МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.03.01. Психология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_03_01_ПС-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д-р психол.н., проф., Ральникова И.А.

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доц., Гурова О.С.

Рабочая программа дисциплины
Социальная психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №946)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: развитие социально–психологического мышления студентов на основе изучения закономерностей поведения и деятельности людей, включенных в социальные группы, а также психологических характеристик групп.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.22

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-1 способностью к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.предмет социальной психологии; историю развития социально-психологических идей в отечественной и зарубежной традиции; особенности социально-психологического подхода к пониманию и изучению общения; психологические характеристики больших и малых социальных групп, психологию классов и этносов; место социальной психологии в системе научных дисциплин; методологию и методы социально-психологического исследования; особенности социально-психологического подхода к исследованию личности, социализации, социальной установки, этническим стереотипам.
3.2.Уметь:
3.2.1.определять принадлежность научного явления к сфере социально-психологического знания, применять знания о системе социально-психологических категорий и методов для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики, организовывать и проводить стандартные прикладные исследования в области решения задач социальной психологии, реализовывать социально-психологический подход к анализу форм взаимодействия в трудовых коллективах, применять знания о системе социально-психологических категорий и методов к постановке проблемы исследования, применять знания социальной психологии к организации собственной профессиональной деятельности в коллективе, толерантному отношению к социальным, этническим, конфессиональным и культурным различиям; анализировать характер взаимодействия в трудовых коллективах, консультировать членов коллектива по проблемам межличностных отношений, лидерства, руководства, развития коллектива, писхологического климата, конфликта, культурных, этнических, социальных различий; диагностировать психологический климат коллектива, разрабатывать социально-психологически ориентированные программы, направленные на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе, профессиональных рисков, способствующие оптимизации профессиональной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.в реализации социально-психологического подхода к решению задач в областях профессиональной практики, связанных с применением методов, приемов, процедур создания и поддержания психологического климата, способствующего оптимизации профессионадьной деятельности, развитию толерантности в отношении социальных, культурных, этнических, конфессиональных различий, разработке социально-психологически ориентированные программы, направленные на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе, профессиональных рисков.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социальная психология как научная дисциплина
1.1. Предмет социальной психологии Лекции 5 1 ОК-6, ПК-1 Л1.2, Л1.1
1.2. Особенности развития социально-психологического знания в России Сам. работа 5 4 ОК-6, ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. История формирования социально-психологических идей Лекции 5 1 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.4. Первые исторические формы социально-психологического знания Практические 5 1 ОК-6, ПК-1 Л1.2, Л1.1
1.5. Бихевиоризм, психоанализ, когнитивизм, интеракционизм как направления экспериментальной ориентации в социальной психологии в начале ХХ века Сам. работа 5 4 ОК-6, ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.6. Методология социально-психологического исследования Лекции 5 1 ОК-6, ПК-1 Л1.1
1.7. Понятие методологии социально-психологического исследования. Уровни методологии.Общая характеристика методов социально-психологического исследования. Сам. работа 5 4 ОК-6, ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Социально-психологическое исследование общения
2.1. Общение в системе межличностных и общественных отношений Сам. работа 5 4 ОК-6, ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Общение как обмен информацией Лекции 5 2 ОК-6, ПК-1 Л1.1
2.3. Вербальная и невербальная коммуникация. Кросскультурные различия. Практические 5 2 ОК-6, ПК-1 Л1.1
