефортово», Музея «Английское подворье (Старый Английский двор)», Музея «Дом на Набережной», Музея В.А. Гиляровского в составе Государственного учреждения культуры «Музейное объединение «Музей Москвы».
13. Музеи истории городов (Иркутск, Томск) в Сибири.
14. Государственный музей истории Санкт-Петербурга: история создания, направления деятельности.
15. Музеи истории городов в государствах Европы (Музей Лондона, Музей истории города Варшавы, Музей города Стокгольма): общее и особенное в деятельности.
16. Государственный историко-культурный музей-заповедник Московский Кремль.
17. Государственный музей-заповедник «Петергоф».
18. Государственный исторический музей-заповедник «Горки Ленинские».
19. Историко-культурный и природный музей-заповедник «Томская писаница».
20. Этапы музеефикации и направления деятельности историко-культурного музея-заповедника «Аркаим».
21. Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник.
22. Становление и развитие отечественных археологических музеев в XIX в.
23. Зарубежные археологические музеи (Национальный археологический музей Неаполя, Национальный археологический музей Афин).
24. Зарубежные археологические музея (Археологический музей в Стамбуле, Музей Анатолийских цивилизаций, Художественный и археологический музей в Оксфорде /Эшмолианский музей/).
25. Деятельность Курского государственного областного музея археологии и
Хабаровского археологического музея им. А.П. Окладникова.
26. Археологические музеи государств ближнего зарубежья (Одесский археологический музей, археологический музей «Берестье»).
27. Деятельность Анапского музея-заповедника «Горгиппия» (филиал Краснодарского историко-археологического музея-заповедника) и археологического заповедника «Танаис».
28. Музеи археологии и этнографии в университетах России.
29. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН: история развития и современное состояние.
30. Российский этнографический музей: история создания и современное состояние.
31. Старейшие музеи Сибири: Иркутский областной краеведческий музей и Алтайский государственный краеведческий музей.
32. Военно-исторические музеи: понятие и история становления в XVIII-XIX вв.
33. Центральный военно-исторический музей Санкт-Петербурга.
34. Государственный Бородинский военно-исторические музей-заповедник.
35. Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле».
36. Военно-исторические музеи России в XX - начале XXI в.
37. Музей-панорама «Бородинская битва», Музей-диорама «Курская битва».
38. Зарубежные военно-исторические музеи.
39. Национальные музеи на территории субъектов Российской Федерации.
40. Национальные музеи государств ближнего зарубежья (Украина, Республика Беларусь, Республика Казахстан).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы доклады:
1. Каирский (Египетский) музей
2. Национальный исторический музей Бразилии
3. Национальный музей антропологии (Мексика)
4. Национальный музей истории Чили,
5. Национальный музей американских индейцев.
6. Национальный музей Республики Башкортостан,
7. Национальный музей Республики Татарстан,
8. Национальный музей Чеченской Республики,
9. Национальный музей Удмуртской Республики имени Кузебая Герда.
10. Национальный музей Республики Казахстан
11.Национальный музей Республики Беларусь.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
3. Обратитесь к содержанию раздела «Военно-исторические музеи» в издании Гребенникова Т.Г., Тишкина Т.В. Исторические музеи: учеб. пособие. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2015. Ч. 2. 220 с. Сетевой доступ: http://elibrary.asu.ru/handle/asu/991
Сформулируйте ответы на следующие задания:
– дайте определения понятия «военно-исторические музеи»;
– приведите примеры военно-исторических музеев-заповедников на полях сражений.
Подготовьте анализ истории создания и опыта деятельности Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле», используя следующий план:
– формирование памятных торжеств на поле воинской славы;
– возведение мемориальных сооружений;
– создание музея, получение статуса Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле»;
– структура и объекты музея-заповедника;
– формы культурно-образовательной деятельности, реализуемые в музее-заповеднике;
–мероприятия по сохранению ландшафта поля сражения и историко-культурного наследия;
– основные проблемы в деятельности музея-заповедника;
– перспективные направления работы учреждения (с обоснованием своей точки зрения).
Полный перечень практических заданий размещен в Электронном учебно-методическом комплексе на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1056

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гребенникова Т.Г., Тишкина Т.В. Исторические музеи: учебное пособие Алт. ун-та, Ч. 1. 2015 elibrary.asu.ru
Л1.2 Гребенникова Т.Г., Тишкина Т.В. Исторические музеи: учебное пособие Алт. ун-та, Ч. 2. 2015 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Т. Г. Гребенникова Этнографические музеи России [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Государственный исторический музеи? (офиц. сайт) www.shm.ru
Э2 Портал «Музеи России» объединяет справочный и новостной материал об отечественных и зарубежных музеях www.museum.ru
Э3 Сайт «Музеи мира в Интернете» представляет собой каталог сайтов музеев мира с интерактивными ссыл-ками на их страницы www.hist.msu.ru
Э4 Электронная библиотека по музеологии кафедры музеологии Российского государственного гуманитарного университета представляет научные статьи (на русском и ино-странных языках) и указатели литературы по истории музеев и отдельным направлениям музейной деятельности www.museolog.rsuh.ru
Э5 Исторические музеи portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
112Д музей археологии и этнографии алтая АлтГУ - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 4 посадочных места; доска меловая 1 шт.; фонды; архив; экспозиционные материалы
16бМ лаборатория междисциплинарных исследований археологии Западной Сибири и Алтая – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель; рабочее место преподавателя; научное оборудование: микро-РФА спектрометр с функцией сканирования предназначен для экспресс-анализа элементного состава археологических объектов от Na(11) до U(92); передвижной рентгенографический комплекс ПРДУ-02; электронный тахеометр Nikon Nivo 5.C – 3 шт.
