Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка |
---|---|
Направление подготовки | 45.03.01. Филология |
Профиль | Прикладная филология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 45_03_01_ПФ-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 11,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 45 | 45 | 45 | 45 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой профессор, д.ф.н. Чернышова Т.В.
1.1. | - формирование представления об особенностях и этапах развития литературы русского зарубежья; - освоение основных положений и концепций в области изучения русского зарубежья как культурного феномена; - демонстрация различных методик исследования и интерпретации художественных текстов и применение их на практике. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-3 | способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных текстов |
ПК-5 | способность к проведению учебных занятий и внеклассной работы по языку и литературе в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | базовые основы современной научной парадигмы в области литературоведения. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | самостоятельно анализировать конкретное литературное произведение, самостоятельно выявлять своеобразие художественного текста, используя полученные знания; анализировать произведение в различных контекстах: литературном, кинематографическом, социально-историческом, биографическом и др. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владеет языками культур соответствующих периодов и современным терминологическим аппаратом, созданным для их изучения, навыками аналитической работы с поэтическими и прозаическими текстами. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Литература первой волны эмиграции | ||||||
1.1. | Литература 1-ой волны русской эмиграции. История литературы русского зарубежья | Лекции | 8 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Послеоктябрьское творчество И. Бунина.«Трагическая эпопея» И. Шмелева | Лекции | 8 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Творчество И. Бунина | Практические | 8 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Творчество И. Шмелева. | Практические | 8 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Дореволюционное творчество Б. Зайцева. Послеоктябрьское творчество А. Ремизова. | Лекции | 8 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Творчество Б.Зайцева | Практические | 8 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Поэзия В. Ходасевича | Лекции | 8 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
1.8. | Внеаудиторное чтение | Сам. работа | 8 | 16 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Литература второй и третьей волны эмиграции | ||||||
2.1. | Поэзия первой и второй волны русской эмиграции. Поэзия Г.Иванова | Лекции | 8 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Поэзия Г.Иванова | Практические | 8 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Творчество «литературной» молодежи.Центры и организационные формы литературы второй волны русской эмиграции. Русскоязычное творчество В. Набокова. | Лекции | 8 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Русскоязычное творчество В. Набокова | Практические | 8 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Творчество А.Терца | Практические | 8 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
2.6. | Проза В.Аксенова.Проза С.Довлатова. | Лекции | 8 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
2.7. | Проза Г. Газданова.Литература 3-ей волны русской эмиграции.Особенности малой прозы А.Терца. | Лекции | 8 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
2.8. | Проза С.Довлатова | Практические | 8 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
2.9. | Проза С.Соколова. Поэзия А. Галича. Поэзия И. Бродского периода эмиграции | Лекции | 8 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
2.10. | Творчество С.Соколова | Практические | 8 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
2.11. | Поэзия И. Бродского периода эмиграции | Практические | 8 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
2.12. | Внеаудиторное чтение, подготовка к практическим занятиям | Сам. работа | 8 | 29 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. прикрепленный файл. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Феномен литературы русской эмиграции в контексте литературы ХХ столетия. Связь с русской классикой, культурой "серебряного века" и западно-европейскими литературами. 2. Три волны литературы русской эмиграции. Специфика. Периодизация. 3. Поэзия русской эмиграции первой и второй волны. Общая характеристика. Типологические признаки. 4. Поэзия В. Ходасевича. Тема России, поэта и поэзии в сб.:"Путем зерна", "Тяжелая лира", "Европейская ночь". 5. Поэзия «Парижской ноты». Специфика. Периодизация. 6. Поэзия Б.Поплавского. Особенности поэтики. 7. Роман В. Набокова «Защита Лужина». Литературная традиция и пародийное начало в романе. 8. Традиции романа «потока сознания» и русской автобиографической прозы в романе Г. Газданова «Вечер у Клэр». Интертекстуальные связи. 9. Предпосылки возникновения третьей волны русской эмиграции События Хрущевской «оттепели». «Пражская весна». Альманах «Метрополь». 10. Мировоззренческие и эстетические искания писателей 3-ей волны русской эмиграции. 11. Традиции модернисткого гротеска в ранней прозе А.Терца.Утопический характер свободы индивидуального сознания в рассказе «Гололедица». 12. Творчество В. Аксенова в контексте русской литературы 60-х годов. 13. От реализма к сюрреализму: эксперимент, как доминирующий принцип поэтики прозы В.Аксенова. 14. Поэтика прозы С. Довлатова. Типологические признаки. 15. Норма и абсурд в прозе С. Довлатова: «Зона», «Заповедник». 16. Поэзия А. Галича. Поэзия, как протест против советской реальности. 17. Роман С. Соколова «Школа для дураков». Переход от модернизма к постмодернизму. 18. Роман С.Соколова «Между собакой и волком» в контексте русского постмодернизма. 19. Поэзия И. Бродского периода эмиграции. Основные темы. Мотивная структура. 20. Современная ситуация: сохранение связей писателей, работающих за рубежом, с общественной жизнью в России и русской литературой. Место писателей русского зарубежья в общелитературном процессе. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. прикрепленный файл. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Перхин В.В. | История журналистики Русского зарубежья ХХ века. Конец 1910-х - начало 1990-х гг.: | М.: Флинта // ЭБС «Лань», 2012., 2011 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Лейдерман Н.Л. | Русская литература XX века (1950-1990-е годы): учеб. пособие | М.: Академия, 2010 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://highpoetry.clan.su | |||
Э2 | http://orheusmusic.ru | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная) 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Обозначенные процедуры проходят в соответствии с Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся в ФГБОУ ВО «АлтГУ» Текущий контроль осуществляется на практических занятиях. Промежуточная аттестация проводится по результатам работы студентов на практических занятиях. - Аттестационные испытания проводятся преподавателем, ведущим лекционные занятия по данной дисциплине, или преподавателями, ведущими практические и лабораторные занятия (кроме устного экзамена). Присутствие посторонних лиц в ходе проведения аттестационных испытаний без разрешения ректора или проректора не допускается (за исключением работников университета, выполняющих контролирующие функции в соответствии со своими должностными обязанностями). В случае отсутствия ведущего преподавателя аттестационные испытания проводятся преподавателем, назначенным письменным распоряжением по кафедре (структурному подразделению). - Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, допускаются на аттестационные испытания в сопровождении ассистентов-сопровождающих. - Во время аттестационных испытаний обучающиеся могут пользоваться программой учебной дисциплины, а также с разрешения преподавателя справочной и нормативной литературой, калькуляторами. - Время подготовки ответа при сдаче зачета/экзамена в устной форме должно составлять не менее 40 минут (по желанию обучающегося ответ может быть досрочным). Время ответа – не более 30 минут. - При подготовке к устному экзамену экзаменуемый, как правило, ведет записи в листе устного ответа. - Оценка результатов устного аттестационного испытания объявляется обучающимся в день его проведения. При проведении письменных аттестационных испытаний или компьютерного тестирования – в день их проведения или не позднее следующего рабочего дня после их проведения. - Результаты выполнения аттестационных испытаний, проводимых в письменной форме, форме итоговой контрольной работы или компьютерного тестирования, должны быть объявлены обучающимся и выставлены в зачётные книжки не позднее следующего рабочего дня после их проведения. Экзамен проводится в конце семестра. Экзамен включает устранение задолженностей, образовавшихся в ходе семестра (практическая часть курса). |