2.4. Характеристика составляющих процесса коммуникации в контексте убеждающего воздействия Сам. работа 5 2 ОК-6, ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.5. Общение как взаимодействие Лекции 5 2 ОК-6, ПК-1 Л1.1
2.6. Понятие интеракции.Содержание, стили, позиции, типы, уровни, сценарии, механизмы, динамика. Практические 5 1 ОК-6, ПК-1 Л1.2, Л1.1
2.7. Конфликтное взаимодействие. Социально-психологический анализ конфликта Практические 5 1 ОК-6, ПК-1 Л1.2, Л1.1
2.8. Общение как межличностная перцепция Лекции 5 2 ОК-6, ПК-1 Л1.1
2.9. Межличностная аттракция. Методы измерения аттракции. Сам. работа 5 2 ОК-6, ПК-1 Л2.2, Л1.1
2.10. Структура межличностной перцепции. Механизмы и содержание межличностного восприятия. Практические 5 4 ОК-6, ПК-1 Л1.1
Раздел 3. Социальная психология групп и межгрупповых отношений
3.1. Проблема исследования групп в социальной психологии Лекции 5 1 ОК-6, ПК-1 Л1.1
3.2. Понятие социальной группы.Основные психологические характеристики групп. Классификация социальных групп. Практические 5 4 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.3. Большие социальные группы Лекции 5 2 ОК-6, ПК-1 Л2.2, Л1.1
3.4. Особенности социально-психологического исследования стихийных групп, классов и этносов. Сам. работа 5 4 ОК-6, ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.5. Малые социальные группы Лекции 5 1 ОК-6, ПК-1 Л1.1
3.6. Современное понимание малой социальной группы. Отечественные и зарубежные подходы к исследованию малой группы.Динамические процессы в малой группе. Практические 5 2 ОК-6, ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.7. Экспериментальные исследования динамических процессов. Сам. работа 5 2 ОК-6, ПК-1 Л2.2, Л1.1
3.8. Психология межгрупповых отношений Практические 5 2 ОК-6, ПК-1 Л1.1
3.9. Подходы к исследованию межгрупповых отношений в социальной психологии. Примеры экспериментов. Сам. работа 5 4 ОК-6, ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Проблемы исследования личности в социальной психологии
4.1. Специфика социально-психологической проблематики исследования личности Лекции 5 1 ОК-6, ПК-1 Л1.1
4.2. Концепция личности в социальной психологии. Социально-психологические характеристики личности. Сам. работа 5 2 ОК-6, ПК-1 Л1.2, Л1.1
4.3. Проблема социализации в социальной психологии Сам. работа 5 2 ОК-6, ПК-1 Л1.2, Л1.1
4.4. Понятие социализации личности. Содержание процесса социализации. Сферы, этапы, институты социализации. Практические 5 1 ОК-6, ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.5. Социальная идентичность как функция групповой принадлежности. Сам. работа 5 2 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л1.1
4.6. Социальная установка. Определение, структура и функции аттитюда. Экспериментальные исследования. Практические 5 2 ОК-6, ПК-1 Л1.2, Л1.1
4.7. Иерархическая структура личностных диспозиций Сам. работа 5 2 ОК-6, ПК-1 Л1.2, Л1.1
4.8. Личность в группе Практические 5 2 ОК-6, ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.9. Эффективность деятельности личности.Социально-психологический тренинг как способ развития социально-психологических характеристик личности. Сам. работа 5 7 ОК-6, ПК-1 Л1.2, Л1.1
4.10. Экзамен 5 27 ОК-6, ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Г. М. Андреева Социальная психология: учеб. для вузов Аспект Пресс, 2014
Л1.2 А.Н. Сухов, М.Г. Гераськина, А.М. Лафуткин, А.В. Чечкова Социальная психология: М.: Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бендас Т. В., Якиманская И. С., Молокостова А. М., Трифонова Е. А. Социальная психология: учебник : Иэд-во: Оренбургский государственный университет , 2015 Электронный ресурс Университетская библиотека Online http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=364892&sr=1
Л2.2 Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э5 Курс в Moodle "Социальная психология " portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional;
Office 2010 Professional
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе освоения дисциплины необходимо посетить 90% аудиторных занятий, активно участвовать в обсуждении вопросов практических занятий и ответить на вопросы экзамена.

Методические рекомендации к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме;
изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к экзамену.

Подготовка к практическим занятиям.
В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовке к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов,персоналии,уметь приводить примеры. Для подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.

Работа с научной литературой в рамках самостоятельной работы.
При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу.Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).

Подготовка к тестам контроля знаний
Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.