Закреплена за кафедрой | Кафедра археологии, этнографии и музеологии |
---|---|
Направление подготовки | 51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | z51_03_04_Музеология-3-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 2 | 12 | 2 | 12 |
Практические | 6 | 24 | 6 | 24 |
Сам. работа | 127 | 81 | 127 | 81 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 144 | 126 | 144 | 126 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии
Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин
1.1. | Цель – формирование у студентов системы знаний по истории формирования и специфики функционирования краеведческих музеев, составляющих значительную группу в музейной сети России. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07 |
ОПК-4 | способность понимать, изучать и критически анализировать научную информацию по тематике исследования, используя адекватные методы обработки, анализа и синтеза информации |
ПК-6 | способность выполнять работу по текущему и перспективному комплектованию музея |
ПК-7 | способность выполнять все виды работ, связанных с учетом музейных коллекций, объектов культурного и природного наследия |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | историю становления, динамику развития, специфику деятельности, основные формы работы с посетителями в краеведческих музеях |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | выявлять, изучать, критически анализировать источники информации по темам истории и современной деятельности краеведческих музеев Сибири; выявлять и характеризировать особенности формирования фондовых собраний краеведческих музеев |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | практического применения теоретических знаний о краеведческих музеях; способностью использовать теоретические знания по работе с музейными коллекциями, объектами культурного и природного наследия в дальнейшей профессиональной деятельности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. История формирования отечественных краеведческих музеев. | ||||||
1.1. | Введение. Цель, задачи дисциплины. Обзор литературы и источников. Деятельность местных музеев в дореволюционной России | Лекции | 3 | 4 | ОПК-4, ПК-6, ПК-7 | Л1.1 |
1.2. | Деятельность местных музеев в дореволюционной России | Сам. работа | 3 | 5 | ОПК-4, ПК-6, ПК-7 | Л1.1 |
1.3. | Краеведческое движение в 1920-е гг. Формирование краеведческих музеев | Лекции | 3 | 2 | ОПК-4, ПК-6, ПК-7 | Л1.1 |
1.4. | Краеведческое движение в 1920-е гг. Формирование краеведческих музеев | Сам. работа | 3 | 6 | ОПК-4, ПК-6, ПК-7 | Л1.1 |
1.5. | Вклад краеведов в развитии Барнаульского музея в 1920-е гг. | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-4, ПК-6, ПК-7 | Л1.2 |
1.6. | Место краеведческих музеев в государственной музейной сети СССР | Лекции | 3 | 4 | ОПК-4, ПК-6, ПК-7 | Л1.1 |
1.7. | Место краеведческих музеев в государственной музейной сети СССР | Сам. работа | 3 | 6 | ОПК-4, ПК-6, ПК-7 | Л1.1 |
1.8. | Социокультурная деятельность краеведческих музеев в новых исторических условиях (1990–2000 гг.) | Лекции | 3 | 2 | ОПК-4, ПК-6, ПК-7 | Л1.1 |
1.9. | Социокультурная деятельность краеведческих музеев в новых исторических условиях (1990–2000 гг.) | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-4, ПК-6, ПК-7 | Л1.1 |
Раздел 2. Краеведческий музей как социокультурный институт в обществе | ||||||
2.1. | Опыт деятельности краеведческих музеев Сибири | Сам. работа | 3 | 26 | ОПК-4, ПК-6, ПК-7 | Л1.1 |
2.2. | Опыт деятельности краеведческих музеев Сибири | Практические | 3 | 10 | ОПК-4, ПК-6, ПК-7 | Л1.1 |
2.3. | Краеведческие музеи Алтайского края | Сам. работа | 3 | 20 | ОПК-4, ПК-6, ПК-7 | Л1.1 |
2.4. | Краеведческие музеи Алтайского края | Практические | 3 | 8 | ОПК-4, ПК-6, ПК-7 | Л1.1 |
2.5. | Особенности деятельности Алтайского государственного краеведческого музея. Практическая работа в музее | Практические | 3 | 4 | ОПК-4, ПК-6, ПК-7 | Л1.1, Л1.2 |
2.6. | Особенности деятельности Алтайского государственного краеведческого музея | Сам. работа | 3 | 6 | ОПК-4, ПК-6, ПК-7 | Л1.1, Л1.2 |
2.7. | Деятельность МБУК «Новоалтайский краеведческий музей имени В.Я. Марусина». Правтическая работа в музее | Практические | 3 | 2 | ОПК-4, ПК-6, ПК-7 | Л1.2 |
2.8. | Деятельность МБУК «Новоалтайский краеведческий музей имени В.Я. Марусина» | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-4, ПК-6, ПК-7 | Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Деятельность местных музеев в дореволюционной России. 2. Краеведческое движение в 1920-е гг. Формирование краеведческих музеев. 3. Место краеведческих музеев в государственной музейной сети СССР. 4. Социокультурная деятельность краеведческих музеев в новых исторических условиях (1990–2000 гг.). 5. История создания и опыт деятельности Иркутского областного краеведческого музея 6. История создания и современное состояние Минусинского краевого краеведческого музея 7. История создания и опыт деятельности Томского областного краеведческого музея. 8. История создания и опыт деятельности Новосибирского областного краеведческого музея 9. История создания и опыт деятельности Омского областного краеведческого музея 10. История создания и опыт деятельности Красноярского краевого краеведческого музея 11. История создания и деятельность Барнаульского музеума. 12. Вклад краеведов в развитии Барнаульского музея в 1920-е гг. 13. Опыт деятельности Алтайского краевого краеведческого музея (1937-1999 гг.). 14. Направления деятельности Алтайского государственного краеведческого музея. 15. История создания и опыт деятельности МБУК «Каменский краеведческий музей». 16. История создания и современное состояние МБУ «Бийский краеведческий музей им. В.В. Бианки». 17. История создания и опыт деятельности МБУК «Алейский историко-краеведческий музей». 18. Опыт деятельности МБУК «Мамонтовский районный краеведческий музей». 19.Вклад краеведов в развитии Барнаульского музея в 1920-е гг. 20.