16аМ лаборатория междисциплинарных исследований археологии Западной Сибири и Алтая – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель; рабочее место преподавателя; научное оборудование: муфельная печь SNOL 3/1100; шкаф вытяжной для муфельных печей ЛАБ-800 ШВп; электронный микроскоп МБC-10 – 3 шт.; микроскоп стереоскопический для лабораторных исследований Stemi 2000C с принадлежностями; геофизическое оборудование – система градиентометра 4 канала на базе FOERSTER FEREX 4.032 DLG GPS

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. Студентам рекомендуется аккуратно вести конспекты лекций. В случае недопонимания какой-либо части лекционного материала следует задать вопрос преподавателю в установленном порядке.
Практические занятия – одна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков. Данные учебные занятия углубляют, расширяют, детализируют полученные на лекции знания. При подготовке к практическому занятию, студенту следует изучить содержание соответствующего раздела программы дисциплины, обратить внимание на представленный план занятия. При изучении указанной литературы, формировании ответов на вопросы практического занятия, следует выявить проблемы, являющиеся предметом обсуждения. Рекомендуется составлять краткие конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторном занятии, при подготовке к зачету. Работа в ходе проведения практического занятия строится по принципу коллективного обсуждения поставленных вопросов. При выступлении студенту разрешается использовать свои заранее подготовленные записи.
Критерии оценивания работы студента на практическом занятии. «Отлично» выставляется студенту, который дал полный, последовательный, развернутый ответ (на вопрос из плана практического занятия), продемонстрировал знания, подчерпнутые из рекомендованной литературы и источников, активно работал на занятии, аргументировано отвечал на дополнительные вопросы.
«Хорошо» выставляется студенту, который дал развернутый ответ (на вопрос из плана практического занятия), продемонстрировал знания, подчерпнутые из рекомендованной литературы и источников, участвовал в дискуссии, однако допустил неточности в ответе.
«Удовлетворительно» выставляется студенту, который дал ответ (на вопрос из плана практического занятия), отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия, с нарушением последовательности, допустил несколько ошибок в содержании. Продемонстрировал частичное изучение указанной литературы и источников.
«Неудовлетворительно» выставляется студенту, который отказался отвечать на вопрос из плана занятия, или дал ответ, содержащий ряд серьезных неточностей, неглубокое раскрытие темы, незнание большей части литературы и источников. При получении оценки «неудовлетворительно», студенту рекомендуется вновь обратиться к изучению вопросов из плана занятия и продемонстрировать знания на индивидуальной консультации с преподавателем.
Электронный учебно-методический комплекс дисциплины (ЭУМКД) размещен на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1056. В нем представлена инструкция по освоению ЭУМКД.
ЭУМКД включает материалы, сгруппированные тематически по разделам курса. В ЭУМКД представлены планы семинаров, лекционные материалы с контрольными вопросами, практические задания, глоссарий, материалы (литература и интерактивные ссылки) для самостоятельного изучения.
Некоторые темы лекций осваиваются студентами самостоятельно, переход от одной части лекции к другой осуществляется посредством ответа на контрольные вопросы.
Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально и направляются преподавателю. Оценка за каждое практическое задание выставляется по стобалльной шкале, засчитывается задание, оцененное в не менее чем 50 баллов. В случае, если тексты работ нескольких студентов окажутся идентичны, то они не оцениваются. Выполненное задание, получившее оценку менее чем 50 баллов, не засчитывается, как удовлетворительное и должно быть доработано автором. Затем вновь направлено преподавателю.
Для подготовки доклада из приведенного перечня выберите тему. Ознакомьтесь с содержанием программы дисциплины. Используя указанную литературу, составьте доклад, подготовьтесь к публичному представлению доклада, выполните 8–10 слайдов. На последнем слайде укажите список использованной литературы и источников. Время выступления 8–10 минут.
К выполнению тестовых заданий следует приступать после завершения изучения всех тем дисциплины. В случаях отрицательных результатов после двух попыток прохождения тестовых заданий, необходимо обратиться к преподавателю за консультацией.
Доступ к тестовым заданиям открывается преподавателем в определенные дни. Выполнение теста ограничено по времени. Каждый вопрос оценивается в один балл. Максимальное количество баллов за тест – 30.
К устному экзамену допускаются студенты-бакалавры, выполнившие все задания в системе ЭУМКД (не менее 50 баллов за каждый), не имеющие задолженностей по вопросам практических/лекционных занятий и успешно выполнившие тестовые задания. В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 35 минут.