МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Литература русского зарубежья

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.03.01. Филология
ПрофильПрикладная филология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_03_01_ПФ-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 11,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
профессор, д.ф.н. Десятов В.В.

Рецензент(ы):
к.ф.н., доцент О.А. Скубач

Рабочая программа дисциплины
Литература русского зарубежья

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.01 (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №947)

составлена на основании учебного плана:
45.03.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.ф.н. Чернышова Т.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой профессор, д.ф.н. Чернышова Т.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- формирование представления об особенностях и этапах развития литературы русского зарубежья;
- освоение основных положений и концепций в области изучения русского зарубежья как культурного феномена;
- демонстрация различных методик исследования и интерпретации художественных текстов и применение их на практике.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных текстов
ПК-5 способность к проведению учебных занятий и внеклассной работы по языку и литературе в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовые основы современной научной парадигмы в области литературоведения.
3.2.Уметь:
3.2.1.самостоятельно анализировать конкретное литературное произведение, самостоятельно выявлять своеобразие художественного текста, используя полученные знания; анализировать произведение в различных контекстах: литературном, кинематографическом, социально-историческом, биографическом и др.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет языками культур соответствующих периодов и современным терминологическим аппаратом, созданным для их изучения, навыками аналитической работы с поэтическими и прозаическими текстами.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Литература первой волны эмиграции
1.1. Литература 1-ой волны русской эмиграции. История литературы русского зарубежья Лекции 8 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
1.2. Послеоктябрьское творчество И. Бунина.«Трагическая эпопея» И. Шмелева Лекции 8 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
1.3. Творчество И. Бунина Практические 8 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
1.4. Творчество И. Шмелева. Практические 8 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
1.5. Дореволюционное творчество Б. Зайцева. Послеоктябрьское творчество А. Ремизова. Лекции 8 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
1.6. Творчество Б.Зайцева Практические 8 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
1.7. Поэзия В. Ходасевича Лекции 8 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
1.8. Внеаудиторное чтение Сам. работа 8 16 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Литература второй и третьей волны эмиграции
2.1. Поэзия первой и второй волны русской эмиграции. Поэзия Г.Иванова Лекции 8 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
2.2. Поэзия Г.Иванова Практические 8 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
2.3. Творчество «литературной» молодежи.Центры и организационные формы литературы второй волны русской эмиграции. Русскоязычное творчество В. Набокова. Лекции 8 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
2.4. Русскоязычное творчество В. Набокова Практические 8 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
2.5. Творчество А.Терца Практические 8 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
2.6. Проза В.Аксенова.Проза С.Довлатова. Лекции 8 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
2.7. Проза Г. Газданова.Литература 3-ей волны русской эмиграции.Особенности малой прозы А.Терца. Лекции 8 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
2.8. Проза С.Довлатова Практические 8 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
2.9. Проза С.Соколова. Поэзия А. Галича. Поэзия И. Бродского периода эмиграции Лекции 8 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
2.10. Творчество С.Соколова Практические 8 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
2.11. Поэзия И. Бродского периода эмиграции Практические 8 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
2.12. Внеаудиторное чтение, подготовка к практическим занятиям Сам. работа 8 29 ОПК-3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. прикрепленный файл.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Феномен литературы русской эмиграции в контексте литературы ХХ столетия. Связь с русской классикой, культурой "серебряного века" и западно-европейскими литературами.
2. Три волны литературы русской эмиграции. Специфика. Периодизация.
3. Поэзия русской эмиграции первой и второй волны. Общая характеристика. Типологические признаки.
4. Поэзия В. Ходасевича. Тема России, поэта и поэзии в сб.:"Путем зерна", "Тяжелая лира", "Европейская ночь".
5. Поэзия «Парижской ноты». Специфика. Периодизация.
6. Поэзия Б.Поплавского. Особенности поэтики.
7. Роман В. Набокова «Защита Лужина». Литературная традиция и пародийное начало в романе.
8. Традиции романа «потока сознания» и русской автобиографической прозы в романе Г. Газданова «Вечер у Клэр». Интертекстуальные связи.
9. Предпосылки возникновения третьей волны русской эмиграции События Хрущевской «оттепели». «Пражская весна». Альманах «Метрополь».
10. Мировоззренческие и эстетические искания писателей 3-ей волны русской эмиграции.
11. Традиции модернисткого гротеска в ранней прозе А.Терца.Утопический характер свободы индивидуального сознания в рассказе «Гололедица».
12. Творчество В. Аксенова в контексте русской литературы 60-х годов.
13. От реализма к сюрреализму: эксперимент, как доминирующий принцип поэтики прозы В.Аксенова.
14. Поэтика прозы С. Довлатова. Типологические признаки.
15. Норма и абсурд в прозе С. Довлатова: «Зона», «Заповедник».
16. Поэзия А. Галича. Поэзия, как протест против советской реальности.
17. Роман С. Соколова «Школа для дураков». Переход от модернизма к постмодернизму.
18. Роман С.Соколова «Между собакой и волком» в контексте русского постмодернизма.
19. Поэзия И. Бродского периода эмиграции. Основные темы. Мотивная структура.
20. Современная ситуация: сохранение связей писателей, работающих за рубежом, с общественной жизнью в России и русской литературой. Место писателей русского зарубежья в общелитературном процессе.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. прикрепленный файл.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Перхин В.В. История журналистики Русского зарубежья ХХ века. Конец 1910-х - начало 1990-х гг.: М.: Флинта // ЭБС «Лань», 2012., 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лейдерман Н.Л. Русская литература XX века (1950-1990-е годы): учеб. пособие М.: Академия, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://highpoetry.clan.su
Э2 http://orheusmusic.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная)

7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Обозначенные процедуры проходят в соответствии с Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся в ФГБОУ ВО «АлтГУ»

Текущий контроль осуществляется на практических занятиях.

Промежуточная аттестация проводится по результатам работы студентов на практических занятиях.
- Аттестационные испытания проводятся преподавателем, ведущим лекционные занятия по данной дисциплине, или преподавателями, ведущими практические и лабораторные занятия (кроме устного экзамена). Присутствие посторонних лиц в ходе проведения аттестационных испытаний без разрешения ректора или проректора не допускается (за исключением работников университета, выполняющих контролирующие функции в соответствии со своими должностными обязанностями). В случае отсутствия ведущего преподавателя аттестационные испытания проводятся преподавателем, назначенным письменным распоряжением по кафедре (структурному подразделению).
- Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, допускаются на аттестационные испытания в сопровождении ассистентов-сопровождающих.
- Во время аттестационных испытаний обучающиеся могут пользоваться программой учебной дисциплины, а также с разрешения преподавателя справочной и нормативной литературой, калькуляторами.
- Время подготовки ответа при сдаче зачета/экзамена в устной форме должно составлять не менее 40 минут (по желанию обучающегося ответ может быть досрочным). Время ответа – не более 30 минут.
- При подготовке к устному экзамену экзаменуемый, как правило, ведет записи в листе устного ответа.
- Оценка результатов устного аттестационного испытания объявляется обучающимся в день его проведения. При проведении письменных аттестационных испытаний или компьютерного тестирования – в день их проведения или не позднее следующего рабочего дня после их проведения.
- Результаты выполнения аттестационных испытаний, проводимых в письменной форме, форме итоговой контрольной работы или компьютерного тестирования, должны быть объявлены обучающимся и выставлены в зачётные книжки не позднее следующего рабочего дня после их проведения.

Экзамен проводится в конце семестра. Экзамен включает устранение задолженностей, образовавшихся в ходе семестра (практическая часть курса).