Вклад краеведов XX в. в формирование фондового собрания Алтайского государственного краеведческого музея. 21. Вклад сотрудников Алтайского государственного краеведческого музея в изучение и сохранение историко-культурного наследия. 22. Исторические коллекции в краеведческих музеях Алтайского края. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Музеи и их роль в краеведческом движение 1920-х гг. 2. Формирование коллекций краеведческих музеев в годы Великой отечественной войны 1941–1945 гг. 3. Основные коллекции и раритеты Алтайского государственного краеведческого музея. 4. Собрание МБУК «Новоалтайский краеведческий музей имени В.Я. Марусина». 5. Вклад сотрудников Барнаульского музея 1920-1930-х гг. в сохранение и изучение историко-культурного наследия. 6. История создания и опыт деятельности МБУК «Каменский краеведческий музей». 7. История создания и современное состояние собрания МБУ «Бийский краеведческий музей им. В.В. Бианки». 8. История создания и опыт деятельности МБУК «Алейский историко-краеведческий музей». 9. Исторические коллекции МБУК «Мамонтовский районный краеведческий музей». |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
1. Оцените деятельность местных музеев в дореволюционной России. 2. Охарактеризуйте процессы формирования военно-исторических коллекций в краеведческих музеях Алтайского края в XX– начале XXI в. 3. Рассмотрите состояние краеведческих музеев Сибири в 1920-1930-е гг. 4. Выявите основные проблемы в деятельности краеведческих музеев Алтайского края. 5. Охарактеризуйте совместные проекты краеведческих музеев Алтайского края. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Гребенникова Т.Г., Тишкина Т.В. | Исторические музеи: учебное пособие | Алт. ун-та, Ч. 2. 2015 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Тишкин А.А., Тишкина Т.В. | История музеев Алтая: учебное пособие в 2 ч. Ч.1. | Изд-во Алт. ун-та, 2017 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Портал Музеи России | museum.ru | ||
Э2 | Российская музейная энциклопедия | www.museum.ru | ||
Э3 | Музеи России на портале Культура России | www.culture.ru | ||
Э4 | Новоалтайский краеведческий музей им. В.Я. Марусина | www.museum.ru | ||
Э5 | Бийский краеведческий музей | www.biysk.museum.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Портал Музеи России http://museum.ru/ Российская музейная энциклопедия http://www.museum.ru/RME/dictionary.asp?40 Музеи России на портале Культура России http://www.culture.ru/museums Новоалтайский краеведческий музей им. В.Я. Марусина http://www.museum.ru/M1355 Бийский краеведческий музей http://www.biysk.museum.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
519М | электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей |
319М | кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт. |
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. Студентам рекомендуется аккуратно вести конспекты лекций. В случае недопонимания какой-либо части лекционного материала следует задать вопрос преподавателю в установленном порядке. Практические занятия – одна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков. Данные учебные занятия углубляют, расширяют, детализируют полученные на лекции знания. При подготовке к практическим занятиям, студенту следует изучить содержание соответствующего раздела программы дисциплины, обратить внимание на представленный план занятия. При изучении указанной литературы, формировании ответов на вопросы практических занятий, следует выявить проблемы, являющиеся предметом обсуждения. Рекомендуется составлять краткие конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторных занятиях, при подготовке к экзамену. Работа практического занятия строится по принципу коллективного обсуждения поставленных вопросов. При выступлении студенту разрешается использовать свои заранее подготовленные записи. Критерии оценивания работы студента на практическом занятии. «Отлично» выставляется студенту, который дал полный, последовательный, развернутый ответ (на вопрос из плана практического занятия), продемонстрировал знания, подчерпнутые из рекомендованной литературы и источников, активно работал на занятии, аргументировано отвечал на дополнительные вопросы. «Хорошо» выставляется студенту, который дал развернутый ответ (на вопрос из плана практического занятия), продемонстрировал знания, подчерпнутые из рекомендованной литературы и источников, участвовал в дискуссии, однако допустил неточности в ответе. «Удовлетворительно» выставляется студенту, который дал ответ (на вопрос из плана практического занятия), отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия, с нарушением последовательности, допустил несколько ошибок в содержании. Студент частично изучил указанную литературу и источники. «Неудовлетворительно» выставляется студенту, который отказался отвечать на вопрос из плана занятия, или дал ответ, содержащий ряд серьезных неточностей, неглубокое раскрытие темы, незнание большей части литературы и источников. При получении оценки «неудовлетворительно», студенту рекомендуется вновь обратиться к изучению вопросов из плана занятия и продемонстрировать знания на индивидуальной консультации с преподавателем. Обозначенные практические задания и письменные работы выполняются студентами самостоятельно и предоставляются на проверку преподавателю после освоения каждой темы дисциплины. Ответы на письменные задания должны быть составлены грамотно, литературным языком. Не допускается плагиат и списывание. В случае, если тексты работ нескольких студентов окажутся идентичны, то они не оцениваются. К экзамену допускаются студенты-бакалавры, выполнившие все представленные задания, не имеющие задолженностей по вопросам практических/лекционных занятий. Экзамен призван оценить работу студента-бакалавра по дисциплине, выявить уровень полученных им теоретических знаний и развития творческого мышления, наличие навыков самостоятельной работы. В билет включены два теоретический вопроса. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 35 минут. |